ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1077/2023 от 28.09.2023 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2023-001115-47 Гражданское дело № 2-1077/2023

Мотивированное решение составлено 28.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Душкиной М.И., с участием помощника прокурора г. Асбеста Бабкиной В.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг,

установил:

Прокурор г. Асбеста Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа (далее – Детский сад №31) о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, указав, что прокуратурой г. Асбеста в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности Детского сада № 31 не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен, что, в свою очередь, ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.

На основании изложенного, истец просит суд: обязать Детский сад №31 привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие в требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию Асбестовского городского округа в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-8).

В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Бабкина В.А., действующая в интересах неопределенного круга лиц, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнила требования, указав, что паспорт доступности для инвалидов необходимо направить в Управление образованием Асбестовского городского округа.

Представитель ответчика Детского сада № 31 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что паспорт доступности для инвалидов должен быть направлен не в администрацию Асбестовского городского округа, а в Управление образованием Асбестовского городского округа. С учетом времени для проведения необходимых мероприятий, согласования паспорта, полагает необходимым установить реальный и разумный срок для выполнения требований не менее одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Управления образованием Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что требования истца являются обоснованными. Управлением образования создана комиссия с участием представителей общества инвалидов. В настоящее время проводится актирование с целью установления перечня необходимых мероприятий по обеспечению доступности. По завершению данной процедуры будет обеспечено внесение необходимых изменений в паспорт доступности и определены сроки реализации. С учетом количества запланированных мероприятий по обследованию учреждений, подведомственных Управлению образованием, просит установить разумные и реальные сроки. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав пояснения помощника прокурора г. Асбеста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41) и право на образование (статья 43).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (далее - Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 20 Устава Асбестовского городского округа, принятого Решением Асбестовской городской Думы от 07.03.1996, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 18.11.2005 № RU663250002005013 (ред. от 29.06.2023), в структуру органов местного самоуправления Асбестовского городского округа входит, в том числе, Управление образованием Асбестовского городского округа.

Как указано, в п.п. «г» п. 8 Порядка паспорт доступности должен содержать, в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой г. Асбеста проведена проверка законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании.

В ходе проведенной проверки установлено, что Детский сад № 31 осуществляет образовательную деятельность на территории Асбестовского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация Асбестовского городского округа.

В нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности Детского сада № 31 не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен (л.д.18-20).

Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Судом установлено, что до настоящего времени Детским садом № 31 вышеизложенные обязанности реализуются не в полном объеме, что приводит к нарушению прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на доступность объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выявленные нарушения не оспаривались ответчиком, что следует из представленного в материалы дела заявления.

На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, на детский сад № 31 необходимо возложить обязанность привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в Управление образованием Асбестовского городского округа.

В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, связанных с приведением паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры в соответствие с действующим законодательством, суд полагает, что срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения ответчиком решения соответствует положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и является разумным.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Асбестовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области (ИНН 6658033077), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа (ИНН 6603003964) обязанность привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в Управление образованием Асбестовского городского округа в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа (ИНН 6603003964) в доход бюджета Асбестовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов