З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <адрес> гражданское дело № по исковому заявлению <адрес><адрес> - <адрес> к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО2 о взыскании излишне выплаченных денежных средств, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к истцу с заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
На основании представленных документов было вынесено решение о назначении ответчику ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере № в месяц на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При приеме заявления ответчик была ознакомлена с ответственностью за предоставление заведомо ложных или неполных сведений, которые могут послужить поводом для прекращения назначенных мер социальной поддержки.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился к истцу с заявлением о назначении государственной социальной помощи, что послужило основанием для проведения проверки, по факту правомерности получения денежного пособия.
В ходе проверки установлено, что ответчику был предоставлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует письмо <данные изъяты>».
Руководствуясь Порядком назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, истцом принято решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия ответчику по уходу за ребенком от полутора до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В результате несвоевременного извещения истца о предоставлении отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ, ответчику излишне выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма денежного пособия в размере №.
В связи с изложенным, истец просит взыскать в бюджет субъекта Российской Федерации с ответчика переплату ежемесячного пособия в размере №, в пользу истца взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере №.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом в судебное заседания не явился, предоставил письменное заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в порядке заочного производства.
Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась, сведений о причинах неявки суду не представлено. Суд счел возможным рассмотреть дело в силу ч.3 ст.167, ст.233 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в <адрес> с заявлением на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет в размере № в месяц на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату, закреплена в № Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Согласно № Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, решение вопросов социальной поддержки.
Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Настоящие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Закон <адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> определяет основные направления деятельности органов государственной власти автономного округа в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в пределах предоставленных законодательством полномочий; определяет дополнительные меры, меры социальной защиты в данной области.
Настоящим Законом на территории автономного округа устанавливаются виды пособий и выплаты гражданам, имеющим детей, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет. Порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается <адрес>.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет устанавливается родителю (законному представителю), фактически осуществляющему уход за ребенком, подлежащему обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком, в отношении которого возникло право на назначение ежемесячного пособия, возраста трех лет. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет устанавливается лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, при соблюдении следующих условий: необеспеченность ребенка местом в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования; отсутствие факта отказа родителя (законного представителя) от выделенного ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (№<адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в <адрес> - <адрес>
Порядок назначения и выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет устанавливаются Правительством <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> регламентирован порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (Порядок).
Пунктом № Порядка установлено, назначение и выплата пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, осуществляется <адрес><адрес> – <адрес>
Гражданам, имеющим детей, устанавливаются указанные в Порядке виды единовременных и ежемесячных пособий, выплат, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет (№).
Пунктом № установлено, что выплата ежемесячных пособий и выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, в том числе прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам.
В соответствии с № ежемесячная выплата пособий и выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем утраты права на него.
№ указанного Порядка также установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты, гражданин обязан не позднее чем в месячный срок сообщить об этом в письменном виде органу, назначившему пособие.
ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия ФИО2 на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении на назначение пособия ФИО2 обязалась своевременно, в течение месячного срока сообщить обо всех обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки (ежемесячных пособий на детей).
Однако, принятые обязательства о своевременном извещении <адрес> ответчик не исполнила.
За период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было излишне перечислено в связи с не предоставлением ответчиком сведений ежемесячное пособие на ребенка в размере №.
Ответчик при обращении за пособием была уведомлена, что пособие выплачивается при нахождении в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. При обращении ответчика по месту работы на основании ее же заявления ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. Как в период обращения за пособием, так и в период ухода в отпуск по беременности и родам, действовавшим законодательством были установлены обстоятельства, при наступлении которых прекращается выплата пособия. Незнание данного положения ответчиком не является основанием для ее освобождения от возврата неосновательно полученных денежных средств. Истцом представлены достаточные доказательства разъяснения ответчику обязанности предоставления документов при изменении обстоятельств, являющихся основанием для назначения выплаты пособия. Ответчику было достоверно известно о прекращении отпуска по уходу за ребенком в связи с предоставлением ей отпуска по беременности и родам. О чем она обязана была поставить в известность истца не позднее одного месяца с учетом положений законодательства, действовавшего в спорный период.
Таким образом, оценив в совокупности все обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии в действиях ответчика недобросовестности, поскольку ФИО2 своевременно не известила органы социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ей выплаты и о том, что исковое требование о взыскании излишне выплаченного пособия подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком, законны и обоснованы, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию денежные средства в размере №.
В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, требования истца о взыскании с ФИО4 расходов по уплате государственной пошлины в размере № подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу <адрес> излишне выплаченные денежные средства в сумме №, расходы по оплате государственной пошлины в размере №
Разъяснить ответчику ФИО2, что она вправе подать в Ханты-Мансийский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня его получения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 09 марта 2015 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов