ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1079/2021 от 19.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-1079/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В.,

при помощнике Орнацкой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ДИЗО г. Ростов-на-Дону, заинтересованное лицо: ООО «Ростовские тепловые сети» о признании движимой вещи бесхозяйной и передачи ее в муниципальную собственность

У С Т А Н О В И Л:

ДИЗО г.Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 (до 25.04.2019 действовало Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830) (далее - Положение).

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138

«Об утверждении Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.12.2020), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 «О принятии «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.12.2020).

Положением утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для признания в судебном порядке вещи бесхозяйной.

Согласно п. 3.1. Положения принятие бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в порядке, предусмотренном пунктами З.1.1., 3.1.2., 3.1.3. Положения.

В соответствии с п. 3.1.1. Положения Администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта движимого имущества подает в СМИ («Ростов официальный», «Вечерний Ростов») объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта движимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества лица, считающего себя собственником и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, объявления в СМИ может подавать отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов движимого имущества.

19.08.2020 в газете «Ростов официальный» № 34 (1346) Администрацией Ворошиловского района города Ростова-на-Дону было дано соответствующее объявление о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйного объекта движимого имущества (копия газеты прилагается).

В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающими себя собственником вышеуказанного имущества или имеющими на него права, прибыть в администрацию Ворошиловского района города Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.

По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав на указанный объект не заявил, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1.2. Положения,

21.09.2020 администрацией Ворошиловского района города Ростова-на-Дону был составлен акт о невозможности установления собственника объекта, после чего документы для включения объекта в реестр бесхозяйного имущества были переданы в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» (письмо от 22.10.2020 № 59.21/1747).

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 6 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.12.2020), МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» обеспечивает проведение организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.

После поступления информации от администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» были направлены запросы в Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.

Письмом от 06.11.2020 № 19.5.5/3272 Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объект не числится.

Письмом от 09.11.2020 № 61-СУ-08/9927 ТУ Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объекте отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.12.2020), п. 3.1.3 Положения бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» путем включения в реестр бесхозяйных объектов.

Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» от 19.11.2020 № 152 объект был включен в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

В соответствии с п. 3.2. Положения после выхода соответствующего распоряжения о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону, временное управление объектом возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в соответствии с п. 2.1.6 Положения.

01.12.2020 ООО «Ростовские тепловые сети» был составлен акт приема-передачи во временное управление бесхозяйного движимого имущества.

Согласно п. 3.3. Положения после подписания акта приема-передачи бесхозяйного объекта движимого имущества во временное управление ДИЗО обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект движимого имущества.

Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объекта и передачи его на учет никто не заявил о своих правах на данный объект, есть основания полагать, что объект не имеет собственника или собственник отказался от права собственности на объект.

С учетом вышеизложенного, просит суд:

Признать движимую вещь - объект, расположенный на территории Ворошиловского района города Ростова-на-Дону:

-Участок тепловой сети, расположенный на <адрес>, диаметром 80 мм, протяженностью 39 тр.м., материал - сталь, вид изоляции - ППУ, бесхозяйным имуществом.

Передать движимую вещь — объект, расположенный <адрес>

Участок тепловой сети, расположенной на территории <адрес>, диаметром 80 мм, протяженностью 39 тр.м., материал - сталь, вид изоляции - ППУ, в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.

Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону Щегрова Н.А. явилась в судебное заседание, исковые требования поддержала, просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

Заинтересованное лицо ООО «Ростовские тепловые сети» своего представителя не направили, извещались о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 (до 25.04.2019 действовало Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830) (далее - Положение).

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138

«Об утверждении Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.12.2020), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 «О принятии «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.12.2020).

Положением утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для признания в судебном порядке вещи бесхозяйной.

Согласно п. 3.1. Положения принятие бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в порядке, предусмотренном пунктами З.1.1., 3.1.2., 3.1.3. Положения.

В соответствии с п. 3.1.1. Положения Администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта движимого имущества подает в СМИ («Ростов официальный», «Вечерний Ростов») объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта движимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества лица, считающего себя собственником и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, объявления в СМИ может подавать отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов движимого имущества.

19.08.2020 в газете «Ростов официальный» № 34 (1346) Администрацией Ворошиловского района города Ростова-на-Дону было дано соответствующее объявление о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйного объекта движимого имущества (копия газеты прилагается).

В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающими себя собственником вышеуказанного имущества или имеющими на него права, прибыть в администрацию Ворошиловского района города Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.

По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав на указанный объект не заявил, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1.2. Положения,

21.09.2020 администрацией Ворошиловского района города Ростова-на-Дону был составлен акт о невозможности установления собственника объекта, после чего документы для включения объекта в реестр бесхозяйного имущества были переданы в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» (письмо от 22.10.2020 № 59.21/1747). " *

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 6 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.12.2020), МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» обеспечивает проведение организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.

После поступления информации от администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» были направлены запросы в Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.

Письмом от 06.11.2020 № 19.5.5/3272 Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объект не числится.

Письмом от 09.11.2020 № 61-СУ-08/9927 ТУ Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объекте отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.12.2020), п. 3.1.3 Положения бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» путем включения в реестр бесхозяйных объектов.

Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» от 19.11.2020 № 152 объект был включен в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

В соответствии с п. 3.2. Положения после выхода соответствующего распоряжения о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону, временное управление объектом возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в соответствии с п. 2.1.6 Положения.

01.12.2020 ООО «Ростовские тепловые сети» был составлен акт приема-передачи во временное управление бесхозяйного движимого имущества.

Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объекта и передачи его на учет никто не заявил о своих правах на данный объект, есть основания полагать, что объект не имеет собственника или собственник отказался от права собственности на объект. Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель просит признать участок тепловой сети как движимое имущество – бесхозяйным, ссылаясь при этом на порядок, установленный Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04..2019 № 336 в части, регламентирующей порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества.

Согласно позиции Министерства регионального развития РФ, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) - ПисьмоМинрегиона России от 20.05.2011г. №13137-ИП/08 «О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения».

По мнению Минэкономразвития России, «с учетом того, что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то указанные сети возможно отнести к линейным объектам»(Письмо Минэкономразвития РФ от 16.06.2011г. № Д23-2578).

При разрешении в ходе рассмотрения дел вопроса, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, надлежит учитывать следующие признаки:

- прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);

- проходит ли она через несколько земельных участков;

- имеет ли она значительную протяженность.

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, суд полагает, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Тогда как, если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект. Когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

С учетом системного толкования вышеуказанных положений закона, в силу функционального предназначения участок тепловой сети, расположенной по адресу: <адрес>, диаметром 80 мм, протяженностью 39 тр.м., материал - сталь, вид изоляции –ППУ, учитывая его протяженность, а именно расположение в границах одного земельного участка, обеспечение одного многоквартирного жилого дома, что следует из схемы размещения объектов, не относится к линейным объектам, являются движимым имуществом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону удовлетворить.

Признать движимую вещь - объект, расположенный на территории Ворошиловского района города Ростова-на-Дону:

- участок тепловой сети, расположенной на <адрес>, диаметром 80 мм, протяженностью 39 тр.м., материал - сталь, вид изоляции - ППУ, в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону – бесхозяйным имуществом.

Передать движимую вещь - объект:

- участок тепловой сети, расположенной на <адрес>, диаметром 80 мм, протяженностью 39 тр.м., материал - сталь, вид изоляции - ППУ, в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону, в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2021 года.