Дело №2-1079/2022
УИД 05RS0005-01-2021-013563-34
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года город Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Ибрагимова М.М.,
при секретаре, помощнике судьи Закарьяевой М.О., ведущей протокол судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск федерального дорожного агентства» к ФИО1, ФИО2 о возмещении вреда в размере 153 664,70 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск федерального дорожного агентства» обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о возмещении вреда в размере 153 664,70 рублей по тем основаниям, что в силу п. 5.5.2 Положения o Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. На территории Мурманской области функции весового контроля автотранспортных средств осуществляет Территориальный отдел АТ и АД надзора по Мурманской области Северного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора (далее-Северное МУГАДН). 08.01.2019 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля, расположенном на 1149 км. а/д P-21 «Кола», Северным МУГАДН был выявлен факт превышения транспортным средством марки КАМАЗ c регистрационным знаком <***> (далее по тексту-ТС) установленных весовых ограничений по нагрузке на 2ую и Зью оси. Фактически зафиксированные весовые параметры ТС отражены надзорным органом в Акте результатов измерения весовых и габаритны параметров транспортного средства № 408032796 от 08.01.2019 (далее по тексту-Акт). Как предусмотрено пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011года №272, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого c грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортном средства согласно приложению № 2 к данным правилам. Статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах с дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) установлены обязательные платежи c владельцев тяжеловесны транспортных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством. B соответствии c частью 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок возмещения вреда установлен Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее -Правила), которые действовали на дату составления Акта. Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства c нарушением установленных весовых параметров несет владелец транспортного средства. Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам предназначена для возмещения особы расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог.
На момент осуществления весового контроля и составления Акта собственником ТС, осуществившего перевозку тяжеловесного груза c превышением установленных весовых параметров, являлся ФИО1. B то же время в Акте владельцем транспортного средства указан водитель - ФИО2 на основании доверенности №05АА1232948 от 07.08.2015. Поскольку на основании доверенности, оформленной на двоих представителей, достоверно установить, действовал ли
Гусейнoв А.Э. о при перевозке груза в качестве представителя ФИО3 или непосредственно владельца транспортного средства, является затруднительным, ФКУ Упрдор «Кола» исковое требование предъявляет к ФИО3 и ФИО2 как соответчикам. Составленный при осуществлении весового контроля Акт содержит сведения o наименовании, дислокации и принадлежности пункта весового контроля, марку и регистрационный номер транспортного средства, прошедшего через пункт весового контроля, сведения o пройденном транспортным средством расстоянии и его маршруте. Акт составлен сотрудником Северного МУГАДН на основании документов, предъявленных водителем транспортного средства. Указанный акт составлен в присутствии водителя, один экземпляр акта вручен ему под роспись, возражений в части взвешивания не поступало. B пределах осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Северное МУГАДН направило Акт в адрес Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт- Петербург- Мурманск Федерального дорожного агентства» (далее-Истец, ФКУ Упрдор «Кола»). B силу части 2 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Согласно статье 3 Закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии c законодательством РФ. Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928, автомобильная дорога P-21 «Кола» (ранее - M-18 «Кола») является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Федеральная автомобильная дорога P-21 «Кола» принадлежит Российской Федерации и закреплена за истцом на праве оперативного управления (копии свидетельств o государственной регистрации права прилагаются). B соответствии c Уставом ФКУ Упрдор «Кола» является учреждением, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в оперативное управление (пункт 1.2 Устава), исполняющим функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделённого полномочиями по выдаче специальных разрешений (пункт 3.3.11 Устава) на провоз тяжеловесных грузов c взиманием соответствующей платы в бюджет Российской Федерации. B соответствии c пунктом 3.3.74 Устава Учреждение осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета по доходам, закрепленным в установленном порядке за Учреждением, в соответствии c кодами классификации доходов бюджетов Российской Федерации. B соответствии c пунктом 3.3.18 Устава Учреждение осуществляет проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию c владельцев тяжеловесны транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами. Согласно пункту 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средства, определяется в зависимости от превышения установленных значений допустимой массы транспортного средства, допустимы осевых нагрузок транспортного средства, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, базового компенсационного индекса текущего года. B соответствии c произведенным расчетом автомобильной дороге общего пользования федерального значения P-21 «Кола», находящейся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кола», причинён ущерб в размере 153664,70 рублей. Согласно пункту 8 Правил возмещения вреда средства, полученные в качестве платежей в счёт возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. B силу п.3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. B отношении участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения P-21 «Кола», закреплённых на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Кола», указанные функции возложены на Управление. Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Приказу Федерального дорожном агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 26.12.20 19 № 4103 «Об осуществлении подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями полномочий администраторов доходов федерального бюджета», за истцом закреплены полномочия администратора поступлений в бюджет Российской Федерации по доходам от взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Просит суд взыскать c владельца транспортного средства (надлежащего ответчика) в доход федерального бюджета денежные средства в размере 153664,70 рублей в счёт возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования федерального значения P-21 «Кола».
Истец ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск федерального дорожного агентства» надлежаще извещен о дате, месте и времени судебного заседания, в ходатайстве просят рассмотреть дело без участия представителя истца.
Ответчики ФИО1, ФИО2 надлежаще извещены о дате, месте и времени судебного заседания, путем направления судебных извещений и искового заявления, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем дело с согласия истца на основании ст.233 ГПК РФ рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в силу п.5.5.2 Положения o Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. На территории Мурманской области функции весового контроля автотранспортных средств осуществляет Территориальный отдел АТ и АД надзора по Мурманской области Северного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора (далее-Северное МУГАДН). 08.01.2019 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля, расположенном на 1149 км. а/д P-21 «Кола», Северным МУГАДН был выявлен факт превышения транспортным средством марки КАМАЗ c регистрационным знаком <***> (далее по тексту-ТС) установленных весовых ограничений по нагрузке на 2ую и Зью оси. Фактически зафиксированные весовые параметры ТС отражены надзорным органом в Акте результатов измерения весовых и габаритны параметров транспортного средства № 408032796 от 08.01.2019 (далее по тексту-Акт). Как предусмотрено пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011года №272, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого c грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортном средства согласно приложению № 2 к данным правилам. Статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах с дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон № 257-ФЗ) установлены обязательные платежи c владельцев тяжеловесны транспортных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством. B соответствии c частью 12 статьи 31 Закона №257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок возмещения вреда установлен Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами,осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее -Правила), которые действовали на дату составления Акта. Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Таким образом, согласно действующему законодательств Российской Федерации ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства c нарушением установленных весовых параметров несет владелец транспортного средства. Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 №22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам предназначена для возмещения особы расходов публичной власти по содержанию,ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог. На момент осуществления весового контроля и составления Акта собственником ТС, осуществившего перевозку тяжеловесного груза c превышением установленных весовых параметров,являлся ФИО1. B то же время в Акте владельцем транспортного средства указан водитель - ФИО2 на основании доверенности №05АА1232948 от 07.08.2015. Поскольку на основании доверенности, оформленной на двоих представителей, достоверно установить, действовал ли Гусейнoв А.Э. при перевозке груза в качестве представителя ФИО3 или непосредственно владельца транспортного средства, является затруднительным, ФКУ Упрдор «Кола» исковое требование предъявляет к ФИО3 и ФИО2 как соответчикам. Составленный при осуществлении весового контроля Акт содержит сведения o наименовании, дислокации и принадлежности пункта весового контроля, марку и регистрационный номер транспортного средства, прошедшего через пункт весового контроля, сведения o пройденном транспортным средством расстоянии и его маршруте. Акт составлен сотрудником Северного МУГАДН на основании документов, предъявленных водителем транспортного средства. Указанный акт составлен в присутствии водителя, один экземпляр акта вручен ему под роспись, возражений в части взвешивания не поступало.B пределах осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Северное МУГАДН направило Акт в адрес Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства» (далее-Истец, ФКУ Упрдор «Кола»). B силу части 2 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Согласно статье 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии c законодательством РФ. Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928, автомобильная дорога P-21 «Кола» (ранее-M-18 «Кола») является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Федеральная автомобильная дорога P-21 «Кола» принадлежит Российской Федерации и закреплена за истцом на праве оперативного управления (копии свидетельств o государственной регистрации права прилагаются). B соответствии cУставом ФКУ Упрдор «Кола» является учреждением, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в оперативное управление (пункт 1.2 Устава), исполняющим функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделённого полномочиями по выдаче специальных разрешений (пункт 3.3.11 Устава) на провоз тяжеловесных грузов c взиманием соответствующей платы в бюджет Российской Федерации. B соответствии c пунктом 3.3.74 Устава Учреждение осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета по доходам, закрепленным в установленном порядке за Учреждением, в соответствии c кодами классификации доходов бюджетов Российской Федерации. B соответствии c пунктом 3.3.18 Устава Учреждение осуществляет проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию c владельцев тяжеловесны транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами. Согласно пункту 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средства, определяется в зависимости от превышения установленных значений допустимой массы транспортного средства, допустимы осевых нагрузок транспортного средства, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, базового компенсационного индекса текущего года. B соответствии c произведенным расчетом автомобильной дороге общего пользования федерального значения P-21 «Кола», находящейся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кола», причинён ущерб в размере 153664,70 рублей. Согласно пункту 8 Правил возмещения вреда средства, полученные в качестве платежей в счёт возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. B силу п.3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. B отношении участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения P-21 «Кола», закреплённых на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Кола», указанные функции возложены на Управление. Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Приказу Федерального дорожном агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 26.12.20 19 №4103 «Об осуществлении подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями полномочий администраторов доходов федерального бюджета», за истцом закреплены полномочия администратора поступлений в бюджет Российской Федерации по доходам от взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск федерального дорожного агентства» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск федерального дорожного агентства» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета денежные средства в размере 153664,70 рублей в счёт возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования федерального значения P-21 «Кола».
Ответчик вправе подать в Буйнакский городской суд Республики Дагестан заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ибрагимов М.М.