ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1078/13 от 12.09.2013 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1078/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гулькевичи 12 сентября 2013 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Назаренко Н.И.

При секретаре: Едигарова И.К.

С участием прокурора: Колесникова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района о признании бездействия администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района о признании бездействия Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района незаконными.

В судебном заседании старший помощник прокурора Колесников А.Н. поддержал исковые требования и просит признать незаконным бездействие администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Гулькевичского района совместно с сотрудниками ОНД Кавказского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения администрацией Гулькевичского городского поселения законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе которой выявлен ряд нарушений законодательства. Проведенной проверкой установлены нарушения требований федерального законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности, а именно: имеющиеся на территории Гулькевичского городского поселения источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты №№005 (Западный микрорайон г. Гулькевичи- в районе между домами №1 и №15), 012 (г. Гулькевичи, в районе здания конторы бывшего совхоза «Оранжерейный»), 016 (в районе МБОУ СОШ №7 с ул. Симонова г. Гулькевичи), 247 (в районе поликлиники МБУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» г. Гулькевичи), 036 (в районе здания администрации МО Гулькевичский район по ул. Малиновского г. Гулькевичи), 054 (<...>), 056 (в районе ТЦ «Эврика» по ул. Ленинградской г. Гулькевичи), 058 (в районе КДД «Зодиак» по ул. Пионерской г. Гулькевичи), 073 (район пер. Дивный, 1 и ул. Российской г. Гулькевичи), 195 (в районе окраины ул. ФИО4 г. Гулькевичи), 212 (в районе МБДОУ детский сад №7 с. Майкопского) находятся в неисправном (ненадлежащем) состоянии, в нарушении несоблюдения требований ст. 19 ФЗ -69 «О пожарной безопасности», п.2 ст.63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; территория Гулькевичского городского поселения не по всей площади обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением: <...> Советская, Гуличенко с №12 по №94, ФИО1 с №2 по №40, Садовая, Пролетарская, Шурховецкого, ФИО2, Кубанская с №8 по №74, Школьная с №30 по №82, Мира, Восточная, Звёздная, пер. Восточный; <...> Степная, ФИО3, ФИО4, 60 лет СССР, Набережная, Ленина с №123 по №181, Дружбы, ФИО5, ФИО6, Розовая, Невского с №1 по №45, Лесная, Конечная, Спокойная, Окружная, Славянская, Виноградная, Новороссийская, Уральская, Рябиновая, Центральная, Таманская, Чайковского, Мирная, Севастопольская, Полярная, Ростовская, Венцовская, Абрикосовая, Стартовая, Гранитная, Полевая, пер. Меторитный, Нагорная, Ключевая, Спортивная, Крестьянская, Вишнёвая, Демократическая, Светлая, Весёлая, Южная, Мостовая, Коммунаров. У имеющихся на территории Гулькевичского городского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), в нарушении ч.1 ст.68 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения; п.4.1 Своды правил «Системы противопожарной защиты» указывает на тот факт, что источники наружного противопожарного водоснабжения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности (СП 8.13130.2009) -наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом; не организовано обучение населения Гулькевичского городского поселения мерам пожарной безопасности, в нарушении п. 8 ст. 63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены первичные меры пожарной безопасности которые включают в себя организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, установлен факт отсутствия огнезащитного покрытия строительных (деревянных) конструкций чердачного помещения здания администрации Гулькевичского городского поселения, что является нарушением п.2 ст.63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Прокуратурой района выявлены нарушения обязательных требований законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальном образовании – Гулькевичском городском поселении, а именно, не создан постоянно действующий орган управления специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения; не осуществляется накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников органов местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; не определена номенклатура, объемы СИЗ в запасах (резервах); не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ; не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении. В муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. В муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении не разработаны функциональные обязанности заведующего складом средств индивидуальной защиты; отсутствуют карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления; отсутствуют акты приема средств индивидуальной защиты; отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительные документы и накладные их получение; отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты; отсутствуют копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты; отсутствует журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами; отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки; отсутствует журнал учета защитных сооружений ГО; не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; количество сирен оповещения не соответствует проектной потребности определённой в Схеме территориального планирования Гулькевичского городского поселения. В сфере законодательства о ликвидации чрезвычайных ситуаций, администрацией постоянно действующий орган управления специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления администрации Гулькевичского городского поселения, работниками не укомплектован; не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций (1 раз в 3 года); не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (1 раз в год). Помимо этого, нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившего принципы противодействия терроризму, в числе которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Проверкой установлено, что администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района работа по указанным направлениям фактически не проводится. Просит признать бездействия администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района незаконными. Обязать администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района устранить выявленные прокуратурой района нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем надлежащего исполнения требований законодательства.

В судебном заседании представитель администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района ФИО7 доводы заявления прокурора признала частично и пояснила, что на территории Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района действует программа «Организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 18 июля 2013 года № 351, в мероприятия которой входит демонтаж пожарных гидрантов №056 по ул. Ленинградская (ТЦ «Эврика»); №073 на перекрестке ул. Российская и пер. Дивный, будет выполняться согласно программы. Гидрант №005, расположенный в ЗМР между домами №1 и 15 г. Гулькевичи приведен в исправное состояние. Демонтаж и замену гидранта №012, расположенного в районе здания конторы бывшего совхоза «Оранжерейный», произвести силами администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района не представляется возможным, в связи с тем, что вышеуказанный объект недвижимости, и совхоз «Оранжерейный», в соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года №1097-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности Муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и Муниципального образования Гулькевичский район, в состав которого они входят», в собственность Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района не передавался. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О ведении действия земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно плана-графика устранения недостатков по обустройству населённых пунктов муниципального образования Гулькевичский район источниками пожарного водоснабжения гидрант №016, расположенный в районе МБОУ СОШ №7 с ул. Симонова г. Гулькевичи закреплен за ответственным исполнителем - Управление образования МО Гулькевичский район, ООО «Пульс»; гидрант № 247, расположенный в районе поликлиники МБУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» закреплен за ответственным исполнителем МП «Водоканал», МБУЗ «ЦРБ Гулькевичского района»; гидрант № 054, расположенный в <...> закреплен за ответственным исполнителем МП «Водоканал»; гидрант № 058, расположенный в районе КДЦ «Зодиак» по ул. Пионерской г. Гулькевичи закреплен за ответственным исполнителем МП «Водоканал»; гидрант № 195, расположенный в районе окраины ул. ФИО4 г. Гулькевичи закреплен за ответственным исполнителем МП «Водоканал»; гидрант № 212, расположенный в районе МБДОУ детский сад №7 с. Майкопское закреплен за ответственным исполнителем МП «Водоканал», МБДОУ детский сад №7 с. Майкопского; гидрант № 036, расположенный в здании администрации МО Гулькевичский район по ул. Малиновского г. Гулькевичи закреплен за ответственным исполнителем МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО Гулькевичский район. Требования в части обеспечения территории Гулькевичского городского поселения по всей площади источниками наружного противопожарного водоснабжения, у имеющих на территории Гулькевичского городского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения установить соответствующие указатели, признаем в полном объеме. Требования в части организации обучения населения Гулькевичского городского поселения мерам пожарной безопасности не признаем. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Требования в части обеспечения огнезащитным покрытием строительные (деревянные) конструкции чердачного помещения здания администрации Гулькевичского городского поселения признаем в полном объеме. На данные работы заключен договор на огнезащитную обработку от 17 июля 2013 года № 469 от с ООО «Пульс», предметом которого является выполнение огнезащитной обработки деревянных элементов кровли здания администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района. Требования в части создания постоянно действующего органа управления специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения признаем в полном объеме. Администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района для решения вышеуказанных задач создано муниципальное казенное учреждение «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправление и муниципальных учреждений Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района», действующего на основании устава муниципального казенного учреждения «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, утвержденного постановлением администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 24 ноября 2011 года №688 Об изменении типа существующего муниципального учреждения «Учреждение по обеспечению деятельности органов местно самоуправления и муниципальных учреждений Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района» в целях создания муниципального казенного учреждения «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района». На осуществление мер накопления, хранения, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников органов местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений денежных средств в бюджете администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2013 год не предусмотрено. Бюджет Гулькевичского городского поселения на 2013 год формировался в условиях снижения налогооблагаемой базы, в связи, с чем дополнительных поступлений в бюджет доходов в текущем году не ожидается и не представляется возможным увеличить расходную статью бюджета на указанные мероприятия. Данный вопрос будет рассматриваться при формировании бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичский район на 2014 год в ноябре- декабре 2013 года. Требования в части обеспечения в муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении количество сирен оповещения соответствующее проектной потребности определенной в Схеме территориального планирования Гулькевичского городского поселения признаем. Согласно карты (схемы) системы оповещения населения Гулькевичского городского поселения сирены в количестве 7 штук находятся в рабочем исправном состоянии. Сирены в количестве 9 штук необходимо установить. Для этого администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в бюджет поселения на 2014 год будут предусматриваться расходы на данный вид работ. Организация обучения населения Гулькевичского городского поселения мерам пожарной безопасности в полномочия администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района не входит. Просит суд предоставить отсрочку на три года, для устранения нарушений.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Колесникова А.Н., представителя администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района ФИО7, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района совместно с сотрудниками ОНД Кавказского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения администрацией Гулькевичского городского поселения законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе которой выявлен ряд нарушений законодательства. Проведенной проверкой установлены нарушения требований Федерального Законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности, а именно: имеющиеся на территории Гулькевичского городского поселения источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты №№005 (Западный микрорайон г. Гулькевичи- в районе между домами №1 и №15), 012 (г. Гулькевичи, в районе здания конторы бывшего совхоза «Оранжерейный»), 016 (в районе МБОУ СОШ №7 с ул. Симонова г. Гулькевичи), 247 (в районе поликлиники МБУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» г. Гулькевичи), 036 (в районе здания администрации МО Гулькевичский район по ул. Малиновского г. Гулькевичи), 054 (<...>), 056 (в районе ТЦ «Эврика» по ул. Ленинградской г. Гулькевичи), 058 (в районе КДД «Зодиак» по ул. Пионерской г. Гулькевичи), 073 (район пер. Дивный, 1 и ул. Российской г. Гулькевичи), 195 (в районе окраины ул. ФИО4 г. Гулькевичи), 212 (в районе МБДОУ детский сад №7 с. Майкопского) находятся в неисправном (ненадлежащем) состоянии, в нарушение требований ст. 19 ФЗ -69 «О пожарной безопасности», п.2 ст.63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Территория Гулькевичского городского поселения не по всей площади обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением: <...> Советская, Гуличенко с №12 по №94, ФИО1 с №2 по №40, Садовая, Пролетарская, Шурховецкого, ФИО2, Кубанская с №8 по №74, Школьная с №30 по №82, Мира, Восточная, Звёздная, пер. Восточный; <...> Степная, ФИО3, ФИО4, 60 лет СССР, Набережная, Ленина с №123 по №181, Дружбы, ФИО5, ФИО6, Розовая, Невского с №1 по №45, Лесная, Конечная, Спокойная, Окружная, Славянская, Виноградная, Новороссийская, Уральская, Рябиновая, Центральная, Таманская, Чайковского, Мирная, Севастопольская, Полярная, Ростовская, Венцовская, Абрикосовая, Стартовая, Гранитная, Полевая, пер. Меторитный, Нагорная, Ключевая, Спортивная, Крестьянская, Вишнёвая, Демократическая, Светлая, Весёлая, Южная, Мостовая, Коммунаров. У имеющихся на территории Гулькевичского городского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), в нарушении ч.1 ст.68 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения; п.4.1 Своды правил «Системы противопожарной защиты» указывает на тот факт, что источники наружного противопожарного водоснабжения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности (СП 8.13130.2009) -наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом; не организовано обучение населения Гулькевичского городского поселения мерам пожарной безопасности, в нарушении п. 8 ст. 63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены первичные меры пожарной безопасности которые включают в себя организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, установлен факт отсутствия огнезащитного покрытия строительных (деревянных) конструкций чердачного помещения здания администрации Гулькевичского городского поселения, что является нарушением п.2 ст.63 Закона №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Прокуратурой района выявлены нарушения обязательных требований законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальном образовании – Гулькевичском городском поселении, а именно: не создан постоянно действующий орган управления специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения; не осуществляется накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников органов местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; не определена номенклатура, объемы СИЗ в запасах (резервах); не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ; не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в муниципальном образовании Гулькевичском городском поселении. В муниципальном образовании Гулькевичском городском поселении отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. В муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении не разработаны функциональные обязанности заведующего складом средств индивидуальной защиты; отсутствуют карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления; отсутствуют акты приема средств индивидуальной защиты; отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительные документы и накладные их получение; отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты; отсутствуют копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты; отсутствует журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами; отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки; отсутствует журнал учета защитных сооружений ГО; не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; количество сирен оповещения не соответствует проектной потребности определённой в Схеме территориального планирования Гулькевичского городского поселения. В сфере законодательства о ликвидации чрезвычайных ситуаций, администрацией постоянно действующий орган управления специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения, работниками не укомплектован; не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций (1 раз в 3 года); не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (1 раз в год). Помимо этого, нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившего принципы противодействия терроризму, в числе которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Проверкой установлено, что администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района работа по указанным направлениям фактически не проводится

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в границах поселения. В сфере обеспечения пожарной безопасности, администрация поселения уполномочена на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69 - ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании установлено, что 24 ноября 2011 года Администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района вынесено постановление № 688 об изменении типа существующего муниципального учреждения «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района» в целях создания муниципального казенного учреждения «Учреждения по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Гулькевичского поселения Гулькевичского района» согласно Уставу целью деятельности которой, является и осуществление прочей деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях. 09 сентября 2012 года приказом муниципального казенного учреждения «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района» № 98-П назначен ведущий специалист по решению задач гражданской обороны и предупреждении чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер пожарной безопасности. 05 июня 2013 года исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Гулькевичский район ФИО8 утвержден план-график устранения недостатков по обустройству населенных пунктов МО Гулькевичский район источниками пожарного водоснабжения.

Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки свидетельствуют о том, что администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района не в полной мере выполняются: законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суд частично удовлетворяет требования прокурора, поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района частично устранены нарушения законодательства, и считает, что с учетом поступления средств в бюджет и реальных возможностей Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района.

Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Гулькевичского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в срок до 01 апреля 2015 года устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно:

- привести в исправное состояние имеющиеся на территории Гулькевичского городского поселения источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты: № 005 в районе между домами № 1 и № 15 в Западном микрорайоне <...> в г. Гулькевичи в районе здания конторы бывшего совхоза «Оранжерейный», № 016 в районе МБОУ СОШ №7 с ул. Симонова <...> в районе поликлиники МБУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» <...> в районе здания администрации МО Гулькевичский район по ул. Малиновского <...> в <...> в районе ТЦ «Эврика» по ул. Ленинградской <...> в районе КДЦ «Зодиак» по ул. Пионерской <...> в районе пер. Дивный, 1 и ул. Российской <...> в районе окраины ул. ФИО4 <...> в районе МБДОУ детский сад №7 с. Майкопского;

- обеспечить территорию Гулькевичского городского поселения по всей площади источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: <...> Советская, Гуличенко с №12 по №94, ФИО1 с №2 по №40, Садовая, Пролетарская, Шурховецкого, ФИО2, Кубанская с №8 по №74, Школьная с №30 по №82, Мира, Восточная, Звёздная, пер. Восточный; <...> Степная, ФИО3, ФИО4, 60 лет СССР, Набережная, Ленина с №123 по №181, Дружбы, ФИО5, ФИО6, Розовая, Невского с №1 по №45, Лесная, Конечная, Спокойная, Окружная, Славянская, Виноградная, Новороссийская, Уральская, Рябиновая, Центральная, Таманская, Чайковского, Мирная, Севастопольская, Полярная, Ростовская, Венцовская, Абрикосовая, Стартовая, Гранитная, Полевая, пер. Меторитный, Нагорная, Ключевая, Спортивная, Крестьянская, Вишнёвая, Демократическая, Светлая, Весёлая, Южная, Мостовая, Коммунаров;

- установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) у имеющихся на территории Гулькевичского городского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения;

- организовать обучение населения Гулькевичского городского поселения мерам пожарной безопасности;

- обеспечить огнезащитным покрытием строительные (деревянные) конструкции чердачного помещения здания администрации Гулькевичского городского поселения;

- осуществлять накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников органов местного самоуправления - администрации Гулькевичского городского поселения и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

- разработать и утвердить номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах) муниципального образования - Гулькевичского городского поселения;

- осуществлять контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ;

- создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении;

- обеспечить в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению;

- разработать в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении функциональные обязанности заведующего складом средств индивидуальной защиты;

- завести в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления;

- вести в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении акты приема средств индивидуальной защиты;

- обеспечить муниципальное образование - Гулькевичское городское поселение паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительными документами и накладными их получение;

- создать в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты;

- обеспечить проведение лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты в муниципальном образовании -Гулькевичском городском поселении;

- завести журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении;

- разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки;

- обеспечить ведение журнал учета защитных сооружений ГО в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении;

разработать в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении номенклатуру и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

- обеспечить в муниципальном образовании - Гулькевичском городском поселении количество сирен оповещения соответствующее проектной потребности определённой в Схеме территориального планирования Гулькевичского городского поселения;

- обеспечить проведение тактико-специальных учений продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных формирований организаций (1 раз в 3 года) на территории Гулькевичского городского поселения;

- обеспечить проведение тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (1 раз в год) на территории Гулькевичского городского поселения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий