Дело № 2- 1079/2020
55RS0026-01-2020-001161-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Безверхой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дудко Т.Г., с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Троицкого сельского поселения ОМР Омской области ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Омскому району ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 07 июля 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района <адрес> о возложении обязанности оказать меры социальной поддержки многодетной семье, поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что является опекуном над совершеннолетней <данные изъяты>ОМВ, на основании распоряжения Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Омскому району Омской области № от 30.08.2018 года, а также является опекуном <данные изъяты>ОАС на основании распоряжения Администрации Омского муниципального района № от 26.09.2018 года. Кроме того, является многодетной матерью, поскольку у нее в браке с БСН родились двое детей: БИС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и БНС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Доход ее семьи состоит из пособий получаемых за опеку над несовершеннолетней ОАС в размере <данные изъяты> рубля, пенсия ОМВ в размере <данные изъяты> рублей, кроме того, за опеку над ОАС от органов опеки поступают пособия в размере <данные изъяты> рублей, от органов социальной защиты за БИС и БНС поступают денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, за многодетную семью <данные изъяты> рублей, по уходу до полутора лет за ОАС<данные изъяты> рублей и компенсация за коммунальные платежи в размере <данные изъяты> рублей. Ее семья включая супруга БСН, проживает в жилом помещении (квартире) принадлежащей БСН Площадь квартиры составляет 34 кв.м. Считает, что ее многодетная семья имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемое ими жилое помещение, имеет площадь ниже установленных федеральным и региональным законодательством норм на человека. С учетом вышеуказанных обстоятельств она обратилась с заявлением в Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области на предоставление мер социальной поддержки, но получила необоснованный отказ. Считает, что ее семья не в полном объеме получает установленные ст. 41 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» льготы и компенсации.
Просит суд обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области предоставить ее семье, являющейся многодетной, следующие меры социальной поддержки: первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах -занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов; денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг; ежемесячная (ежегодная) денежная выплата. Обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области поставить ее семью на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области поставить ее семью на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области предоставить ее многодетной семье благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилых помещений на территории Омской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям в нем изложенным, не отрицала, что обращалась в администрацию Троицкого сельского поселения с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка, при этом первоначально в заявлении было указано на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а позднее она уточнила заявление, просила предоставить земельный участок для личного подсобного хозяйства. Не отрицала, что с заявлением о постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась. Так же не отрицала, что между администрацией ОМР и ее супругом БСН заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Представитель ответчика администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что распоряжением от 02.08.2019 года многодетная семья Биневских поставлена учет с целях бесплатного предоставления земельного участка. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки предусмотренных законом Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», не относятся к компетенции Администрации сельского поселения, с заявлением о постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 следовало обратиться в администрацию ОМР. Учитывая, что действиями ответчика администрации Троицкого сельского поселения ОМР Омской области права истца не нарушаются оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Омскому району ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании вопрос о возможности удовлетворения заявленных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц администрации ОМР Омской области, ГУ УПФ РФ в Омской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Семья Биневских в составе родителей ФИО1, БСН, детей БИС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БНС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а так же опекаемой ОАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является многодетной, что подтверждается удостоверением №, свидетельствами о рождении детей, распоряжением руководителя Аппарата Главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении опеки над несовершеннолетней ОАС».
Семья Биневских проживает по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 03.06.2020 года.
Согласно ч.1 ст. 41 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ (ред. от 18.06.2020) "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (принят Постановлением ЗС Омской области от 19.06.2008 N 225) многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов; денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг; ежемесячная (ежегодная) денежная выплата.
При совместном проживании членов многодетной семьи с иными гражданами предоставление мер социальной поддержки, установленных подпунктами 3 - 3.4 пункта 1 настоящей статьи, производится исходя из их доли расходов в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, проживающих в жилом помещении, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу жидких бытовых отходов (ч. 1.1 ст. 41 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ (ред. от 18.06.2020) "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан").
Меры социальной поддержки, установленные подпунктами 3, 3.1, 3.3, 3.4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются в пределах 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена многодетной семьи. (ч. 1.2 ст. 41 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ (ред. от 18.06.2020) "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан").
Мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется многодетным семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для населения Омской области в расчете на душу населения. Порядок определения среднедушевого дохода многодетной семьи устанавливается Правительством Омской области.
Из просительной части искового заявления следует, что ФИО1 просит суд обязать администрацию Троицкого сельского поселения ОМР Омской области предоставить ее семье меры социальной поддержки предусмотренные си. 41 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
Вместе с тем, порядок предоставления указанных мер социальной поддержки предусмотрен ч.2 и ч.3 ст. 41 вышеуказанного Закона Омской области, а именно мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется многодетным семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для населения Омской области в расчете на душу населения. Порядок определения среднедушевого дохода многодетной семьи устанавливается Постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 г. N 161-п.
Порядок предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 3.4, 6 пункта 1 вышеуказанной статьи Закона Омской области, также определяется Постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 г. N 161-п.
Порядок предоставлении мер социальной поддержки предусмотрен также Постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 № 229-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области».
Согласно п. 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Омской области для назначения мер социальной поддержки гражданин предъявляет в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области (далее - учреждение), по месту жительства (пребывания) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и вместе с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство), представляет документы, подтверждающие право на назначение мер социальной поддержки.
Указанным Постановлением Правительства Омской области органам местного самоуправления только рекомендовано оказать содействие Министерству труда и социального развития Омской области.
Учитывая положения ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми предусмотрены вопросы местного значения сельского поселения, а так же вышеприведенные нормы законодательства субъекта РФ, суд приходит к выводу, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки предусмотренные Законом Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», не относятся к ведению Администрации Троицкого сельского поселения.
Просительная часть искового заявления содержит требование об обязании ответчика администрации Троицкого сельского поселения постановки семьи Биневских на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность.
В материалы дела представлено заявление ФИО1 вх. № от 11.02.2019 г.из которого следует, что ФИО1 просит поставить ее семью на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 28.02.2019 г. № Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области уведомило ФИО1 о том, что итоговое решение по заявлению не принято в связи с тем, что необходимо получить дополнительные сведения: справки о наличии и отсутствии прав на жилые помещения с учетом сведений о приватизации.
Заявлением от 04.03.2019 ФИО1 подтвердила, что на письменном ответе на заявление от 11.02.2019 года не настаивает, удовлетворена устным разъяснением. При принятии решения уведомить дополнительно.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закон Омской области от 30.04.2015 N 1741-ОЗ (ред. от 05.11.2019) "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность бесплатно при наличии у них оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
01.08.2019 в Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области поступило заявление от ФИО1 с просьбой изменить цель предоставления земельного участка в собственность бесплатно с «ИЖС» на «ЛПХ».
Семья Биневских распоряжением от 02.08.2019 г. № Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области поставила на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности.
Письмом от 07.08.2019 вх.№ распоряжение от 02.08.2019 г. № направлено ФИО1
В судебном заседании ФИО1 не отрицала подачу вышеуказанных заявлений, а так же факт того, что ей известно, что ее семья поставлена на учет в целях предоставления земельного участка, вместе с тем, исковые требования поддержала.
Кроме того, просительная часть искового заявления содержит требования об обязании администрации Троицкого сельского поселения ОМР Омской области поставить семью Биневских на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить многодетной семье Биневских благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилых помещений на территории Омской области.
Согласно положений ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В судебном заседании ФИО1 подтвердила, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась.
Указанные обстоятельства так же подтверждаются отзывом на иск администрации ОМР Омской области.
Кроме того, вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, в соответствии с положениями ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения района, в связи с чем требования к администрации Троицкого сельского поселения заявлены на законе не основаны.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ, которая содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Способы защиты гражданских прав предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение, либо его характером. Выбор способа защиты и, соответственно, формулирование предмета иска (требования) непосредственно зависят от тех фактических обстоятельств, которые составляют основание иска.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 9 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из системного толкования указанных норм права, избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. При этом защите подлежит только нарушенное право.
Согласно ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.
Ответчик - это сторона спора, имеющая материально-правовой интерес в его исходе, предположительно является нарушителем прав истца. Для того, чтобы выступить в качестве ответчика, лицо должно быть признано надлежащим.
Учитывая, что в полномочия Троицкого сельского поселения ОМР Омской области не входит обязанность по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 41 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", равно как и обязанность в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также учитывая, что ответчиком на основании распоряжения от 02.08.2019 г. №194 семья Биневских поставлена на учет в целях предоставления земельного участка, суд приходит к выводу о том, что ответчиком права истца не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности оказать меры социальной поддержки многодетной семье, поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Безверхая
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2020 года.