№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2012 года Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жукова К.М.,
с участием пом.прокурора ЗАТО г.Зеленогорск Ермакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО го<адрес> Красноярского края действующему в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации ЗАТО го<адрес> Красноярского края ФИО1 о признании недействующими пунктов 4, 8, с 12 по 18, с 20 по 24 приложения №, пункта 12 Приложения № к постановлению главы администрации города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О видах обязательных работ, объектах, на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО го<адрес> в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к главе администрации ЗАТО го<адрес> Красноярского края ФИО1 о признании недействующими пунктов 4, 8, с 12 по 18, с 20 по 24 приложения №, пункта 12 Приложения № к постановлению главы администрации города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О видах обязательных работ, объектах, на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы». В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГлавой Администрации ЗАТО г. Зеленогорска вынесено постановление №-п «О видах обязательных работ, объектах на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы» (далее - Постановление). В перечень объектов, на которых отбываются обязательные работы внесены ООО «Норд», ООО «Визит», ООО «Искра», ООО «ЖКУ», ООО «Техническое обслуживание и ремонт», ООО «ЖЭК №», ООО «ЖЭК №», ООО «Эприс 08», ООО «ЭПРИС», ОАО «Спецтеплохиммонтаж». Перечисленные общества, определенные для отбывания обязательных работ, являются коммерческими обществами, и их целью является получение прибыли. Вместе с тем обязательные работы заключаются в бесплатном общественно-полезном труде, а не в труде, направленном на получение прибыли. Включением перечисленных обществ в перечень объектов для отбывания обязательных работ предоставляет им необоснованные муниципальные преференции, заключающиеся в использовании бесплатного труда (работы) осужденных к наказанию в виде обязательных работ. Аналогичные нарушения закона имеют место при наличии в перечне объектов, на которых отбываются обязательные работы, зданий, строений, сооружений (в том числе базы, магазины, склады), используемые индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО3 (п. 13, 14, 15 Перечня).
Кроме того пунктом 14 Приложения № к Постановлению среди мест для отбывания наказания в виде исправительных работ указано Муниципальное бюджетное учреждение «Природный зоологический парк». В пункте 2.1 Устава названного учреждения сказано, что учреждение создается для обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры. Пунктом к видам его деятельности Уставом отнесена организация культурных мероприятий (п. ДД.ММ.ГГГГ), распространение и реализация входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий (2.5.8). Пунктом 2.8 Устава учреждение наделено правом осуществления предпринимательской деятельности в виде услуги по организации отдыха и развлечений (2.8.9).
Вход несовершеннолетних на территорию учреждения не ограничен, и они входят в контакт с контингентом обслуживающим учреждение.
Учитывая, что место отбывания наказания в виде исправительных работ является местом работы, осуществление лицами, осужденными к исправительным работам отбывания наказания в Муниципальном бюджетном учреждении «Природный зоологический парк» нарушает право неопределенного круга несовершеннолетних лиц на содействие в осуществлении физического, интеллектуального психического, духовного и нравственного развития детей, предусмотренное ст. 14.1 ст. 15, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Пункт 4 Приложения № к Постановлению, устанавливающий в качестве объекта для отбывания обязательных работ МУ «Служба единого заказчика-застройщика», противоречит Постановлению Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О переименовании Муниципального учреждения "Служба единого заказчика-застройщика" пунктом 1 которого Муниципальное учреждение «Служба единого заказчика-застройщика» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика-застройщика», что создает препятствие к реализации права неопределенного круга лиц на исправление при отбытии наказания, предусмотренное ч.2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ.
Прокурор в процессе Ермаков А.В., полностью поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации ЗАТО го<адрес> ФИО4 требования не признала и суду пояснила, что законодательством не установлены ограничения по форме собственности и (или) организационно-правовой форме организаций, в которые можно направлять осужденных к обязательным и исправительным работам для отбывания наказания. Направленность на извлечение прибыли коммерческих организаций, включенных в перечень объектов и мест, в которых отбываются обязательные и исправительные работы, не юридического значения. Изменение наименования МУ «Служба единого заказчика-застройщика» и иных организаций указанных в спорном постановлении не влечет юридических последствий в виде признания незаконным муниципального правового акта и нарушения чьих-либо прав, так как изменение наименования юридического лица в отношении третьих лиц становится обязательным с момента государственной регистрации учредительных документов с измененным наименованием. Изменение наименований органов и организаций в муниципальных правовых актах носит технический характер, не влияет на юридическую силу таких актов, в связи с чем соответствующие изменения в муниципальные правовые акты вносятся по мере и накопления. Кроме того, прокурором ЗАТО г. Зеленогорска неверно определен ответчик, поскольку спорное постановление(в соответствии с Уставом) вынесено как постановление Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, а не главы администрации ФИО1
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора филиала по г.Зеленогорску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила, что спорное постановление было надлежащим образом согласовано с Уголовно-исполнительной инспекцией и соответствует действующему законодательству.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В силу ч.1 ст.25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч.1 ст.39 УИ РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация ЗАТО г.Зеленогорска Красноярского края, исполняя возложенные на нее Законом обязанности, приняла постановление №-п «О видах обязательных работ, объектах, на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы». Постановление вступало в силу в день, следующий за днем опубликования в газете «Панорама». Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к постановлению были согласованы с начальником УИИ № ФБУ МРУИИ № ГУФСИН России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Данная процедура полностью соответствует требованиям Закона, который не содержит в себе ограничений по юридическим видам и формам учреждений, предприятий в которых могут отбываться наказания в виде исправительных и обязательных работ.
Необходимо отметить, что ходе первого судебного разбирательства пом.прокурора Ермаков А.В. обязался уточнить каким средством массовой информации и когда было опубликовано спорное постановление. Однако на момент рассмотрения дела от истца не поступило никаких сведений о факте публикации постановления.
Спорным Постановлением Администрации г.Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п в Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, касающиеся уточнения мест, в которых отбываются обязательные и исправительные работы.
Пунктом 1.2 Постановления был утвержден Перечень объектов, на которых отбываются обязательные работы, согласно приложению №.
Согласно приложению № к Постановлению в перечень мест, в которых отбываются обязательные работы, входят пункты:
8. ООО «Норд»;
12. ООО «Визит»;
13. здания, строения, сооружения (в том числе базы, магазины, склады), используемые индивидуальным предпринимателем ФИО2;
14. здания, строения, сооружения (в том числе базы, магазины, склады), используемые индивидуальным предпринимателем ФИО3
15. здания, строения, сооружения (в том числе базы, магазины, склады), используемые индивидуальным предпринимателем ФИО3
16. ООО «Искра»;
17. ООО «ЖКУ»;
18. ОАО «Спецтеплохиммонтаж» МСУ №;
19. Муниципальное учреждение «Природный зоологический парк», (постановлением Администрации ЗАТО г.Зеленогорска №-п от ДД.ММ.ГГГГ изменен на Муниципальное бюджетное учреждение «Природный зоологический парк»);
20. ООО «Техническое обслуживание и ремонт»;
21. ООО «ЖЭК №»;
22. ООО «ЖЭК №»;
23. ООО «Эприс 08»;
24. ООО «ЭПРИС».
Пунктом 1.3 Постановления был утвержден Перечень объектов, на которых отбываются исполнительные работы, согласно приложению №.
Согласно приложению № к Постановлению в перечень мест, в которых отбываются исправительные работы, входит пункт 12. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушением речи №», постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ данный пункт исключен.
В дальнейшем Постановлением Администрации г.Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п в Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, касающиеся уточнения мест, в которых отбываются обязательные и исправительные работы. Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к постановлению были согласованы с и.о.начальника филиала по г.Зеленогорску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приложение № к Постановлению в перечень мест, в которых отбываются обязательные работы, вошли пункты:
1. МУП ГЖКУ;
2. МУП КБУ;
3. МКУ «Заказчик»;
4. ОАО «КОИС»
8. ООО «Норд»;
9. ООО «Визит-М»;
10. ООО «Искра»;
11. ООО «ЖКУ»;
12. ОАО «Спецтеплохиммонтаж» МСУ №;
13. ООО «Техническое обслуживание и ремонт»;
14. ООО «ЖЭК №»;
15. ООО «ЖЭК №»;
16. ООО «Эприс 08»;
17. ООО «ЭПРИС».
В ходе первого судебного разбирательства пом.прокурору ЗАТО г.Зеленогорск было предложено уточнить заявленные требования в соответствии с действующей редакцией Постановления Администрации ЗАТО <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ, а также уточнить ответчика по делу, поскольку спорное постановление вынесено от имени Администрации ЗАТО г.Зеленогорска, а не от имени главы Администрации ЗАТО г.Зеленогорска ФИО1. Однако на момент рассмотрения дела от истца не поступило никаких письменных (надлежащих)заявлений об уточнении исковых требований.
В действующей редакции(вступившей в силу до обращения прокурора с иском) Постановления Администрации ЗАТО <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений внесенных Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ) в Перечне объектов, на которых отбываются обязательные и исправительные работы уже отсутствуют Муниципальное бюджетное учреждение «Природный зоологический парк», Муниципальное учреждение «Служба единого заказчика-застройщика» и ИП М-ны.
В действующем законодательстве отсутствует регламентация какого-либо иного порядка по определению объектов и мест для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, кроме как ст.49 и ст.50 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст.25, ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Также действующим законодательством не предусмотрены критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления должен определять объекты и места, на которых отбываются обязательные и исправительные работы. Оспариваемое постановление Администрации ЗАТО <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ и изменения к нему были приняты Администрацией ЗАТО г.Зеленогорска в пределах полномочий, не противоречат действующему законодательству, надлежащим образом согласованы с уголовно-исполнительной инспекцией.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что в действиях Администрации ЗАТО г.Зеленогорск не доказано наличие нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также прав неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на равенство перед законом, предусмотренное ст.19 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, отсутствуют законные основания для признания недействующими пунктов 4, 8, с 12 по 18, с 20 по 24 приложения №, пункта 12 Приложения № к постановлению главы администрации города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О видах обязательных работ, объектах, на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы».
Кроме этого иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, в силу чего удовлетворению не подлежит и по этим основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору ЗАТО го<адрес> Красноярского края действующему в интересах неопределенного круга лиц в удовлетворении иска к главе Администрации ЗАТО г.Зеленогорск ФИО1 о признании недействующими пунктов 4, 8, с 12 по 18, с 20 по 24 приложения №, пункта 12 Приложения № к постановлению главы администрации города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О видах обязательных работ, объектах, на которых они отбываются, и местах, в которых отбываются исправительные работы», отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения.
Судья К.М.Жуков