25RS0004-01-2021-000024-46
Дело № 2-1079/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года г. Владивосток,
Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре Хачатрян Э.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов Губань Ю. И. к ООО «Управляющая компания Советского района» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания Советского района» о возложении обязанности, указав, что на основании обращения гражданина им была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при осуществлении управления многоквартирным домом <адрес>. В результате проверки было установлено, что, в нарушение закона, с 01.01.2019 ООО «Управляющая компания Советского района» повысило размер платы за вывоз твердых бытовых отходов с 3,09 рублей до 4,30 рублей, в связи с утверждением указанного размера платы постановлением администрации г. Владивостока от 28.12.2018 № 41, а всего размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества повышен до 26,17 рублей за 1 кв.м. общей площади. Повышение размера платы осуществлено ответчиком в одностороннем порядке в отсутствие решения общего собрания собственников дома в нарушение положений ЖК РФ.
С учетом уточнений исковых требований, прокурор просит признать действия ООО «Управляющая компания Советского района» по увеличению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> до суммы 26,17 рублей без проведения общего собрания собственников жилых помещений незаконными. А также возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет Губань Ю.И. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Владивостока Заневский П.В. уточненные исковые требования поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что решение о повышении платы за содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений дома не принималось.
Представитель ООО «Управляющая компания Советского района» Бурлакова В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что, поскольку региональный оператор не был определен, ООО «УК Советского района» осуществляло вывоз ТКО на МУП «Спецзавод № 1» по утвержденным Департаментом по тарифам Приморского края ставкам. Вместе с тем, с учетом переходного периода на январь 2018 года, к коммунальной услуге, регулируемой Департаментом по тарифам Приморского края, относилась утилизация ТКО: обработка, обезвреживание, захоронение, которая в свою очередь входит в состав платы за содержание жилья. Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 30.11.2017 были утверждены предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей МУП г. Владивостока «Спецзавод № 1». В связи с принятием указанного постановления, администрация г. Владивостока внесла изменения в постановление от 21.11.2005 № 1520. В связи с этим, размер платы за вывоз ТБО для населения с января 2018 года составил 4,30 рублей согласно постановлению администрации г. Владивостока от 28.12.2018 № 41. Поскольку условиями договора управления многоквартирным домом, утвержденного общим собранием собственников, предусматривается возможность управляющей компании повышать размер платы в случае изменения стоимости работ, то решения общего собрания в данном случае не требуется. Размер платы за вывоз ТБО, утвержденный договором управления в размере 3,09 рублей, с учетом повышения тарифа на утилизацию ТКО для МУП «Спецзавод № 1», не может обеспечить надлежащее содержание общего имущества в части вывоза ТКО. Собственники помещений на общем собрании, проводимом в форме очно-заочного голосования, не приняли решение об утверждении размера платы. В связи с этим, ООО «Управляющая компания Советского района» обратилось в администрацию г. Владивостока с просьбой утвердить размер платы за содержание жилого помещения для МКД <адрес>. Согласно ответу администрации г. Владивостока от 14.11.2019 № 14196, размер платы для собственников, не принявших решение об утверждении размера платы, устанавливается постановлением главы администрации г. Владивостока от 21.11.2005 № 1520 «Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения» (в ред. от 25.12.2018 № 3715) и составляет для данной категории дома 29,42 рублей за 1 кв.м. Выставленная Губань Ю.И. плата является обоснованной.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 4 статьи 154 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным услугам.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 5 ФЗ от 02.06.2016 № 175-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие положений части 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года.
В части 6 статьи 23 ФЗ от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ в статью 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ введена часть 8.1, согласно которой при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает отказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Между тем, на момент установления размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества на территории Приморского края региональный оператор услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствовал. В связи с этим, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что ООО «Управляющая компания Советского района» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора управления от 16.12.2013.
На основании обращения Губань Ю.И., прокуратурой Советского района г. Владивостока была проведена проверка соблюдения ООО «Управляющая компания Советского района» требований законодательства РФ в области жилищно-коммунального хозяйства.
В результате проведенной проверки было установлено, что с 01.01.2019 ООО «Управляющая компания Советского района» повышен размер платы за вывоз ТБО до 4,30 рублей, в связи с утверждением указанного размера платы постановлением администрации г. Владивостока от 28.12.2018 № 41, а всего размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества повышен до 26,17 рублей за 1 кв.м. общей площади.
На основании ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В п.п. 17, 35, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, разъяснено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В случае, если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимый собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
В пункте 4.1 договора управления многоквартирным домом от 16.12.2013 установлено, что стоимость работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома составляет 24,98 рублей в месяц за 1 кв.м. общей площади, в т.ч. 10 % за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и 3,09 рублей вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.
В случае изменения стоимости работ, услуг по договору управляющая компания производит перерасчет стоимости услуг со дня вступления изменений в силу (п. 4.4 договора управления).
В то же время, предусмотренное в п. 4.4 договора управления многоквартирным домом условие о возможности повышения палаты за содержание общего имущества дома в случае изменения стоимости работ и услуг не освобождает управляющую организацию от обязанности провести общее собрание собственников помещений с целью рассмотрения вопроса об изменении платы, а применяемые ею тарифы на оказываемые услуги, изменения, вносимые в перечень работ и услуг, подлежат утверждению общим собранием собственников. Установление размера платы иным способом противоречит закону и нарушает права собственников.
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Владивостока проверки установлено повышение ответчиком с 01.01.2019 размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, с 24,98 рублей до 26,17 рублей в одностороннем порядке. Общее собрание по вопросу повышения платы не проведено.
13.05.2019 в адрес ООО «Управляющая компания Советского района» было направлено представление № 7-21-2019/443/430 об устранении выявленных нарушений, которое не было исполнено.
Из представленных в материалы дела квитанций за июль 2019 года следует, что начисления за содержание жилого помещения производились исходя из размера платы 26,17 рублей за 1 кв.м. общей площади.
Поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> по вопросу повышения платы за содержание и ремонт общего имущества дома не принято, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что повышение размера платы было проведено ответчиком в одностороннем порядке, что противоречит требованиям жилищного законодательства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 50, 61.1. 61.2 БК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета Владивостокского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Советского района удовлетворить.
Признать действия ООО «Управляющая компания Советского района» по увеличению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> до 26,17 рублей без проведения общего собрания собственников жилых помещений незаконными.
Возложить на ООО «Управляющая компания Советского района» обязанность произвести Губань Ю. И. перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, исходя из размера платежа 24 рубля 98 копеек за 1 кв.м. общей площади, утвержденного решением общего собрания от 16.12.2013.
Взыскать с ООО «Управляющая компания Советского района» в доход бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Махонина