ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1079/19 от 06.02.2020 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Перезябовой А.М.,

при секретаре Папст А.И.,

рассмотрев в помещении Алексинского городского суда Тульской области в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-15/2020 по иску Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Алексинский опытно-механический завод» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Алексинский опытно-механический завод», согласно которому после уточнения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил в срок до 01.01.2022 обязать АО «АОМЗ» привести защитные сооружения гражданской обороны с реестровыми номерами: , , , , в соответствие с требованиями, установленными правилами эксплуатации защитных сооружений, а именно: провести системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации в рабочее состояние, ликвидировать ржавчину на фильтровентиляционном оборудовании, организовать проведение контрольных проверок качественного состояния фильтров-поглотителей, а также обеспечить защитные свойства входных защитно-герметических дверей и дверей аварийных выходов, разгружающие подставки под защитно-герметическими дверьми (в сооружениях с реестровыми номерами , ).

В обоснование заявленных требований, указал что, ДД.ММ.ГГГГ между АО «АОМЗ» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны, на основании которого АО «АОМЗ» приняты на хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, являющееся государственной собственностью Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе защитные сооружения.

В связи с ненадлежащим содержанием указанных защитных сооружений, просил исковые требования удовлетворить.

Определением суда 25.12.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловских областях.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В адресованном суду заявлении представитель АО «АОМЗ» по доверенности ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд с учётом положений ч.ч. 3,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, также предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между АО «АОМЗ» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны, на основании которого АО «АОМЗ» приняты на хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, являющееся государственной собственностью Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе 5 защитных сооружений , , , , .

Согласно ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы здания, сооружения, оборудование и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (абз. 1 п. 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Ввиду того, что договором о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны не оговорен срок его действия, при этом предусмотрена обязанность АО «АОМЗ» сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в состоянии готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (п. 2 раздела 2 договора), суд приходит к выводу, что в настоящий момент данный договор действителен, так как заключен на неопределенный срок, равно как и обязательства, принятые по нему со стороны АО «АОМЗ».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством РФ;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804.

В соответствии с п. 10 указанного Положения, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

- строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

- приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Правила эксплуатации защитных сооружений утверждены Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Указанными Правилами регламентированы требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в мирное время.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Пунктами 3.2.11, 4.4.1, 4.42 названных правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны определено, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

При оценке состояния фильтров-поглотителей последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния. Осмотры и оценки качественного состояния фильтров-поглотителей проводятся каждые 5 лет (после 20 лет - через 3 года, а ФП 300 - после 10 лет - через 3 года).

Вместе с тем прокурорской проверкой, установлено, что данные требования законодательства АО «АОМЗ» соблюдаются не в полном объеме.

Требования прокурора, изложенные в представлении от 24.01.2019 в полном объеме не исполнены, что явилось поводом для обращения в суд.

Представителем ответчика выявленные прокурором нарушения не оспариваются.

Таким образом, судом установлено, что защитные сооружения гражданской обороны, переданные АО «АОМЗ», в настоящее время находятся в ненадлежащем техническом состоянии и не готовы в полном объеме к приёму укрываемых. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Вместе с тем, не приведение защитных сооружений в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределённого круга лиц.

Анализируя вышеперечисленные нормы действующего законодательства, с учётом представленных истцом доказательств, а также с учётом признания иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Алексинского межрайонного прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в полном объёме.

В соответствии со ст.ст. 88, 91, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, абз.3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования город Алексин Тульской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Алексинский опытный механический завод» в срок до 1 января 2022 года: привести защитные сооружения гражданской обороны с реестровыми номерами: , , , , в соответствие с требованиями, установленными правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583, а именно: провести системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации в рабочее состояние, ликвидировать ржавчину на фильтровентиляционном оборудовании, организовать проведение контрольных проверок качественного состояния фильтров-поглотителей

обеспечить защитные свойства входных защитно-герметических дверей и дверей аварийных выходов, разгружающие подставки под защитно-герметическими дверьми (в сооружениях с реестровыми номерами , ).

Взыскать с акционерного общества «Алексинский опытный механический завод» в бюджет муниципального образования город Алексин Тульской области государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Председательствующий А.М. Перезябова