№ 2-1077/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2014 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Галенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Лусниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех выдать заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В обоснование заявленных требований указала, что в г.Комсомольске-на-Амуре в связи с паводком с августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации. В результате паводка . в ., где она проживает и ? доли которого принадлежит ей на праве собственности, попал в зону затопления. Для оценки пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания обратилась с заявлением в межведомственную комиссию. В выдаче заключения ей было отказано по причине отсутствия обращения в комиссию других собственников жилого помещения. Отказ в выдаче заключения лишает ее возможности получить меры поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, в связи с чем полагает его незаконным.
В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований, дала показания, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам.
Представители заинтересованных лиц межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех, муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав показания заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года № 569-рп «О ведении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлено Правительству Российской Федерации до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года № 923 утверждены Правила
предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., согласно которым трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий: а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на софинансирование исполнения которого предоставляются трансферты; б) наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации: порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений; в) наличие списков граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (п.п. 5,6 Постановления).
Во исполнение указанного нормативного акта, Правительством Хабаровского края принято постановление от 29.11.2013 года № 410-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр", которым установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (Приложение № 16 к программе), Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. (Приложение № 17 к программе).
Согласно утвержденным Порядкам, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - граждане). Граждане - собственники доли в праве общей долевой собственности на поврежденное жилое помещение имеют право на получение выплаты пропорционально такой доле, граждане - собственники поврежденного жилого помещения на праве общей совместной собственности - в равных долях либо одному из таких граждан по письменному согласию всех остальных собственников.
Граждане подают заявления о предоставлении мер поддержки в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) по установленной форме.
Утрата либо повреждение жилого помещения должны быть подтверждены актом обследования жилого помещения межведомственной комиссии органа местного самоуправления и решением органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, либо о необходимости и возможности проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.1 Положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 2 указанного Положения определено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Межведомственная комиссия создается в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Постановлением главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 мая 2005 года № 35-па создана постоянно действующая городская межведомственная комиссия по решению вопросов о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и утверждено Положение о Комиссии.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 апреля 2013 года № 104-ра ( с изменениями, внесенными распоряжениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 19 сентября 2013 года № 296-ра, от 07 октября 2013 года № 309-ра, от 18 октября 2013 года № 320-ра) утверждены составы межведомственной комиссии по оценке соответствия многоквартирных домов и межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 принадлежит на праве собственности ? доля жилого дома по адресу ..
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 3143-па от 02 октября 2013 года ( с изменениями внесенными постановлением от 18 декабря 2013 года № 4102-па) определены границы зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Согласно указанному постановлению жилой . в . находится в зоне затопления (подтопления).
Для определения пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания ФИО1 обратилась с заявлением в межведомственную комиссию по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех.
18 ноября 2013 года в выдаче заключения межведомственной комиссии было отказано по причине отсутствия обращения в комиссию иных собственником жилого дома.
Вместе с тем суд полагает, что отсутствие волеизъявления иных сособственников жилого дома не может являться препятствием для получения заявителем гарантированных государством мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения. Выдача заключения межведомственной комиссии не может нарушать правомочия других собственников жилого дома по владению, пользованию и распоряжении имуществом, так как носит рекомендательный характер, не влияет на правоотношения собственников по владению, пользованию и распоряжению имуществом, и не влечет каких-либо последствий, так как собственники доли в праве общей долевой собственности на поврежденное жилое помещение имеют право на получение выплаты пропорционально такой доле.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 18 ноября 2013 года выдать ФИО1 заключение о признании жилого дома по адресу . пригодным (непригодным) для проживания.
В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ на межведомственную комиссию г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании отказа межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех – удовлетворить.
Признать незаконным отказ межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 18 ноября 2013 года выдать ФИО1 заключение о признании жилого дома по адресу . пригодным (непригодным) для проживания.
Возложить обязанность на межведомственную комиссию г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех устранить допущенное нарушение прав ФИО1 и выдать ей заключение о признании жилого дома по адресу . пригодным (непригодным) для проживания.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Галенко В.А.