ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/18 от 07.08.2018 Ленинскогого районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-107/2018 «А»

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2018 года с. Амурзет, ЕАО

Ленинский районный суд ЕАО в составе:

судьи Моревой С.А.,

при секретаре Ахметчиной О.И.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению «Управление административными зданиями» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанностей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить выполнение работниками ЕДДС не свойственных функций, а именно осуществление контроля за пропускным режимом и охрану здания мэрии, выдачу ключей от служебных помещений; в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 №723-ст, а именно обеспечить: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определителем номера звонящего абонента и его идентификацию; автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района ЕАО на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства по вопросу надлежащей работы на поднадзорной территории единой дежурно-диспетчерской службы органа местного самоуправления. Категория КДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ей территории. На территории Октябрьского района создана ЕДДС V категории, поскольку численность населения составляет не более 50 тысяч человек. В соответствии с V категорией ЕДДС Октябрьского района численность специалистов в оперативной смене составляет 2-5 человек. Как установлено в ходе проведенной проверки, постановлением администрации муниципального района от 04.10.2010 №279 утверждено Положение о ЕДДС муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО. Вместе с тем, на территории Октябрьского района ЕДДС функционирует не надлежащим образом, в нарушение требований указанного законодательства. Как установлено проведенной проверкой, в нарушение указанных требований законодательства работники ЕДДС МО «Октябрьский муниципальный район» выполняют не свойственные функции – осуществляют контроль за пропускным режимом и охрану здания администрации, выдачу ключей от служебных помещений, что закреплено в должностных инструкциях. Отсутствуют прямые каналы связи со службами внешнего реагирования и ДДС аварийных формирований, отсутствует радиосвязь, системы мониторинга, лабораторного контроля. ЕДДС МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО не оснащены оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016: серверным оборудованием; прибором радиационного контроля; средствами радиосвязи (УКВ, КВ радиостанции); специализированными средствами хранения данных; не организованно автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения. Таким образом, созданная администрацией муниципального района ЕДДС не выполняет функции органа повседневного управления районного звена областной подсистемы РСЧС, не надлежащим образом исполнены обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения. Непринятие администрацией муниципального района мер к организации работы ЕДДС в соответствии с требованиями законодательства влечет нарушение прав граждан, проживающих и пребывающих на территории Октябрьского района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить выполнение работниками ЕДДС не свойственных функций, а именно осуществление контроля за пропускным режимом и охрану здания мэрии, выдачу ключей от служебных помещений; в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 №723-ст, а именно обеспечить: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определителем номера звонящего абонента и его идентификацию; автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения.

Определением от 03 июля 20187 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «УАЗ», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмете спора Главное управление МЧС по ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1 заявленные требования уточнил, просил суд обязать МКУ «УАЗ» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить из должностной инструкции выполнение работниками ЕДДС не свойственных функций, а именно обеспечение охранно – пропускного режима в здании администрации муниципального района. Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 №723-ст, а именно обеспечить: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определителем номера звонящего абонента и его идентификацию.

Представитель ответчика глава администрации Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен, согласно заявления просил рассмотреть дело без участия, исковые требования не признает в полном объеме.

Представитель ответчика директор МКУ «УАЗ» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена, согласно заявления просила рассмотреть дело без участия. Указала, что на основании Постановления администрации муниципального района № 43 от 06.02.2015 года, ЕДДС муниципального района является структурным подразделением муниципального казенного учреждения МКУ «УАЗ». Общее руководство. В области материально – технического обеспечения и кадрового учета, осуществляет директор МКУ «УАЗ», непосредственное – начальник ЕДДС муниципального района. Общее руководство оперативной деятельностью ЕДДС осуществляет первый заместитель главы администрации муниципального района. Отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального района осуществляет общее руководство функционированием ЕДДС. На основании данного постановления в Устав МКУ «УАЗ» были внесены изменения, а именно: 2.2 Основными функциями Учреждения являются: обеспечение деятельности Единой дежурно – диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в области материально – технического обеспечения и кадрового учета, без вмешательства в оперативную деятельность ЕДДС».

Представитель третьего лица Главное управление МЧС России по ЕАО в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен, согласно отзыва исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело без участия.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций (ст.4).

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.

Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (ст. 4.1).

Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (ст. 11).Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (ст.24).

Согласно п. 11 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794) органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района ЕАО на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства по вопросу надлежащей работы на поднадзорной территории единой дежурно-диспетчерской службы органа местного самоуправления. В ходе проведенной проверки, постановлением администрации муниципального района от 04.10.2010 № 279 утверждено Положение о ЕДДС муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО. Вместе с тем, на территории Октябрьского района ЕДДС функционирует не надлежащим образом, в нарушение требований указанного законодательства. Работники ЕДДС МО «Октябрьский муниципальный район» выполняют не свойственные функции – осуществляют контроль за пропускным режимом и охрану здания администрации, выдачу ключей от служебных помещений, что закреплено в должностных инструкциях. Отсутствуют прямые каналы связи со службами внешнего реагирования и ДДС аварийных формирований, отсутствует радиосвязь, системы мониторинга, лабораторного контроля. ЕДДС МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО не оснащены оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016: серверным оборудованием; прибором радиационного контроля; средствами радиосвязи (УКВ, КВ радиостанции); специализированными средствами хранения данных; не организованно автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения.

Согласно должностной инструкции оперативного дежурного единой дежурно – диспетчерской службы МО «Октябрьский муниципальный район» п. 2.2.1 оперативный дежурный обеспечивает охранно – пропускной режим в здании администрации муниципального района.

Как следует из изменений, вносимых в Устав МКУ «УАЗ» от 16.02.2015 года основными функциями Учреждения являются: обеспечение деятельности Единой дежурно – диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в области материально – технического обеспечения и кадрового учета, без вмешательства в оперативную деятельность ЕДДС».

Суд считает, что требования об обязании Муниципального Казенного Учреждения «Управление административными зданиями» исключить выполнение работниками ЕДДС не свойственных функций, а именно обеспечение охранно – пропускного режима в здании администрации муниципального района, подлежат удовлетворению.

Из материалов дела установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» от 04.10.2010 года № 279 создана ЕДДС в муниципальном районе, утверждено Положение о ЕДДС района. ЕДДС не оснащена прямыми каналами связи и иным оборудованием требуемым прокурором.

Согласно ГОСТ Р 22.7.01-2016 Узел связи ЕДДС (далее УС ЕДДС) должен решать следующие задачи: прием и передача документов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством; доведение сигналов оповещения; организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами; организация связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи (п 3.11).

При этом УС ЕДДС должен обеспечивать: устойчивое функционирование средств связи; поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей; техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи; внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь; безопасность связи и информации; прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и органом управления АИУС РСЧС регионального уровня, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования; прием информации по многоканальному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования; автоматическое определение номера входящего абонента; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами (п.3.11.1).

Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций: накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, городских органов управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств; мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств; подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (п.3.13).

Комплекс средств автоматизации ЕДДС должен сопрягаться: с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС; с системами оповещения и информирования; системой-112; с системами мониторинга, включая системы: видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов ЖКХ, экомониторинга и т.п.; с системами лабораторного контроля; с информационно-аналитическими системами; с АИУС РСЧС регионального уровня; с другими существующими и перспективными системами (п.3.13.1).

В целях исполнения требований ГОСТа, МЧС России разработано и 28.08.2015 утверждено Правительственной комиссией РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Положение о ЕДДС муниципального образования (далее Положение).

Как следует из п. 3.4.1 Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.

Согласно п. 3.4.2 Положения в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению исковые требования в части обязания администрации обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность ЕДДС: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента и его идентификацию; приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОР8. Указанное оборудование прямо предусмотрено и необходимо для исполнения задач согласно пунктам 3.2., 3.11., 3.11.1,3.13., 3.13.1,3.14.1 ГОСТ Р 22.7.01-2016.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Следовательно, ответчик обязан обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность ЕДДС, организовать пункт управления ЕДДС в отдельном помещении и доукомплектовать ЕДДС должностями четырех оперативных дежурных.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, с учетом объема работ и необходимости приобретения оборудования, суд считает разумным сроком заявленный прокурором период в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению «Управление административными зданиями» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление административными зданиями» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить из должностной инструкции выполнение работниками ЕДДС не свойственных функций, а именно обеспечение охранно – пропускного режима в здании администрации Октябрьского муниципального района.

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 №723-ст, а именно обеспечить: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определителем номера звонящего абонента и его идентификацию.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.А. Морева