ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1076/19 от 07.11.2019 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Гр. дело № 2-1076/2019 г.

Решение

Именем Российской Федерации

Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Мурсалиевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 07 ноября 2019 года дело по иску Нестеренко Вячеслава Николаевича к Обществу с ограниченной ответственностью « Управление отходами- Волгоград» о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу ТБО ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг по вызову ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги,

Установил:

Нестеренко В.Н. обратился с иском к ООО «Управление отходами – Волгоград» о признании долга за вывоз мусора незаконным, признании незаконными публичного договора в части начисления пени и срока действия, обязании устранить в публичном договоре порядок оказания услуг, обязании опубликовать в публичном должностных лиц.

В обоснование иска истец указал следующее.

Он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

28 декабря 2018 года в газете « Волгоградская правда» был опубликован публичный договор ( оферта) по оказанию услуг по вывозу мусора. Он не согласен с указанным договором, поскольку он не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 года и федеральным законам, в связи с чем направил ответчику протокол разногласий, на который ответ не получил. В январе, феврале 2019 г. вывоз мусора не производился. О причинах неоказания услуги информация отсутствовала. 14 марта 2019 года ему была направлена квитанция об оплате услуги за указанный период, на что он вновь направил ответчику протокол разногласий. После перерасчета за январь и февраль осталась определенная сумма к оплате. Он ежемесячно ответчику сообщал о том, что услуга по вывозу мусора не оказывается, однако оплату продолжали начислять. Поскольку никаких конклюдентных действий, подтверждающих акцепт договора, он не совершал, поэтом долг по оплате услуги начислен незаконно.

В период с 01 января 2019 года по 01 сентября 2019 года ему выставлялись счета на оплату услуг по сбору и утилизации бытовых отходов, при этом договор с ним не заключался, услуги им не потреблялись. За указанный период за услуги начислена сумма в размере 605 рублей 89 копеек. Он ежемесячно сообщал, что услуга ему не предоставлялась, однако ему продолжалась начисляться оплата за услуги. Кроме того, отсутствуют площадки для накопления мусора, тара не предоставляется, не установлена периодичность вывоза мусора. Просил суд признать долг за вывоз мусор в период до 01 сентября 2019 года незаконным, поскольку данная услуга ему не оказывалась и договор заключен не был; публичный договор, в части начисления пени и срока действия признать недействительным, в связи с противоречием законодательству России; обязать ООО «Управление отходами- Волгоград» отразить в публичном договоре порядок оказания услуг жителям частных домов: периодичность и время вывоза, требования к таре, оформление отсутствия жителей; обязать ООО «Управление отходами - Волгоград» опубликовать в публичном доступе контакты должностных лиц, уполномоченных представлять исполнителя услуг, решать вопросы по существу, в соответствии со ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В судебном заседании истец Нестеренко В.Н. уточнил исковые требования в части признания договора, заключенного между Нестеренко В.Н. и ООО «Управляющая компания - Волгоград» незаконным; обязать ответчика изменить публичный договор, опубликованный в СМИ Волгоградской области в соответствии с изменениями; в связи с признанием договора незаключенным, долг по начислениям за вывоз мусора за период с 01 января 2019 года по октябрь 2019 года, в размере 662 рубля 51 копейка, признать необоснованным. В остальном заявленные исковые требования оставил без изменения, пояснил обстоятельства изложенные в иске ( л.д. 5,111,112).

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания – Волгоград» Казаков Д.В., действующий на основании доверенности (л.д. 26), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Нестеренко В.Н., суду пояснил следующее.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, поскольку форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО находится в свободном доступе, так как размещена на официальном сайте регионального оператора. Договор может считаться не заключенным в случае несоответствия договора Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых фондов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила). Все разногласия по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, осуществляются в соответствии с п.24 Правил . Истец не обращался к региональному оператору с заявлением о заключении в письменной форме договора, при этом разногласия были направлены истцом без инициирования заключения с ним договора в письменной форме согласно Правилам. Обязательными документами, подтверждающими факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или с перерывами), превышающими установленную продолжительность, является заявление потребителя и акт, составленный на основании такого заявления, что истцом предоставлено не было. Вопрос о создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО, в том числе соблюдения расстояния по удаленности от жилых домов, определения схемы размещения мест накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Достоверных доказательств, свидетельствующих о предоставлении ответчиком услуги ненадлежащего качества, истцом не представлено. Просил суд в удовлетворении исковых требований Нестеренко В.Н. отказать ( л.д.29-33).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области Летуновская Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что действительно в начале 2019 года были проблемы с вывозом мусора, проступали звонки в администрацию города от населения. Однако к весне вывоз мусора стал производиться лучше и в настоящее время жалоб от населения практически нет. На администрацию города возложена обязанность по организации площадок, на которых устанавливаются мульды, в <адрес>, где проживает истец, организовано 2 площадки, кроме того, в еженедельно, в пятницу по улицам мусор собирает машина. Просит принять решение по делу на усмотрение суда.

Выслушав истца, представителя ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно статьям 9, 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

В силу статей 309, 310 указанного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

К договору на оказание услуг по вывозу твердых (жидких) бытовых отходов применяются положения ст. 426 ГК РФ о публичном договоре.

Согласно п.3 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, п. 9 ст. 155 ЖК РФ, самостоятельное содержание имущества собственником, в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами (в том числе на транспортирование) путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено.

Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 06 августа 2018 года с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Волгоградской области, в зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.

Нестеренко В.Н. проживаем в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.119).

Так, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С января 2019 года по октябрь 2019 года истец оплату за поставляемую услугу не производил, мотивируя тем, что в договоре отсутствуют какие-либо ссылки и указания по организации вывоза мусора из домов частного сектора, обязательства исполнителя по особенностям оказания данной услуги: площадки для накопления отсутствуют, тара не предоставляется, периодичность вывоза мусора не установлена. Нестеренко В.Н., по сути, не пользовался оказываемой ему услугой.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2016).

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155.

Согласно п. 7 данных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.

Также отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Пункт 6 указанных Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Истец проживает в индивидуальном жилом доме, в котором зарегистрирован он один, в процессе его жизнедеятельности образуются ТБО. В силу положений закона вывоз ТБО является обязательным, и истец самостоятельно их не вправе утилизировать.

Кроме того, публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.

В ходе судебного разбирательства истец не опроверг факт оказания ответчиком ООО «Управление отходами - Волгоград» услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и не представил доказательств, подтверждающих, что он в спорный период не пользовался контейнерными площадками, с которых ООО «Управление отходами - Волгоград» осуществляет вывоз ТБО, либо заключил договор на вывоз ТБО с другой специализированной организацией, при этом осуществлял утилизацию мусора, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Доводы истца относительно ничтожности договора сводятся к формальному несогласию с условиями договора, основанного на нормах действующего Гражданского, Жилищного законодательства и Федеральных законах, связанных с оказанием услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и недовольством качества предоставляемых населению коммунальных услуг по сбору и вывозу отходов.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были учтены претензии истца относительно периодов неоказания услуги по вывозу мусора и произведен перерасчет суммы оплаты услуги.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Нестеренко В.Н. к ООО «Управление отходами - Волгоград» о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу ТБО ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг по вызову ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Нестеренко Вячеслава Николаевича к Обществу с ограниченной ответственностью « Управление отходами- Волгоград» о признании публичного договора, опубликованного в газете « Волгоградская правда. Документы» от 28 декабря 2018 года на оказание услуг по вывозу ТБО ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг по вызову ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд.

Председательствующий

Федеральный судья: