№2-1075/17г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд в составе:
председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,
при секретаре О.И. Ходаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПавловой Ю.А. к администрации г. Ставрополя( третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ГУ МВД РФ по СК в лице Управления по вопросам миграции) о выделении в отдельную семью с сохранением права состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Павлова Ю. А. обратилась в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с иском к администрации г. Ставрополя о выделении Павловой Ю.А., 1985 года рождения, из состава семьи Рашевской И.В. в отдельную семью с сохранением права состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 21 ноября 2003 года.
В судебное заседание истица Павлова Ю.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истицы по доверенности Фоменко А.В. поддержал исковые требования, пояснив, что Павловой Ю.А. в составе семьи своей матери, Рашевской И.В., 21.11.2003 принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В 2015 году Павлова (Рашевская) Ю.А. вступила в брак с Павловым С.Ю., вследствие чего совместно со своей матерью Рашевской И.В. в настоящее время не проживает, семейные отношения фактически прекращены, общего хозяйства не ведут, единого бюджета не имеют, жилищно-коммунальные услуги не оплачивают.В связи с тем, что Павлова Ю.А. и Рашевская И.В. фактически являются разными семьями, истица обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением от 01.12.2016, с просьбой выделить ее из состава семьи матери, Рашевской И.В. в отдельную семью, состоящую из одного человека с сохранением права отдельно состоять на очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Письмом от 22.12.2016 № комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя сообщил, что разделение очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не предусмотрено. Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050. Обеспечение граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050. Основной задачей Программы, является предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется посредством использования государственных жилищных сертификатов. Порядок реализации государственных жилищных сертификатов выданных в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлен Правилами «Выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2015 - 2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 приведенных Правил членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте «в» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.Таким образом, действующим законодательством предусмотрено разделение семьи, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на несколько самостоятельных семей, датой постановки на учет нуждающихся вновь образовавшейся семьи, является дата обращения гражданина с заявлением и выделение в отдельную очередь, с подтверждением факта раздельного проживания и ведения хозяйства. Указание Павловой Ю.А. в составе семьи матери Рашевской И.В. является нарушением ее права самостоятельно определять свой состав семьи.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Каменев А.Ю. возражал против исковых требований, пояснив, что в соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 21.11.2003 № «О принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключении из списков на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ№» семья Рашевской И.В., 1965 года рождения, составом 4 человека: она, муж - Рашевский А.Г., 1957чгода рождения, дочь - Рашевская Ю.А., 1985 года рождения, сын -Рашевский С.А., 1987 года рождения, принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - Комитет) 26.12.2016 поступило заявление Рашевской И.В. об исключении из состава семьи, состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, в связи с расторжением брака, бывшего супруга -Рашевского А.Г.Постановлением администрации города Ставрополя от 09.02.2017 № «О внесении изменений в составы семей граждан, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и о включении в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» на основании пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и заявления Рашевской И.В. исключен из состава семьи Рашевский А.Г. Состав семьи Рашевской И.В. 3 человека: она, дочь -Павлова (Рашевская) Ю.А., сын - Рашевский С.А. Номер по общей очереди -5146.Помимо этого, Павлова Ю.А. 01.12.2016 обратилась в адрес Комитета с заявлением о выделении ее в отдельную очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Письмом Комитета от 22.12.2016 № Павловой Ю.А. отказано в разделении очереди.Решение об отказе, выраженное в вышеуказанном письме Комитета является полностью законным и обоснованным.Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Ссылка истца на нормы Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» не могут быть применимы к данной ситуации.Правовые основания для разделения очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся не предусмотрено ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма». Также не содержит таких норм и региональное законодательство Ставропольского края.Учитывая вышеизложенное, считает заявленные требования к администрации города Ставрополя не подлежащими удовлетворению, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности Сойко Е.В. возражала против исковых требований, пояснив, что спорные правоотношения регулируются нормами Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», определяющим статус вынужденных переселенцев, устанавливающими экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Ссылку истца на Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», министерство считает необоснованной, поскольку данный документ к спорным правоотношениям не применяется. В соответствии с подпунктом 3 подпункта 10.2 Положения о министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05 мая 2015 г. № 184-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в пределах своих полномочий - федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - подпрограмма), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Из чего следует, что нуждаемость в жилых помещениях для граждан является обязательным условием при получении государственного жилищного сертификата. Сводный список по Ставропольскому краю по данной категории граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется министерством на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления). В сводном списке на 2017 год под № 146 состоит Рашевской И.В. с составом семьи 3 человека: она, дочь Рашевская (Павлова) Ю.А., сын Рашевский С.А.. Дата постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 21 ноября 2003 г.Применительно к условиям подпрограммы членами семьи вынужденного переселенца – участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца (подпункт «б» пункта 17 Правил).В обосновании исковых требований истцом указано на заключение брака и раздельное проживание со своей матерью Рашевской И.В. Вместе с тем сама по себе регистрация брака в органах ЗАГС не подтверждает проживание истца отдельно от своей матери.Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта Павловой (Рашевской) Ю.А. она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данные сведения также подтверждаются записями в домовой книге.Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В соответствии с частью 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое 1ю-мещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 место жительства гражданина, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.Доводы истца о фактическом проживании по другому адресу основаны на словах истца - не подтверждены никакими достоверными доказательствами.Кроме того, разделение семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на несколько семей, с сохранением за каждой семьей даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении противоречит нормам действующего законодательства.В данном случае речь идет уже о нескольких субъектах правоотношений. Участником подпрограммы может являться отдельное физическое лицо, отвечающего требованиям положений подпункта «ж» пункта 5 Правил:
1. Признание в установленном порядке вынужденным переселенцем;
2. Включение территориальными органами, отвечающими за вопросы миграционной политики, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Совместно проживающие с участником подпрограммы другие лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы.Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях четко регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), При этом ЖК РФ четко разделяет два юридических понятия:
1. Гражданин, нуждающийся в жилом помещении;
2, Член семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
После того, как члены семьи вынужденных переселенцев прекращаютсовместное проживание, достигают совершеннолетия и изъявляют желание выйти из состава семьи, став отдельным субъектом очереди нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, имея статус вынужденного переселенца, чтобы получить статус нуждающегося в жилом помещении, и тем самым получить отдельное право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, они должны пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ. При этом в ЖК РФ не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им документов (заявления) для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.Учитывая вышеизложенное, разделение семьи допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления о признании нуждающимся в жилом помещении.После того как истец обратится с самостоятельным заявлением о постановке ее на соответствующий учет, нуждаемость истца в жилом помещении с учетом ее позиции проживания семей по различным адресам, и соответственно их право на получение отдельных сертификатов, должны быть проверены компетентными органами при предоставлении ими всех необходимых документов.В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям, однако при этом суд не должен подменять иных органов.Поскольку законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь с присвоением последующего номера очередности и увеличения номеров очередности иных граждан, а также непредставлением истцом доказательств раздельного проживания со своей матерью, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ МВД РФ по СК в лице Управления по вопросам миграции в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по сути исковых требований приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением главы города Ставрополя от 21.11.2003 № «О принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключении из списков на основании протокола от 04.11.03 №» семья Рашевской И.В., 1965 года рождения, составом 4 человека: она, муж - Рашевский А.Г., 1957чгода рождения, дочь - Рашевская Ю.А., 1985 года рождения, сын -Рашевский С.А., 1987 года рождения, принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - Комитет) 26.12.2016 поступило заявление Рашевской И.В. об исключении из состава семьи, состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, в связи с расторжением брака, бывшего супруга -Рашевского А.Г.
Постановлением администрации города Ставрополя от 09.02.2017 № 211 «О внесении изменений в составы семей граждан, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и о включении в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» на основании пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и заявления Рашевской И.В. исключен из состава семьи Рашевский А.Г. Состав семьи Рашевской И.В. 3 человека: она, дочь -Павлова (Рашевская) Ю.А., сын - Рашевский С.А. Номер по общей очереди -5146.
Павлова Ю.А. 01.12.2016 обратилась в адрес Комитета с заявлением о выделении ее в отдельную очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 22.12.2016 № Павловой Ю.А. отказано в разделении очереди, указав, что разделение очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не предусмотрено.
Проанализировав доводы иска, суд находит данный отказ законным и обоснованным по следующим основаниям.
Спорные правоотношения регулируются нормами Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», определяющим статус вынужденных переселенцев, устанавливающими экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации,
Положения Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на который ссылается истец в своем иске, суд считает не подлежащим применению, поскольку данный документ к спорным правоотношениям не регулирует.
В соответствии с подпунктом 3 подпункта 10.2 Положения о министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05 мая 2015 г. № 184-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в пределах своих полномочий - федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - подпрограмма), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Из чего следует, что нуждаемость в жилых помещениях для граждан является обязательным условием при получении государственного жилищного сертификата.
Сводный список по Ставропольскому краю по данной категории граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется министерством на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления).
В сводном списке на 2017 год под № 146 состоит Рашевской И.В. с составом семьи 3 человека: она, дочь Рашевская (Павлова) Ю.А., сын Рашевский С.А.. Дата постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 21 ноября 2003 г.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи вынужденного переселенца – участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца (подпункт «б» пункта 17 Правил).
В обосновании исковых требований истцом указано на заключение брака и раздельное проживание со своей матерью Рашевской И.В.
Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта Павловой (Рашевской ) Ю.А. она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данные сведения также подтверждаются записями в домовой книге.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с частью 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое 1ю-мещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 место жительства гражданина, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
В судебном заседании представитель истицы пояснил, что истица проживает в одной квартире с матерью, но они ведут раздельное хозяйство и имеют раздельный бюджет, то есть, по мнению истца, одной семьей не являются.
Однако,представителем истицы не приведены и не подтверждены доводы о фактическом проживании по другому адресу, не представлены в их подтверждение достоверные доказательства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применения Жилищного кодекса РФ» от 2 июля 2009 года №14, в пункте 11 : «Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки».
Таким образом, принимая во внимание, что представителем истицы подтверждено в судебном заседании, что истица проживает в одной квартире со своей матерью, она является членом ее семьи.
Кроме того, разделение семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на несколько семей, с сохранением за каждой семьей даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в данном случае речь идет уже о нескольких субъектах правоотношений. Участником подпрограммы может являться отдельное физическое лицо, отвечающего требованиям положений подпункта «ж» пункта 5 Правил:
1. Признание в установленном порядке вынужденным переселенцем;
2. Включение территориальными органами, отвечающими за вопросы миграционной политики, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Совместно проживающие с участником подпрограммы другие лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях четко регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ),
При этом ЖК РФ четко разделяет два юридических понятия:
1. Гражданин, нуждающийся в жилом помещении;
2, Член семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
После того, как члены семьи вынужденных переселенцев прекращают
совместное проживание, достигают совершеннолетия и изъявляют желание выйти из состава семьи, став отдельным субъектом очереди нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, имея статус вынужденного переселенца, чтобы получить статус нуждающегося в жилом помещении, и тем самым получить отдельное право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, они должны пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ. При этом в ЖК РФ не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им документов (заявления) для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, разделение семьи допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления о признании нуждающимся в жилом помещении.
В связи с чем, истец вправе обратится с самостоятельным заявлением о постановке ее на соответствующий учет, при этом нуждаемость истца в жилом помещении и соответственно их право на получение отдельных сертификатов, должны быть проверены компетентными органами при предоставлении ими всех необходимых документов.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям, однако при этом суд не должен подменять иных органов.
Поскольку законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь с присвоением последующего номера очередности и увеличения номеров очередности иных граждан, а также непредставлением истцом доказательств раздельного проживания со своей матерью, по мнению суда, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные исковые требования Павловой Ю.А. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павловой Ю.А. к администрации г. Ставрополя о выделении Павловой Ю.А., 1985 года рождения, из состава семьи Рашевской И.В. в отдельную семью с сохранением права состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 21 ноября 2003 года, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский райсуд г. Ставрополя в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированном виде.
Мотивированное решениесоставлено 29 августа 2017 года.
Судья подпись Ю.И.Шевченко
Подлинник подшит в материалы дела № 2-1075/17г.