ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/18 от 13.03.2018 Теучежского районного суда (Республика Адыгея)

к делу №2-107/2018 г.

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

13 марта 2018 года г. Адыгейск

Теучежский районный суд Республики Адыгея Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Шумена Б.А.,

при секретаре Паранук Ф.Г.,

с участием представителя истца Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО1 по доверенности №Д-17140330 от 16 октября 2017 года со сроком действия до 16 октября 2018 года,

с участием представителя ответчика ФИО2 ФИО3 по доверенности 23АА7795204 от 16 ноября 2017 года со сроком действия до 16 ноября 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО2 об изъятии для государственных нужд Российской Федерации объекты недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обратилась в Теучежский районный суд с исковым заявлением к ФИО2 об изъятии путем прекращения права аренды ответчика для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) объекты недвижимости:

-земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 520 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – строительство автомагазина СТО, мойки и шиномонтажа, расположенного по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вдоль автодороги «Южный объезд <адрес>» на 1 км + 045 м., в районе <адрес>;

-земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – под ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, а.Тугургой и предоставлении ФИО2 в возмещение за изымаемое имущество 1 708 580 рублей.

Представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала и пояснила суду, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес>» в административных границах Тлюстенхабльского городского поселения <адрес> Республики Адыгея на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и приказом министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года №5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

Частью 2 статьи 37 Закона о Государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

1)подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества дорог Государственной?для федеральных нужд в целях размещения автомобильных компании;

2)уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3)подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

4)подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;

5)обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6)обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7)обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 06 июля 2012 года №199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (Зарегистрировано в Минюсте России от 05 сентября 2012 года № 25383). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №374, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В соответствии с ч.1 ст.56.3. Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4. (2) Положения о Росавтодоре).

Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 07 июня 2016 года №992-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес>». В границы строительства объекта попадает:

-земельный участок с кадастровым номером 01:06:2100011:9, площадью 2 520 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство СТО, мойки и шиномонтажа и земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:189, площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – под ведение личного подсобного хозяйства, принадлежащие на праве аренды ФИО2

Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Как указано в пункте 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.56.6. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №499-ФЗ отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 08 сентября 2016 года №1857-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. <адрес>», согласно которому для нужд Российской Федерации подлежат изъятию земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 520 кв.м, и земельный участок с кадастровым номером . площадью 1 000 кв.м.

В соответствии с требованиями статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В адрес правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами ФИО2, направлены письма:

-уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 11 октября 2016 года № 24/3138-КрТУ (с приложением копии распоряжения от 08 сентября 2016 года № 1857-р);

-письмо от 11 ноября 2016 года №24/3550-КрТУ о предоставлении документов.

Указанные письма направлены правообладателю письмом с уведомлением о вручении.

Согласно сведениям с официального сайта Почты России отправление №350000944719280 от 14 ноября 2016 года получено ФИО2 08 декабря 2016 года.

Согласно п.1 ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с п.2 ст.56.8. Земельного кодекса РФ в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно п.1 ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Размер возмещения был определен в соответствии с Отчетом об оценке от 28 апреля 2017 года №025/5-03/17 «Права аренды земельного участка, площадью 2 520 кв.м, с кадастровым номером 01:06:2100011:9, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, вдоль автодороги «Южный объезд <адрес>», на 1 км. + 045 м., в районе а.Тугургой, Отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ «права аренды земельного участка, площадью 1 000 кв.м., с кадастровым номером , находящегося по адресу: РФ, <адрес>, а.Тугургой, южнее а.Тугургой, составленными независимым оценщиком ИП ФИО4 (352800, <адрес>, тел. ).

Размер возмещения составляет 1 708 580 рублей 00 копеек, из них:

1)Размер возмещения на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2100011:9 составляет 1 701 000 рублей 00 копеек (без учета НДС), из них:

-рыночная стоимость права аренды составляет 1 701 000 рублей (без учета НДС);

-убытки отсутствуют.

2)Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:189 составляет 7 580 рублей (без учета НДС), из них:

-рыночная стоимость права аренды составляет 7 580 рублей (без учета НДС);

-убытки отсутствуют.

Результаты оценки подлежат проверке Государственной компанией на предмет соблюдения оценщиком при проведении оценки земельного участка требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, полноты и последовательности процедур оценки.

Частью 10 ст.56.8 Земельного кодекса РФ установлено, что отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектом недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.1 ст.56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно п.12 ст.56.10 Земельного кодекса РФ, если решение об изъятии принято на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги», соглашение об изъятии недвижимости заключается от имени Российской Федерации, указанной Государственной компанией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом подписание такого соглашения со стороны федерального органа исполнительной власти не требуется.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с п.6 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.

Письмом от 19 июня 2017 года №24/1881-КрТУ ГК «Автодор» направила ФИО2 соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги», отчет об оценке от 28 апреля 2017 г. №025/5-03/17 и от 25 апреля 2017 г. №025/1-03\17. Указанное соглашение направлено с уведомлением о вручении ФИО2 №35002003147740 от 21 июня 2017 года. Получено адресатом 06 июля 2017 года.

Согласно статье 56.10 Закона правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости, либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

05 сентября 2017 года вх. №3652-КрТУ Краснодарским территориальным управлением ГК «Автодор» получен протокол разногласий: изменить соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд в соответствии с редакцией правообладателя. Согласно предоставленному ФИО2 отчету об оценке №006933-10371/2017 от 23 августа 2017 года, рыночная стоимость права аренды земельного участка с кадастровым номером составляет 4 842 000 рублей. Отчету об оценке №006933-10372/2017 от 23 августа 2017 года рыночная стоимость права аренды земельного участка с кадастровым номером составляет 1 492 000 рублей. Отчеты об оценке составлены ГУП КК «Краснодарская техническая инвентаризация – краевое БТИ».

Письмом Краснодарского территориального управления ГК «Автодор» от 25 сентября 2017 года №24/3073-КрТУ ФИО2 направлено заключение на отчеты №006933-10371/2017 от 23 августа 2017 года и №006933-10372/2017 от 23 августа 2017 г., выполненные ГУП КК «Крайтехинвентаризация Краевое БТИ», по результатам рассмотрения ГК «Автодор» на предмет соответствия стандартам оценки и соблюдения оценщиком требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно заключению от 22 сентября 2017 г. №11102-02 на отчеты №006933-10371/2017 г. от 23 августа 2017 года и №006933-10372/2017 г. от 23 августа 2017 года, выполненные ГУП КК «Крайтехинвентаризация Краевое БТИ», ГК «Автодор» сделан вывод о несоответствии его стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности и не может быть рекомендован к совершению сделки.

Согласно п.1 ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине не согласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.2 ст.282 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В связи с тем, что ответчик соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд до настоящего времени не подписал, девяносто дней со дня получения ответчиком проекта соглашения истекли, истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельных участков.

В свою очередь, отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами для строительства транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес>, препятствует проведению ГК «Автодор» программных мероприятий на данном участке в срок, установленный Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №2146-р.

При этом строительство транспортной развязки на 1346 км. федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес> и <адрес> проводится на основании распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №2146-р, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года №848.

Кроме того, строительство транспортной развязки на 1346 км. федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», для которой требуется изъятие у ответчика земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 520 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м. предусмотрено проектом реконструкции (Проектная документация разработана Северо-Кавказским филиалом открытого акционерного общества «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ»; утверждена распоряжением Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ №ПТ-1-р), получившим положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от «03» декабря 2012 /ГГЭ - 7843/04 (№ в Реестре 00-1-4-4299-12). Внесение изменений в проектную документацию прошедшую государственную экспертизу не представляется возможным не только ввиду отсутствия возможности обосновать несоразмерные дополнительные финансовые (бюджетные) и временные затраты, требуемые в таком случае, но и в связи с отсутствием технической возможности переноса существующего линейного объекта строительства - федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 «Дон».

Одновременно, из смысла пункта 2 статьи 22 Федерального закона о ГК «Автодор» следует, что финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по осуществлению строительства и реконструкции переданных ей в доверительное управление автомобильных дорог осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года №848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» отмечено, что несоответствие транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог нормативным требованиям приводит к увеличению затрат на автомобильные перевозки в 1,3 - 1,5 раза, а потерь от дорожно-транспортных происшествий - на 15 - 20 процентов, существенному снижению скорости движения грузов и пассажиров, увеличению транспортных издержек в экономике, а также к снижению уровня мобильности населения и субъектов рынка.

Вместе с тем, «Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №2146-р, разработанной на основании вышеуказанной Федеральной целевой программы продиктована необходимостью достижения следующих целей:

-повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах;

-формирование скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности;

-извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов;

-переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны.

Действия Государственной компании по обеспечению защиты государственных интересов посредством обращения в суд с данными исковыми требованиями соответствуют целевым ориентирам, установленным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377) с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года №848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года №117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Право Государственной компании на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов Российской Федерации подтверждается тем что, в силу статьи 3 Закона о Государственной компании, ГК «Автодор» является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.

В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 «Дон». При этом М-4 «Дон» (включая земельные участки под ней), как отмечено выше, находится в собственности Российской Федерации и является автодорогой федерального значения, движение по которой разрешено для неограниченного круга лиц, соответственно у Государственной компании отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий.

Таким образом, ГК «Автодор», реализуя свое право на обращение в Теучежский районный суд Республики Адыгея с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В части проведенной судебной экспертизы -Э от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что судебная экспертиза проведена некорректно и просит не принимать ее за основу при определении размера возмещения за изымаемые земельные участки, а ориентироваться на Отчеты об оценке изымаемых земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и

, составленные независимым оценщиком ИП ФИО4 (352800, <адрес>, тел. ).

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ФИО2 ФИО3 против заявленных исковых требований об изъятии земельных участков не возразил, но суммой выплат за их изъятие не согласился. Просит предоставить его доверителю за изымаемые для государственных нужд у его доверителя земельные участки стоимость согласно Отчетов об оценке от ДД.ММ.ГГГГ и , составленные ГУП КК «Краснодарская техническая инвентаризация – краевое БТИ». Полагает, что оценки проведены в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу:

В соответствии с ч.1 ст.279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случае и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с п. 3 ст.279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес>» в административных границах Тлюстенхабльского городского поселения <адрес> Республики Адыгея на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», приказом министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года №5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

Частью 2 статьи 37 Закона о Государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

1)подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества автомобильных дорог Государственной?для федеральных нужд в целях размещения компании;

2)уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3)подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

4)подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;

5)обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6)обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7)обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 06 июля 2012 года №199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (Зарегистрировано в Минюсте России от 05 сентября 2012 года №25383). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №374, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В соответствии с ч.1 ст.56.3. Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4. (2) Положения о Росавтодоре).

Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 07 июня 2016 года №992-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, <адрес>». В границы строительства объекта попадает:

-земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 520 кв.м, расположенный по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вдоль автодороги «Юный объезд <адрес> на 1 км. + 45 м. в районе аул Тугургой.

-земельный участок с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м. Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, южнее аула Тугургой.

В соответствии со ст.56.6. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 декабря 2014 года №499-ФЗ отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 08 сентября 2016 года №1857-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Строительство транспортной развязки на 1346 км. автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. <адрес>», согласно которому для нужд Российской Федерации подлежат изъятию земельные участки с кадастровыми номерами 01:06:2100011:9, площадью 2 520 кв.м. и 01:06:2500001:189, площадью 1 000 кв.м.

В соответствии с требованиями статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В адрес ответчика ФИО2 были направлены письма о принятии решения об изъятии земельных участков и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» с приложением копии распоряжения от 08 сентября 2016 года №1857-р.

Согласно сведениям официального сайта Почты России отправление №35000094471928 от 14 ноября 2016 года получено ФИО2 08 декабря 2016 года.

Согласно п.1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с п.2 ст.56.8. Земельного кодекса РФ в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Ответчик ФИО2 изъятие земельного участка для государственных нужд не оспаривает. Однако он не согласен с суммой возмещения, которая истцом оценена в размере 1 708 580 рублей. Просит взыскать возмещение согласно отчетов, проведенных по его ходатайству.

Согласно п.1 ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы -Э от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в рамках рассматриваемого дела, рыночная стоимость полного размера возмещения, подлежащего выплате ФИО2, в связи изъятием для государственных нужд согласно Распоряжению ДД.ММ.ГГГГ-р, земельного участка с кадастровым номером 9, площадью 2 520 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, р-н Теучежский, вдоль автодороги «Южный объезд <адрес>» км. 1+045 м. в районе а Тугургой, принадлежащего праве долгосрочной аренды (49 лет) ФИО2, определенная по состоянию дату ДД.ММ.ГГГГ округленно, составляет 3 470 000 рублей 00 копеек.

Рыночная стоимость полного размера возмещения, подлежащего выплате ФИО2, в связи изъятием для государственных нужд согласно Распоряжению от 08 сентября 2016 г. №1857-р, земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 000 кв. м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, р-н Теучежский, южнее а. Тугургой, принадлежащего на праве долгосрочной аренды (49 лет) ФИО2, определенная по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ округленно, составляет 150 000 рублей 00 копеек.

Рыночная стоимость права требования компенсации убытков, возникающих у правообладателя в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 000 кв. м. составляет 2 000 рублей 00 копеек.

Рыночная стоимость права требования компенсации убытков, возникающих у правообладателя в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 520 кв. м. составляет 2 000 рублей 00 копеек.

Данное экспертное заключение принимается судом, как отвечающее требованиям относимости, допустимости и достоверности доказательств, поскольку оно отражает действительный размер возмещения ответчику ФИО2 за изымаемые для государственных нужд Российской Федерации имущество. При проведении экспертизы экспертом проводился сравнительный анализ со стоимостью аналогичных объектов в достаточном количестве. Экспертом дано заключение, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. А досудебные отчеты, проведенные сторонами, не отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности доказательств.

В остальной части суд пришел к выводу, что представитель истца представил суду доказательства в обоснование заявленного иска в части изъятия земельных участков и эти доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года №117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Право Государственной компании на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов Российской Федерации подтверждается тем что, в силу статьи 3 Закона о Государственной компании, ГК «Автодор» является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.

В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 «Дон». При этом М-4 «Дон» (включая земельные участки под ней), как отмечено выше, находится в собственности Российской Федерации и является автодорогой федерального значения, движение по которой разрешено для неограниченного круга лиц, соответственно у Государственной компании отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий.

Таким образом, ГК «Автодор», реализуя свое право на обращение в Теучежский районный суд Республики Адыгея с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно от уплаты государственной пошлины истец освобождается.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований истца в части предоставления в счет возмещения рыночной стоимости права требования компенсации убытков ответчику судом не удовлетворены в той сумме, в которой были заявлены исковые требования, а удовлетворены в большей сумме, и поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно и ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной компании «Российские автомобильные дороги» удовлетворить.

Изъять у ФИО2 путем прекращения права аренды для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) объекты недвижимости:

-земельный участок с кадастровым номером площадью 2 520 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – строительство автомагазина, СТО, мойки и шиномонтажа, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, Теучежский район, вдоль автодороги «Южный объезд г.Краснодара» на 1 км + 045 м., в районе а.Тугургой;

-земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – под ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, Теучежский район, а.Тугургой.

Предоставить ФИО2 3 470 000 (три миллиона четыреста семьдесят тысяч) рублей за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество - земельный участок с кадастровым номером 01:06:2100011:9.

Предоставить ФИО2 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество - земельный участок с кадастровым номером 01:06:2100011:189.

Предоставить ФИО2 2 000 (две тысячи) рублей в счет возмещения рыночной стоимости права требования компенсации убытков, возникающих у правообладателя в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером .

Предоставить ФИО2 2 000 (две тысячи) рублей в счет возмещения рыночной стоимости права требования компенсации убытков, возникающих у правообладателя в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером

Данное решение является основанием для государственной регистрации прекращения у ФИО2 права аренды объектов недвижимости:

-на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 520 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – строительство автомагазина, СТО, мойки и шиномонтажа, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, Теучежский район, вдоль автодороги «Южный объезд г.Краснодара» на 1 км + 045 м., в районе а.Тугургой;

-на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – под ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, Теучежский район, а.Тугургой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение будет изготовлено по истечении пяти дней со дня его оглашения. Решение оглашено 13 марта 2018 года. Последним днем принесения апелляционной жалобы является 19 апреля 2018 года включительно.

Председательствующий (подпись) Б.А.Шумен

<данные изъяты>

<данные изъяты>