ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1076/20 от 13.08.2020 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

Дело № 2-1076/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Надым, 13 августа 2020 года

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре судебного заседания Гришан А.А., с участием помощника Надымского городского прокурора Садчиковой М.В., представителя истца ФИО1, представителя ответчиков Чугунова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Надымский район к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Надымский район обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета. В обоснование иска указала, что Избирательной комиссией ЯНАО во взаимодействии с территориальными органами МВД проведена полная сверка адресов места жительства избирателей на территории ЯНАО в целях использования цифровых сервисов по информированию избирателей на портале ЦИК и актуализации базы данных подсистемы «Регистр избирателей участников референдума» ГАС «Выборы». В результате проведенного анализа установлено, что по адресам снесенных домов числятся граждане с постоянной регистрацией, в г. Надыме ЯНАО по адресу <адрес> зарегистрированы ответчики. По сведениям Ростреестра, в ЕРГН отсутствует информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу <адрес>. По сведениям ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» <адрес> находилась в собственности предприятия «Тюментрансгаз» на основании договора мены, удостоверенного нотариусом г. Брянска от *дата*. Протоколом заседания межведомственной комиссии «по оценке непригодности жилого дома по <адрес> для постоянного проживания» от 16.06.2000 б/н, актом указанной комиссии от 16.02.2000 № 30 жилые помещения <адрес> отнесены к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно. Постановлением Мэра МО город Надым и Надымский район от 16.02.2000 № 57 указанный акт комиссии утвержден, постановлено начать расселение жильцов с 17.02.2000 года. Актом обследования жилого дома от 31.01.2011, составленным уполномоченными лицами Надымского филиала ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» установлено, что на момент составления акта подъезды <адрес> находились в аварийном состоянии и были непригодны для проживания, подъезды <адрес> разобраны. Согласно акта приемки-сдачи выполненных работ от 21.05.2018 года ООО «САТЭК» в период с 13.12.2017 по 27.04.2018 на основании муниципального контракта от 13.12.2017 осуществлен демонтаж <адрес>, жилые помещения не существуют. Ссылаясь на ст. 32 Конституции РФ, п. 2 ст. 16, п. 4, 6 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 2, 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», указала, что именно фактическое проживание в определенном месте, постоянно или преимущественно, определяет наличие у граждан активного избирательного права. Фиктивная регистрации граждан по месту жительства или регистрация, не соответствующая действительности препятствует в полном объеме представлять сведения в список избирателей на избирательном участке, искажает степень избирательной активности граждан. Регистрация без намерения проживать либо без фактического проживания на данной территории искажает списки избирателей на избирательных участках, что может повлечь нарушения прав как избирателей, так и избираемых граждан. Выезд ответчиков из занимаемого жилого помещения свидетельствует об утрате права пользования им, что является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета. В целях формирования и уточнения сведений об избирателях, участниках референдума просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и снять их с регистрационного учета по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 требования иска поддержала по доводам, в нем изложенным, настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчиков адвокат Чугунов С.В., назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ, против иска не возражал, полагая требования истца обоснованными.

ООО «Газпром трансгаз Югорск», третье лицо по иску, в отзыве на иск указал, что решением единственного участника ООО «Тюментрансгаз» от 14.01.2008 года № 27 ООО «Тюментрансгаз» переименовано в ООО «Газпром трансгаз Югорск». В настоящее время еквартира <адрес> не является собственностью Общества, на бухгалтерском балансе не числится. ООО «Газпром трансгаз Югорск» не осуществляло расселения граждан из <адрес>, ответчики не состояли в трудовых отношениях с ООО «Газпром трансгаз Югорск», информация об их местонахождении отсутствует. Не возражал против удовлетворения требований иска.

Третьи лица Избирательная комиссия ЯНАО, ОМВД России по Надымскому району извещены своевременно, надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений по существу иска не предоставили.

Заслушав стороны, заключение прокурора Садчиковой М.В., полагавшей требования иска не подлежащими удовлетворению ввиду избрания ненадлежащего способа защиты права, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района.

Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что основанием для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По своему значению вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа, а также с принципом всеобщности избирательного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.1995 №14-П).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 06.11.1998 № 151-О, реализация гражданами их права на участие в осуществлении местного самоуправления, в том числе путем выборов и других форм прямого волеизъявления, имеет особенности, обусловленные конституционной природой местного самоуправления. Наряду с гражданами субъектом местного самоуправления выступает население муниципального образования в целом, которое обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации).

По смыслу конституционного регулирования прав граждан и населения на осуществление местного самоуправления, круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, в том числе путем выборов в органы местного самоуправления, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в защите прав и интересов жителей конкретной территории. Это означает, что местное самоуправление должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования, дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения.

Приведенное выше правовое регулирование в равной степени распространяется на все уровни выборов публичной власти, включая муниципальные выборы.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ.

Согласно ст. 2 Закона РФ указанного закона, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Частью 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом.

В ст. 6 Закона РФ определено, что на гражданина, изменившего место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Таким образом, регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительных характер и отражающим добросовестность исполнения гражданином своих обязанностей сообщать о месте, которое избрано им в качестве места своего жительства.

Из материалов дела следует, что по сведениям Ростреестра, в ЕРГН отсутствует информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу <адрес>.

По сведениям ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» <адрес> находилась в собственности предприятия «Тюментрансгаз» на основании договора мены, удостоверенного нотариусом г. Брянска от 25.09.1998 года.

Протоколом заседания межведомственной комиссии «по оценке непригодности жилого дома по <адрес> для постоянного проживания» от 16.06.2000 б/н, актом указанной комиссии от 16.02.2000 № 30 жилые помещения <адрес> отнесены к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

Постановлением Мэра МО город Надым и Надымский район от 16.02.2000 № 57 указанный акт комиссии утвержден, постановлено начать расселение жильцов с 17.02.2000 года. Актом обследования жилого дома от 31.01.2011, составленным уполномоченными лицами Надымского филиала ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» установлено, что на момент составления акта подъезды <адрес> находились в аварийном состоянии и были непригодны для проживания, подъезды <адрес> разобраны.

Согласно акта приемки-сдачи выполненных работ от 21.05.2018 года ООО «САТЭК» в период с 13.12.2017 по 27.04.2018 на основании муниципального контракта *№ обезличен* от *дата* осуществлен демонтаж <адрес>.

По сведениям ОМВД России по Надымскому району, по состоянию на 24.08.2020 года ФИО4 в <адрес> зарегистрирован *дата*, ФИО3 и ДС- *дата*.

Сведений о том, что регистрация ответчиков в жилом помещении в даты, указанные органом регистрационного учета носила фиктивный характер, суду не предоставлено, сведения о фактическом месте жительства либо пребывания ответчиков в материалах дела отсутствует.

Признание жилого помещения непригодным для проживания и решение органа местного самоуправления о расселении жильцов влечет расторжение договора найма жилого помещения, находившегося в частной собственности.

Как установлено в судебном заседании, ответчики из занимаемого ранее жилого помещения выехали, прекратили им пользоваться, соответственно, подлежат признанию утратившими право пользования им.

Наличие недостоверных данных о регистрации ответчиков в <адрес> влечет невозможность надлежащего исполнения обязанностей органов местного самоуправления перед государством и обществом по вопросу организации выборов различного уровня. В этой связи, обращение администрации с настоящим иском является обоснованным.

В силу статьи ст. 7 Федерального Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года, а также п.п. «е» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, (с изменениями и дополнениями), признание ответчика утратившим право пользования жилым помещением является для органов регистрационного учета основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Ильину ДС, Ильину СГ, ФИО4 утратившими утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.

Настоящее решение является основанием для снятия ФИО2, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета по месту жительства по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме подачей жалобы/представления через Надымский городской суд.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято 20.08.2020 года.

Копия верна. Судья суда

Решение не вступило в законную силу: 20.08.2020 года.

Подлинник решения хранится в деле № 2-1076/2020 в Надымском городском суде, 89RS0003-01-2020-002217-52