ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1075/2017 от 29.01.2018 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-83/2018 <****>

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

29 января 2018 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Смирновой Г.М.,

при секретаре Дементьеве М.В.,

с участием старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Муравьевой С.М.,

представителя ответчика Администрации города Кимры Тверской области - ФИО1,

представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов ФИО3, к администрации города Кимры Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту интересов ФИО3, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с иском к администрации г. Кимры Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка в части исполнения законодательства по обеспечению лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. В ходе проверки установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как, согласно справке о рождении №* по форме №*, отец вписан со слов матери, мать - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении сына на основании решения Кимрского городского суда Тверской области от 19 февраля 2007 г.

На основании постановления Главы администрации г. Кимры Тверской области от 26 марта 2007 г. №* несовершеннолетний ФИО3 направлен в детское государственное учреждение, где воспитывался до достижения восемнадцатилетнего возраста. Данным постановлением за несовершеннолетним ФИО3 на весь период его пребывания в детском государственном учреждении сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке ОНД по г. Кимры и Кимрскому району Тверской области от 28 ноября 2014 г., 20 апреля 2012 г. произошел пожар в жилом доме по вышеуказанному адресу. В результате пожара строение дома огнем уничтожено полностью. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО3 на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества.

В соответствии с актом ТОСЗН г. Кимры и Кимрского района Тверской области об установлении факта возможности или невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 23 апреля 2015 г. №* проживание ФИО3 в закрепленном жилом помещении признается невозможным, в связи с уничтожением строения пожаром.

ТОСЗН г. Кимры и Кимрского района Тверской области, рассмотрев заявление законного представителя - директора ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида» дал заключение о наличии оснований для включения ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно информации Министерства социальной защиты населения Тверской области от 06 июля 2015 г. №* ФИО3 внесен в вышеуказанный список детей-сирот.

ФИО3 достиг возраста совершеннолетия и так как относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения. С момента оставшегося без попечения родителей и до окончания пребывания в государственном учреждении находился на полном государственном обучении.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен его.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. детям-сиротам, детям, оставшиеся без попечения родителей, а также, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях и т.п., а также, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения.

С 01 января 2012 г. вступил в законную силу Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области».

Именно органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования и т.д. (ст. 2 Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-30).

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в статье 2 настоящего закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, установленной законом Тверской области, а также использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые, материальные средства по целевому назначению и предоставлять органам государственной власти Тверской области информацию и документы, связанные с осуществлением ими государственных полномочий.

Таким образом, в настоящее время обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа до 23 лет благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию города Кимры Тверской области.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию (ст. 6 Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-30).

Правительство Тверской области непосредственно и (или) через уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения - Министерство социальной защиты населения Тверской области, осуществляет государственные полномочия по использованию субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Тверской области на осуществление органами местного самоуправления Тверской области государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд, в порядке гражданского судопроизводства, с заявлением в защиту прав и законных интересов гражданина при нарушении его социальных и жилищных прав.

ФИО3 не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем была вынуждена обратиться к Кимрскому межрайонному прокурору с целью защиты ее законных жилищных и социальных прав и интересов в судебном порядке.

На основании вышеизложенного просит суд обязать Администрацию города Кимры Тверской области предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах, установленных действующим законодательством, в срок до 01 июня 2018 г.; обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области принять организационные меры по предоставлению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах, установленных действующим законодательством, в срок до 01 июня 2018 г.

В судебное заседание истец ФИО3, представитель третьего лица ГКУ ТО «ЦСПН» г. Кимры и Кимрского района не явились, хотя надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Истец ФИО3 представил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие истца ФИО3, представителя третьего лица ГКУ ТО «ЦСПН» г. Кимры и Кимрского района, против чего не возражали остальные участники процесса.

В судебном заседании прокурор Муравьева С.М. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. При этом пояснила, что в настоящий момент ФИО3 не имеет в собственности жилого помещения, дом, где он был зарегистрирован, полностью уничтожен пожаром. Родственников, у которых мог бы проживать истец, у ФИО3 нет.

Представитель ответчика администрации города Кимры Тверской области ФИО1 поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление от 19 декабря 2017 г., согласно которому администрация города Кимры Тверской области не возражает в удовлетворении исковых требований, однако исполнение решения Кимрского городского суда Тверской области по указанному делу непосредственно зависит от Министерства социальной защиты населения Тверской области, так как выделение средств для приобретения муниципальным образованием жилого помещения, которое в последующем будет предоставлено ФИО3, происходит за счет средств Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области ФИО2 не возражала в удовлетворении исковых требований Кимрского межрайонного прокурора Тверской области.

Суд, заслушав прокурора Муравьеву С.М., представителя ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 2 Закону Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в статье 2 настоящего закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, установленной законом Тверской области, а также использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые, материальные средства по целевому назначению и предоставлять органам государственной власти Тверской области информацию и документы, связанные с осуществлением ими государственных полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-З0 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область, определен уполномоченный орган по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений - Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Следовательно, обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию города Кимры Тверской области.

В связи с тем, что перечисление денежных средств органам местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей, осуществляется Министерством социальной защиты населения Тверской области, реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением функций, возложенных на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Пунктом 6 Порядка установлено, что ТОСЗН за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее, чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области. Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО3 родился №* относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке о рождении ФИО3 №* по форме №*, отец вписан со слов матери, мать - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая лишена родительских прав в отношении сына ФИО3 на основании решения Кимрского городского суда Тверской области от 19 февраля 2007 г.

На основании постановления Главы администрации г. Кимры Тверской области от 26 марта 2007 г. №* несовершеннолетний ФИО3 был направлен в детское государственное учреждение, где воспитывался до достижения восемнадцатилетнего возраста. Данным постановлением за несовершеннолетним ФИО3 на весь период его пребывания в детском государственном учреждении сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке ОНД по г. Кимры и Кимрскому району Тверской области от 28 ноября 2014 г., 20 апреля 2012 г. произошел пожар в жилом доме по вышеуказанному адресу. В результате пожара строение дома огнем уничтожено полностью. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО3 на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества.

Согласно акту об установлении факта возможности или невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, от 23 апреля 2015 г. №* проживание ФИО3 в жилом помещении по месту регистрации признается невозможным в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате пожара уничтожен полностью.

Согласно заключению ТОСЗН г. Кимры и Кимрского района Тверской области от 23 апреля 2015 г. №* по результатам рассмотрения заявления законного представителя - директора ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида» ФИО5 и ФИО3 последний имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В соответствии с информацией Министерства социальной защиты населения Тверской области от 06 июля 2015 г. №* ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3, имея статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, однако на момент подачи иска и рассмотрения дела благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему предоставлено не было.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку ФИО3 по достижению совершеннолетия и до настоящего времени жильем не обеспечен, то есть его право на обеспечение жильем осталось не реализованным, в силу чего имеются предусмотренные законом основания для возложения на ответчика - администрацию города Кимры Тверской области обязанности предоставить ФИО3 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, а на Министерство социальной защиты населения Тверской области – возложения обязанности по принятию организационных мер по его предоставлению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить срок для исполнения решений, суд считает необходимым установить срок для обеспечения ФИО3 жилым помещением в срок до 01 июня 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов ФИО3, к администрации города Кимры Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г. Кимры Тверской области предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах, установленных действующим законодательством, в срок до 01 июня 2018 года.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области принять организационные меры по предоставлению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в пределах, установленных действующим законодательством, в срок до 01 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 февраля 2018 года.

Судья Г.М. Смирнова