ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/14 от 29.01.2014 Россошанского районного суда (Воронежская область)

                                                                                                                            Дело № 2-107/14

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации    г. Россошь                                                                                                                                  29.01.2014 г.

 Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

 председательствующего судьи Плакида И.Д.

 при секретаре Шаиповой Л.Н.

 с участием прокурора /ФИО1./,

 представителей ответчиков /ФИО2./ и /ФИО3./,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Россошанского межрайпрокурора Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Россошанского муниципального района Воронежской области и МКОУ СОШ № г. Россошь о понуждении устранить нарушения федерального законодательства в области воинской обязанности и военной службы,     

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Россошанского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Россошанского муниципального района Воронежской области и МКОУ СОШ № г. Россошь о понуждении устранить нарушения федерального законодательства в области воинской обязанности и военной службы, ссылаясь при этом на следующее. В ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе было установлено, что в МКОУ СОШ № г. Россошь стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) отсутствуют. Поскольку выявленное нарушение влечет нарушение прав неопределенного круга лиц (несовершеннолетних учащихся) на подготовку по основам военной службы, прокурор просит обязать ответчиков устранить вышеуказанное выявленное нарушение федерального законодательства в области воинской обязанности и военной службы: оборудовать здание школы стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 1.04.2014 года.

 Опрошенный в судебном заседании представитель ответчика директор МКОУ СОШ № г. Россошь Воронежской области/ФИО3./, иск признал и пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения будут устранены в ближайшее время, поскольку Администрацией Россошанского муниципального района выделены денежные средства для покупки электронного лазерного стрелкового тренажера.

 Опрошенный в судебном заседании представитель ответчика Администрации Россошанского муниципального района Воронежской области /ФИО2./, против удовлетворения иска не возражает, пояснив, что необходимые денежные средства для приобретения школой требуемого оборудования уже выделены из муниципального бюджета. Нарушение требований федерального законодательства в ближайшее время в школе № будет устранено. Однако представитель ответчика просит не устанавливать срок исполнения решения суда, поскольку для заключения договора на приобретение имущества для муниципальных нужд необходимо пройти установленную законом процедуру. Кроме того, представитель ответчика просил учесть, что Администрация Россошанского муниципального района является лишь учредителем МКОУ СОШ № г. Россошь. Последняя является самостоятельным юридическим лицом, и все вопросы материально-технического обеспечения вправе решать самостоятельно. Муниципальное образование, как учредитель, может нести лишь субсидиарную ответственность, если у школы будет недостаточно средств на приобретение какого-либо оборудования.

 Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

 Согласно ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

 В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

 - получение начальных знаний в области обороны;

 - подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций и др.

 Согласно ст. 12 Закона федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

 Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

 В соответствии с п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № от 24.02.2010 в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

 Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

 МКОУ СОШ № г. Россошь является образовательной организацией, реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учреждение имеет лицензию № на право ведения образовательной деятельности, указанная лицензия бессрочна (л.д. 5-6).

 Согласно справке, составленной помощником Россошанского межрайпрокурора /ФИО1./ по итогам проверки, в МКОУ СОШ № тир отсутствует (л.д. 7). До сегодняшнего дня вышеназванные нарушения федерального законодательства в школе не устранены. Поскольку отсутствие стрелкового тира или места для стрельбы влечёт нарушение прав учащихся на подготовку по основам военной службы, суд полагает возможным удовлетворить иск прокурора и обязать администрацию МКОУ СОШ № г. Россошь устранить нарушения федерального законодательства в области воинской обязанности и военной службы. Срок исполнения решения суда суд полагает возможным не устанавливать с учётом вышеназванных объективных причин.

 В материалах дела имеется выписка из бюджетной сметы по МКОУ СОШ №, согласно которой ассигнования на оборудование (приобретение и модернизацию) составляют 10 000 руб. (л.д. 14-15).             

 В данном случае, поскольку Администрация Россошанского муниципального района Воронежской области является учредителем МКОУ СОШ № г. Россошь, осуществляя финансирование образовательного учреждения, суд считает возможным возложить субсидиарную ответственность на учредителя - Администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Обязать администрацию Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области оборудовать здание МКОУ СОШ № г. Россошь стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером).     

 При отсутствии у МКОУ СОШ № г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области денежных средств на эти цели возложить субсидиарную ответственность на учредителя Администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия.             

 Судья:                                                                                                                           И.Д. Плакида