2-1075/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 год город Октябрьский РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Гардановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/18 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан о зачете периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ) о зачете периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной пенсии, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ своим решением № отказал в установлении пенсии, ссылаясь на отсутствие требуемого стажа, а именно: ДД.ММ.ГГГГ на работах с тяжелыми условиями труда. По мнению ответчика, его стаж на соответствующих видах работах составляет ДД.ММ.ГГГГ, между тем в стаж не были включены периоды его работы в качестве электросварщика на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в <данные изъяты>. Кроме того, в специальный трудовой стаж не засчитан период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ Считая отказ ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ незаконным просит признать за ним право на досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, обязать ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ зачесть в специальный трудовой стаж период работы ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в <данные изъяты>, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в рядах Советской Армии, кроме того компенсировать расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 1 500 руб., уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и 50 руб. комиссия банка.
В судебном заседании ФИО1 и свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам указанным иске.
Представитель ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ ФИО2 с иском не согласилась, о чем представила письменной возражение.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
С 01.09.2002 введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.02.2003 № 107- О, четко изложил конституционно - правовой смысл положений п. 1 п. 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определив, что работы, которые в период их выполнения гражданином относились согласно действующим нормативно - правовым актам, к работам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии и до 01.01.2002 засчитывались в стаж дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте могут засчитываться в специальный стаж и после 01.01.2002 лишь только если гражданин уже имел необходимый специальный стаж работы в период до 01.01.1992 и именно тогда выработал требуемый специальный стаж. Данная позиция так же изложена и в Определении от 05.11.2002 № 320-О.
Основываясь на данном конституционно - правовом смысле положений п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 № 70 (зарегистрированного в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) утвердило Разъяснения от 17.10.2003 № 4 о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - где указывается, что основным условием применения раннее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Именно в вышеуказанном правовом смысле Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, указывается на предполагаемую по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В постановлении также отмечено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично); гражданин вправе осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Право утверждать при необходимости Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий делегировано Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 названного Федерального закона).
В соответствии с предоставленными полномочиями, Правительство Российской Федерации Постановлением от 18.07.2002 № 537 сохранило действие Списков № 1 и № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, применявшихся на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 01.01.2002.
Указанные Списки применялись на территории РСФСР до 01.01.2002 на основании пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517, которое было издано в пределах компетенции, определенной ст. 83 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и не противоречило этому Закону.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Работа с тяжелыми условиями труда в соответствии квалифицируется по Списку №2. До Списка 1991 года действовал Список, утвержденный Советом Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который в разделе 32 «Общие профессии» предусматривал работу в качестве - газосварщика и электросварщика, а время выполнения работ, указанных в этом Списке, включалось в специальный стаж в период действия Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в соответствии с прямым предписанием его ст.133.1, который утратил силу только с 01.01.2002.
В Списке № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях предусмотрена должность электросварщики и их подручные и электросварщики, и их подручные (без указания характера работы на ручной сварке.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует иска и решения ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в Октябрьском заводе металлоконструкций, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в <данные изъяты> не засчитаны ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ по причине отсутствия документального подтверждения постоянной занятости заявителя в течении полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных в позиции 23200000-19756 раздела ХХХIII Списка № 2 (на резке и ручной сварке).
Согласно записям трудовой книжки, истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до службы в рядах Советской Армии (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), осуществлял трудовую деятельность в качестве электросварщика на <данные изъяты>.
Разрешая спор в части включения названного периода в специальный стаж истца, суд, в силу отсутствия доказательств постоянной занятости, то есть в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели на работах по резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, как того требуют положения Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, представлено не было, архивная справка администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-мфц не содержит указания на осуществление ФИО1 работ в спорный период в приведенных выше условиях труда, иных документов, подтверждающих работу истца в условиях труда, указанных выше, предусмотренных Списком №, выполнение им данных видов работ, перечисленных выше, в условиях полной рабочей, не находит правовых оснований для включения его в специальный стаж истца.
Из трудовой книжки видно, что после окончания службы в рядах Советской Армии, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 работал в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты>.
Настаивая на заявленных исковых требованиях, истец в судебном заседании утверждал, что в спорный период работы он работал по профессии «электрогазосварщик» полный рабочий день, был занят сваркой и резкой на ручной сварке, а потому спорный период работы должен быть засчитан в специальный стаж для исчисления пенсии по Списку №.
Льготный характер работы ФИО1 в указанные периоды подтверждается записями в его трудовой книжке, которая, в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ№-мфц следует, что в документах архивного фонда № «<данные изъяты> открытого акционерного общества «<данные изъяты>» имеются сведения о работе ФИО1 в должности электрогазосварщика.
Факт занятости истца в указанный период полный рабочий день подтвердили свидетели (Свидетель, Свидетель), работавшие совместно с истцом, которые пояснили, что они работали с ФИО1 в одной организации, где ФИО1 будучи электрогазосварщиком осуществлял трудовую деятельность полный рабочий день, а именно: с 8 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Понятие полного рабочего дня содержится в Постановлении Минтруда России от 22.05.1996 № 22, где указано, что в целях пенсионного обеспечения для признания выполнения работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня необходимо, чтобы они вместе с подготовительными и вспомогательными операциями занимали не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно Письму Пенсионного Фонда России от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом Пенсионного Фонда России от 06.10.2003 № 06/18593 «О назначении пенсии» также было установлено, что периоды работы до 01.01.1992 необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Следует обратить внимание на то, что недобросовестное ведение работодателем документации, наличие сведений в которой имеет для истца в данном случае юридическое значение, не может лишать данное лицо конституционного права на социальное обеспечение, предусмотренного ст. 39 Конституции Российской Федерации, если данные обстоятельства могут быть подтверждены иными способами доказывания, не противоречащими требованиям гражданско-процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, суд считает доказанным истцом факт его работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по профессии, предусмотренной Списком № в течение полного рабочего дня, который подлежит зачету в его специальный стаж.
Период службы в рядах Советской Армии подтверждается Военным билетом НП №.
Согласно пп. «б» п. 16 Положения № 590, действовавшему в указанный период, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
В соответствии с подпунктом «к» п. 109 вышеназванного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
В силу п. 109 Положения № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), периоды, указанные в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из военного билета и трудовой книжки, истец после прохождения службы в рядах Советской Армии осуществлял трудовую деятельность в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты>. Таким образом, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий (январь 2002 года) период прохождения ФИО1 службы в рядах Советской Армии подлежит зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, подлежит включению в специальный трудовой стаж ФИО1 период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии.
Специальный стаж ФИО1 с учетом принятых к зачету ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ периодов его работы в качестве электрогазосварщика (электросварщика) в бесспорном порядке, а также периодов включенных судом, составляет более ДД.ММ.ГГГГ, то есть превышает необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стаж.
Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в установленном порядке, имеет специальный стаж по Списку № – более ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем необходимо обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Если же иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, в силу требований ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в возмещение понесенных истцом расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела подлежит взысканию 1 800 руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан о зачете периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной пенсии, удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан зачесть в специальный трудовой стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в рядах Советской Армии и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов в размере 1 800 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.Ф. Сайфуллин