ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10792/2017 от 19.12.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

2-10792/2017

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Скачек Е.П.

с участием представителя УМВД России по Амурской области, МВД России – ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» о признании не имеющим права на получение звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО2 обратился в суд к Министерству социальной защиты населения Амурской области с иском, в обоснование указав, что является пенсионером МВД Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет в органах внутренних дел Российской Федерации. Имеет ведомственные медали «За отличие в службе» I, II и III степени, а также знак «Отличник милиции», присвоенный приказом начальника УВД Амурской области и благодарность министра внутренних дел Российской Федерации, объявленную приказом МВД РФ. В 2016 году обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о присвоении мне звания «Ветеран труда». Постановлением Губернатора Амурской области № 227 от 5 августа 2016 года, на основании протокола комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», было отказано в присвоении указанного звания. С данным решением комиссии не согласен, считает его незаконным. Медали МВД Российской Федерации «За отличие в службе» I, II и III степени являются ведомственными медалями и учреждены Приказом МВД Российской Федерации № 641 от 5 июля 2002 года для награждения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, положительно характеризуемых по службе (военной службе). Отдел вневедомственной охраны при УВД Амурской области является подразделением, созданным для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Начальнику ОВО при УВД Амурской области разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку. Награждение медалью МВД России на основании приказа ОВО при УВД Амурской области не противоречит действующему законодательству. Наличие медалей «За отличие в службе», знака «Отличник милиции» и благодарности первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации, является основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Просит суд признать решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» о признании его не имеющим права на получение звания «Ветеран труда», незаконным и признать право на присвоение звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области с исковыми требованиями не согласилась, указав, что из представленного ФИО2 удостоверения к медали «За отличие в службе» III, II и I степеней следует, что награждение произведено начальником структурного подразделения - ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области. Несмотря на то, что ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области входит в состав полиции, является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, реализует задачи и функции органов внутренних дел на территории Амурской области, награждение от имени этого органа не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не является основанием для присвоения почетного звания «Ветеран труда», поскольку для признания награждения ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является награда, награждение которой было принято от имени территориального органа МВД России на региональном уровне, при этом, решение о награждении в данном случае должно быть (принято) подписано непосредственным руководителем (заместителем руководителя) этого органа власти. Не относится к ведомственным знакам отличия в труде и нагрудный знак «Отличник милиции», поскольку ФИО2 награжден знаком «Отличник милиции» не от имени Министерства внутренних дел, а от территориального управления. Согласно Приказу МВД Российской Федерации от 31 октября 2012 года № 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации» в перечне ведомственных знаков отличия внутренних дел Российской Федерации отнесены ведомственные награды, которые подразделяются на медали внутренних дел Российской Федерации и нагрудные знаки внутренних дел Российской Федерации. Благодарность в этом перечне отсутствует. Награждение благодарностью Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде. Поскольку представленные ФИО2 награждения в силу ст. 2 Закона № 192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» не могут быть отнесены к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель УМВД России по Амурской области, МВД России в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, указав, что медаль МВД России «За отличие в службе» относится к ведомственным знакам отличия, то есть к числу наград, которые служат одним из оснований для признания ветераном груда. Награждение медалями «За отличие в службе» осуществляется в соответствии и в порядке, утвержденном Приказом МВД России от 5 июля 2002 года №641, в силу которого награждение медалью производится следующими лицами: министром внутренних дел РФ; лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; заместителем министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России - военнослужащих. В связи с этим требование Министерства социальной защиты Амурской области о том, что приказ о награждении медалью должен был исходить исключительно от имени начальника УВД по Амурской области, незаконно и противоречит порядку награждения данной медалью, установленному действующим законодательством, а также необоснованно сужает круг лиц, уполномоченных производить награждение этим ведомственным знаком отличия. Награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению министра внутренних дел РФ, гак и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку (то есть прямыми начальниками). У ФИО2 имеется право на присвоение ему звания «Ветеран труда», поскольку медали МВД России «За отличие в службе» III, II и I степени относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право па присвоение звания «Ветеран труда».

Истец, представитель ответчика, будучи извещенными о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав мнения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Приказом ОВО при УВД Амурской области от 9 ноября 2004 года № 248 ФИО2 награжден медалью «За отличие в службе» III степени, Приказом ОВО при УВД Амурской области от 7 ноября 2005 года № 278 награжден медалью «За отличие в службе» II степени, Приказом ОВО при УВД Амурской области от 7 ноября 2008 года № 173 награжден медалью «За отличие в службе» I степени.

Кроме того, ФИО2 Приказом УВД по Амурской области от 24 октября 2007 года награжден значком «Отличник милиции».

Также ФИО2 за добросовестное исполнение служебных обязанностей по защите имущества физических и юридических лиц, профилактике преступлений и административных правонарушений и в связи с 56-й годовщиной со дня образования вневедомственной охраны и празднованием Дня Российской милиции, согласно Приказу от 23 октября 2008 года № 1226 л/с, первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации объявлена благодарность.

Согласно справке Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Амурской области от 22 марта 2013 года № 19/2-106/13086, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 24 года, в льготном исчислении 35 лет.

11 февраля 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» на основании медалей «За отличие в службе» I, II и III степени, знака «Отличник милиции», благодарности и трудового стажа. К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие трудового стажа, копии документов о награждении медалью «За отличие службе» III, II и I степеней приказами ОВО при УВД Амурской области и УВО при УВД по Амурской области; знаком «Отличник милиции» на основании приказа УВД по Амурской области: благодарностью Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России.

Судом установлено и следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19, что по результатам рассмотрения заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», комиссией вынесено решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и включении истца в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что заявитель награжден нагрудным знаком не от имени Министерства внутренних дел РФ, а территориального управления, награждение, представленное заявителем, не относится к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст. 2 Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Министерство внутренних дел РФ является действующим органом исполнительной власти, соответственно, к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» на основании ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», могут быть отнесены лишь те знаки отличия, которые в качестве таковых признаются самим ведомством. Из Положения о благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 февраля 2014 года № 77 «О почетной грамоте Министерства внутренних дел Российской Федерации и благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации» не следует, что данная благодарность является ведомственным знаком отличия в труде. В перечне ведомственных знаков отличия МВД России, утвержденном приказом МВД «О знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», к ведомственным знакам отличия отнесены медали МВД РФ и нагрудные знаки МВД РФ. Благодарность в этом перечне отсутствует. Награждение, представленное заявителем, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст. 2 Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда», и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Постановлением Губернатора Амурской области № 227 от 5 августа 2016 года на основании п. 8 Порядка присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года № 331, и в соответствии с решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19, истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Не согласившись с таким решением, истец обратился в суд с исковым заявлением.

Проверяя доводы истца и законность его требований, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Амурской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Законом Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» (далее - Закон № 192-ОЗ) и Порядком присвоения Звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года № 331.

Статьей 1 Закона № 192-ОЗ, предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ст. 2 Закона Амурской области от 11 ноября 2016 года № 13-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О присвоении звания "Ветеран труда», за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, которые учитывались при присвоении звания «Ветеран труда» до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Статья 2 Закона № 192-ОЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона Амурской области от 11 ноября 2016 года № 13-ОЗ) к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относит учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд ведомственные медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные и почетные знаки, знаки, нагрудные значки, значки, почетные грамоты, дипломы, благодарности, именные часы, именное оружие, если награждение производилось от имени: Правительства Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; Администрации Президента Российской Федерации; аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации; Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральной прокуратуры Российской Федерации; межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; союзных и республиканских органов государственной власти СССР, РСФСР; центральных советов, союзов, комитетов организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации (в том числе Главного комитета ВДНХ СССР); центральных органов партийных, профсоюзных, комсомольских, ветеранских и других общественных объединений СССР, РСФСР, Российской Федерации при условии, что согласно записям в трудовой книжке награжденные работники состояли в штате этих организаций или работали в их системе по основному месту работы; иных определенных законодательством органов.

Исходя из анализа указанных выше норм права следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина, поэтому не любой знак отличия, учрежденный ведомством или министерством, может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина в труде.

Медали МВД России «За отличие в службе» I, II и III степени учреждены приказом МВД РФ от 5 июля 2002 года № 641 «Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе» (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 6 августа 2013 года № 602) для награждения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, положительно характеризуемых по службе (военной службе).

В соответствии с п. 10 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации (действующего на момент награждения истца медалями), утвержденного приказом МВД России от 31 октября 2012 года № 989, право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Министром внутренних дел Российской Федерации делегируется заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) (далее - органы, организации, подразделения МВД России).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).

Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и подчиняются МВД России.

Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр).

Положения о территориальных органах утверждаются Министром на основании настоящего Типового положения.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы), а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее - подчиненные организации).

По смыслу закона, решение о награждении от имени территориального органа МВД России на региональном уровне должно быть принято (подписано) непосредственным руководителем (заместителем руководителя) этого органа власти.

ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области входит в структуру органов внутренних дел, является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, реализует задачи и функции органов внутренних дел на территории Амурской области, однако не является территориальным органом МВД России на региональном уровне, следовательно, награждение от имени этого органа не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не является основанием для присвоения почетного звания «Ветеран труда».

Приказом МВД России от 14 июня 2000 года № 633 «Об учреждении знаков МВД России» (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 6 августа 2013 года № 602) в целях поощрения сотрудников органов внутренних дел за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю безупречную службу, а также за оказание активной помощи органам МВД были учреждены знаки МВД России, в том числе знак «Отличник милиции», а также утверждено Положение о знаках.

Согласно Положению о знаках, знаком «Отличник милиции» награждается рядовой и младший начальствующий состав милиции, курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, добившиеся высоких показателей в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, повышающие свою профессиональную квалификацию, за смелость, находчивость и инициативу при исполнении служебного долга, прослужившие в милиции не менее трех лет.

При этом ни в Приказе «Об учреждении знаков МВД России», ни в Положении о знаке «Отличник милиции» не указана его принадлежность к ведомственным знакам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

В связи с чем суд приходит к выводу, что указанный знак нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.

В соответствии со ст. 7 Закон № 5-ФЗ к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» могут быть отнесены лишь те знаки отличия, которые в качестве таковых признаются самим ведомством.

Из Положения о благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 5 февраля 2014 года № 77 «О Почетной грамоте Министерства внутренних дел Российской Федерации и благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации» не следует, что указанная благодарность является ведомственным знаком отличия в труде.

В соответствии с Положением о благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации благодарность Министра является формой поощрения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, указание на благодарность отсутствует в перечне ведомственных знаков отличия внутренних дел Российской Федерации отнесены ведомственные награды, которые подразделяются на медали внутренних дел Российской Федерации и нагрудные знаки внутренних дел Российской Федерации, закрепленном в Приказе МВД РФ от 31 октября 2012 года № 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что представленные ФИО2 награждения в силу ст. 2 Закона № 192-03 не могут быть отнесены к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

При принятии решения суд учитывает, что нормы Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-ОЗ, ограничивают по сравнению с Федеральным законом 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», не могут быть признаны состоятельными, поскольку в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждает перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», и предусматривает условия, при соблюдении которых проживающие на территории данного субъекта лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», имеют возможность реализовать данное право на основании положений Федерального закона «О ветеранах».

Проанализировав с учетом приведенных норм пояснения сторон и представленные доказательства, суд полагает, что решение комиссии при Министерстве социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение званий «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19 является законным и обоснованным, и не содержит нарушений прав и законных интересов истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в присвоении звания «Ветеран Труда» от 24 мая 2016 года № 19, признании права на получение звания «Ветеран труда» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» о признании не имеющим права на получение звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 25 декабря 2017 года.

Судья Н.Н. Матюханова