ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1076/2022 от 13.04.2023 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0017-01-2022-001776-21

Дело № 2-89/2023 (2-1076/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Марковой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казак Н.А. и Казака Г.Л. к акционерному обществу «ТНС энерго Карелия», акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о защите прав потребителей и обязании совершить определенные действия,

установил:

иск заявлен по тем основаниям, что у истцов в собственности находится трансформаторная подстанция (<Данные изъяты>), расположенная в районе <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. В <Дата обезличена> года в адрес АО «ТНС энерго Карелия» стороной истцов было направлено заявление о расторжении договора энергоснабжения жилого дома, к которому приложены копии заявлений в АО «ПСК» об отключении <Данные изъяты> от высоковольтной линии электропередач, то есть фактически истцами заявлено о выводе объекта электрического хозяйства <Данные изъяты>) из эксплуатации. Ответчик направил в адрес истцов уведомление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в котором уведомил о расторжении договора энергоснабжения и одновременно заявил о возложении обязанности по оплате потерь электрической энергии на принадлежащем истцам объекте электрического хозяйства. Истцы полагают действия ответчика АО «ТНС энерго Карелия» по начислению и взысканию с них расходов на содержание потерь электрической энергии незаконными и нарушающими их права, поскольку в претензии в адрес ответчика истцы указывали на многочисленные нарушения их прав и законных интересов со стороны ответчика при опосредованном присоединении других потребителей через <Данные изъяты>. В претензии, направленной в адрес ответчика, истцы выразили требование об отключении <Данные изъяты> от высоковольтной линии электропередач, в связи с тем, что в настоящее время не пользуются <Данные изъяты>, поэтому не желают нести ответственность за данный источник повышенной опасности, а также груз материальной ответственности по содержанию данного имущества. Ссылаясь на изложенное, истцы просили признать незаконным требование АО «ТНС энерго Карелия» об оплате потерь электроэнергии на сумму <Номер обезличен> руб. и обязать ответчика отключить <Данные изъяты> от высоковольтной линии электропередачи на опоре <Номер обезличен>, а также взыскать с ответчика в свою пользу судебные издержки.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Прионежская сетевая компания» и Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад».

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> по ходатайству истцов изменен процессуальный статус АО «Прионежская сетевая компания» на соответчика, к которому предъявлено исковое требование об отключении ТП-138Г от высоковольтной линии электропередачи на опоре <Номер обезличен>; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гуйдо М.Ю. и Кулигин А.В.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гуйдо Ю.В.

Истец Казак Г.Л. в судебном заседании поддержал изложенные в исковом заявлении требования, полагал, что требования АО «ТНС энерго Карелия» об оплате потерь электрической энергии нарушают права собственника <Данные изъяты>, который отключен от данной подстанции и не потребляет через неё электрическую энергию, пояснил, что соглашения с опосредованно подключенными абонентами, в том числе об оплате потерь электрической энергии отсутствует, ресурсоснабжающие организации должны сами решить вопрос о подключении указанных абонентов к иному оборудованию энергоснабжения, поскольку собственник <Данные изъяты> не желает пользоваться данной трансформаторной подстанцией, в связи с чем АО «ПСК», имеющая допуск к высоковольтной линии электропередач, обязано отключить данную трансформаторную подстанцию, выведя её из эксплуатации по требованию истцов, как собственников данного оборудования.

Истец Казак Н.А., извещенная о рассмотрении дела, в суд не явилась, ранее в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика АО «ТНС энерго Карелия» Горохов С.В., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, как не основанные на нормах специального законодательного регулирования в затронутой сфере, поскольку собственник трансформаторной подстанции обязан нести расходы по её содержанию, в том числе в части потерь электрической энергии, и, поскольку соглашения между всеми подключенными к <Данные изъяты> абонентами представлено не было, правовые оснований для начисления указанных расходов на иных абонентов, за исключением собственника, у ответчика отсутствовали.

Представитель ответчика АО «Прионежская сетевая компания», Шаранкина А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснила, что поскольку истцами в установленном законом порядке не оформлено право собственности (владения) на землю, на котором расположена <Данные изъяты>, ответчик не имеет возможности приобрести данный объект электросетевого хозяйства у истцов, мер для решения вопроса об отчуждении трансформаторной подстанции истцы не предпринимают, вывод из эксплуатации и отключения <Данные изъяты> невозможно, поскольку это будет нарушать права иных абонентов, подключенных к объекту электросетевого хозяйства.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, относительно предмета спора, в суд не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, извещались судом о дате, времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела <Номер обезличен>, приходит к следующим выводам.

В соответствии с актом выбора и обследования земельного участка гр. Казак Н.А. для установки Комплексной Трансформаторной Подстанции (КТП) по адресу <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> комиссия посчитала возможным представить Казак Н.А. на праве аренды до одного года земельный участок для установки КТП (л.д. 125).

Постановлением Главы самоуправления от <Дата обезличена><Номер обезличен> Казак Н.А. представлен земельный участок площадью 5 кв.м на праве аренды сроком до <Дата обезличена> под установку КТП. Пунктом 3 данного постановления Казак Н.А. предписано в месячный срок с момента подписания постановления заключить с администрацией города Сортавала договор аренды на земельный участок (л.д. 124).

Согласно акту <Номер обезличен> допуска в эксплуатацию электроустановок от <Дата обезличена> электроустановки индивидуального жилого дома Казак Н.А. допущены в эксплуатацию от КТП № <Данные изъяты>

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от <Дата обезличена> Казак Н.А. владеет на праве собственности <Данные изъяты> с трансформатором <Номер обезличен>, разделителем РЛНД. Граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на контактных соединениях проводов на изоляторах опоры <Номер обезличен> отпайки в сторону <Номер обезличен>

Величина максимальной мощности составляет <Номер обезличен> (л.д. 115). К акту прилагается соответствующая схема (л.д. 116).

Таким образом, как следует из доводов иска и материалов дела, Казак Н.А. является собственником трансформаторной подстанции <Данные изъяты>, что не оспаривается участвующими в деле лицами, и вместе с Казаком Г.Л. владеют указанным объектом электросетевого хозяйства.

Актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлена граница эксплуатационной ответственности сторон на контактных соединениях проводов на опоре <Номер обезличен> отпайки на <Номер обезличен>. Максимальная мощность присоединяемых устройств абонента Казак А.Н. составляет <Номер обезличен> кВт. Данный акт содержит подпись истца. Согласно приложенной к акту схеме через сети Казак Н.А. осуществлено присоединение электроустановок Гуйдо М.Ю. с выделенной мощностью <Номер обезличен> (л.д. 178-179).

Согласно схеме электроснабжения индивидуального жилого дома Казак Н.А. от <Дата обезличена> граница эксплуатационной ответственности сторон соответствует схеме, приложенной к акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от <Дата обезличена>. В данной схеме отражено подключение к сетям Казак Н.А. жилых домов Гуйдо М.Ю. (заявленная мощность <Номер обезличен> кВт) и Кулигиной И.В. (заявленная мощность <Номер обезличен> кВт). Данная схема подписана абонентом (л.д. 172).

В силу п. <Номер обезличен> Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в действовавшей, утвержденных постановлением Правительства от <Дата обезличена><Номер обезличен> (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, далее – Правила <Номер обезличен>), допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части присоединенной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (далее - третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

Порядок компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях и точка присоединения к электрическим сетям третьих лиц устанавливаются соглашением об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя. В случае отсутствия в таком соглашении условий компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях размер потерь в электрических сетях третьего лица оплачивается заявителем.

При технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц заверенная копия соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя представляется заявителем в сетевую организацию одновременно со сведениями, предусмотренными п. 34 настоящих Правил.

Учитывая наличие подписей Казак Н.А. в акте разграничения балансовой принадлежности от <Дата обезличена>, предусматривающем увеличение мощности, а также в схемах, предусматривающих опосредованное присоединение абонентов Гуйдо М.Ю. и Кулигиной И.В., принимая во внимание указанные положения Правил № 861, действовавших на момент опосредованного присоединения абонентов через сети истцов, суд приходит к выводу, что опосредованное присоединение других абонентов к электросетям, принадлежащим Казак Н.А., осуществлено с учетом ее волеизъявления. Таким образом, доводы истца Казака Г.Л. о том, что опосредованные присоединения к принадлежащим им электрическим сетям осуществлены помимо их воли, судом отклоняются.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон об электроэнергетике) объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии со ст. 44 Закона об электроэнергетике порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи и (или) оборудования и устройств устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В п. 1 Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 86 (далее по тексту – Правила № 86), установлено, что согласованию подлежит вывод в ремонт и из эксплуатации следующих объектов, включенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2044 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления), в перечень объектов диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления), которым является до 31.12.2023 включительно - системный оператор электроэнергетических систем России (далее - системный оператор) или субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, а начиная с 01.01.2024 - только системный оператор, в том числе линии электропередачи, оборудование и устройства, входящие в состав объектов электросетевого хозяйства.

В силу п. 2 Правил № 86 вывод в ремонт и из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, не указанных в п. 1 настоящих Правил, осуществляется собственниками или иными законными владельцами таких объектов самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договорами с другими организациями, имеющими технологическое присоединение к данным объектам электросетевого хозяйства или объектам по производству электрической энергии (мощности).

В п. 184 Правил № 86 определено, что вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (в том числе объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности), не отнесенных к объектам диспетчеризации и не используемых для целей оказания услуг по передаче электрической энергии, осуществляется собственниками таких объектов самостоятельно при условии, что вывод таких объектов из эксплуатации не влечет препятствия перетоку электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства, принадлежащие другим лицам, и не приводит к нарушению условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и качества электрической энергии) (далее - негативные последствия) таких лиц.

В целях вывода из эксплуатации указанных в абзаце первом настоящего пункта объектов электросетевого хозяйства собственник таких объектов направляет в адрес сетевых организаций, линии электропередачи которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, и (или) сетевых организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, уведомление о намерении вывода из эксплуатации указанных объектов.

В случае если вывод из эксплуатации указанных в уведомлении о намерении вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства влечет негативные последствия, сетевые организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления письменно уведомляют собственников указанных объектов о наличии негативных последствий.

Исходя из положений п. 186 Правил № 86 в случае получения указанного в п. 184 настоящих Правил уведомления о наличии негативных последствий в отношении граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, энергопринимающие устройства которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, собственник таких объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в сетевую организацию, к электрическим сетям которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства указанных граждан, с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств указанных граждан к электрическим сетям сетевой организации в порядке, определенном Правилами технологического присоединения.

В случае недостижения соглашения о порядке вывода из эксплуатации, указанного в абзаце первом п. 185 настоящих Правил, собственник указанных объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, в целях вывода их из эксплуатации обращается в сетевую организацию, к электрическим сетям которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства лиц, указанных в абзаце первом п. 184 настоящих Правил, с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств таких лиц к электрическим сетям сетевой организации.

Реализация мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств лиц, указанных в абзаце первом п. 184 настоящих Правил, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения.

Вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, указанных в настоящем пункте, возможен после завершения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств лиц, указанных в абзаце первом п. 184 настоящих Правил, к электрическим сетям сетевой организации.

Как следует из материалов дела Казак Н.А. <Дата обезличена> обратилась в адрес сетевой организации - АО «ПСК», к сетям которой присоединена трансформаторная подстанция <Данные изъяты>, с заявлением о прекращении договорных отношений по подключению данной трансформаторной подстанции к сетям организации <Данные изъяты> и ее отключении. В данном заявлении указано на готовность истца к переговорам по аренде трансформаторной подстанции или ее выкупе по рыночным ценам (л.д. 10).

Письмом от <Дата обезличена> ответчик АО «ПСК» в ответ на указанное заявление от <Дата обезличена> уведомил истца о негативных последствиях отключения трансформаторной подстанции <Данные изъяты>, так как от нее подключены другие потребители и сообщило о готовности рассмотрения предложения по передаче электросетевого имущества в собственность территориальной сетевой организации посредством заключения договора купли-продажи (л.д. 119-120).

Истцами не представлено доказательств их обращения в сетевую организацию с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, опосредованно присоединенных через <Данные изъяты>. Также суду не представлено каких-либо доказательств о выполнении (завершении) мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения абонентов Гуйдо Ю.В. и Кулигиной И.В.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при существующих обстоятельствах отключение (вывод из эксплуатации) объекта электрического хозяйства (трансформаторной подстанции <Данные изъяты>) приведет к ограничению в электроснабжении абонентов, подключенных к электросетям сетевой организации опосредованно через указанную трансформаторную подстанцию, что в силу действующего законодательства в затронутой сфере не допустимо.

Учитывая, что в силу приведенных выше нормативных положений вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, возможен только после завершения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств лиц к электрическим сетям сетевой организации, правовые основания для удовлетворения исковых требований истцов об обязании АО «ПСК» отключить <Данные изъяты> от линии высоковольтной электропередачи на опоре <Номер обезличен><Номер обезличен> отсутствуют, в связи с чем суд отказывает в иске в данной части.

Рассматривая требования истцов в части признания незаконными начислений по оплате потерь электроэнергии, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 1 Закона об электроэнергетике настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В соответствии с п. 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

В п. 130 указанных Основных положений определено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг признан не соответствующим Конституции РФ, ее преамбуле, ст.ст. 8, 19 (ч.ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 № 1857 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии» утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

В соответствии с абз. 4 п. 6 <Номер обезличен> иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.

Пунктом 6(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг установлен заявительный порядок указанной компенсации.

Поскольку после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П Правительством РФ внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые предусматривают условия и порядок возмещения затрат на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, учитывая приведенные выше нормативные положения и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что у истца Казак Н.А., как собственника объекта электросетевого хозяйства, существует обязанность по оплате стоимости электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику.

Таким образом, иск в части признания незаконным требования ответчика - АО «ТНС энерго Карелия» об оплате потерь электроэнергии на сумму <Номер обезличен> руб. также удовлетворению не подлежит.

Следует отметить, что истцы не лишены возможности обращения в сетевую организацию с целью компенсации фактических расходов по оплате потерь электроэнергии в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Казак Н.А. и Казака Г.Л. к акционерному обществу «ТНС энерго Карелия», акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о защите прав потребителей и обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись) А.В.Маркова

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2023 г.