ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/19 от 07.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-107/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2019 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Королевой Ю.П.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителей ответчика ФИО6 и ФИО7,

при секретаре Филипповой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «Имхотеп» о признании положительного заключения экспертизы проектной документации недействительным,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО10, ФИО5 обратились в суд к ООО «Имхотеп» с вышеуказанным иском, который мотивирован тем, что ООО «Имхотеп» застройщику ... было выдано положительное заключение экспертизы от dd/mm/yy на некоторые откорректированные разделы проектной документации объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома по адресу: .... Истцы считают, что при выполнении экспертизы проектной документации были допущены нарушения градостроительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил. Действующий проект детальной планировки в ..., утвержденный решением Комитета городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy, а также генеральный план ... не предусматривают размещение на территории земельного участка по ... никаких объектов недвижимости. До настоящего времени в указанные документы изменения или дополнения не вносились. Проект межевания земельного участка в нарушение ст. 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не прошел согласование с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Минкультуры РФ). Данный факт подтверждается проверкой прокуратуры ..., по результатам которой главе администрации ...фио вынесено представление от dd/mm/yy, письмом Инспекции по охране культурного наследия ... от dd/mm/yy; письмами Минкультуры России от dd/mm/yy и dd/mm/yy; письмом Управления архитектуры и градостроительства от dd/mm/yy; предписанием департамента строительства, архитектуры и градостроительства ... от dd/mm/yy Кроме этого, факт отсутствия требуемого согласования признан главой администрации ... в письме от dd/mm/yy и установлен решением .. районного суда ... от dd/mm/yy по административному делу в котором судом сделан вывод о нарушении прав истцов как жителей многоквартирных домов, земельные участки под которыми граничат с земельным участком по пер. ... Также при проведении негосударственной экспертизы были допущены нарушения Градостроительного кодекса РФ, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от dd/mm/yy, Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 г. № 272.

С учетом изложенного, истцы просят признать недействительным выданное ООО «Имхотеп» положительное заключение экспертизы от dd/mm/yy на объект строительства - многоквартирный жилой дом по адресу: ....

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы.

В ходе рассмотрения дела истцы дополнили исковые требования, указав конкретные разделы проектной документации, которые по их мнению не соответствуют нормам законодательства, а именно разделы: «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Также указали, что в связи с корректировкой проектной документации на спорный многоквартирный жилой дом был фактически запроектирован новый объект с иными технико-экономическими показателями. Следовательно, новый объект должен иметь новые инженерные изыскания, новое задание на проектирование и новую проектно-сметную документацию, которая должна быть представлена на экспертизу. Однако, ООО «Имхотеп» проводилась экспертиза проектной документации (корректировки) со старыми инженерными изысканиями на земельный участок по ... площадью кв.м и со старым заданием на проектирование. В 2016 г. земельный участок для строительства многоквартирного дома был увеличен с кв.м, однако новые инженерные изыскания проведены не были. Также ответчиком при проведении экспертизы не была учтена плотность населения территории, ограниченной ..., ... и ..., которая в 2,955 раза превышает максимальный норматив, установленный местными нормативами .... Земельный участок по ... расположен на территории объектов археологического наследия, относится к земельным участкам, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. В этой связи в заключении неправильно указано, что данный земельный участок расположен в зоне Ж-4 (зоне многоэтажной застройки). В текстовой части экспертизы в нарушение п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ отсутствует информация о проведенных археологических работах на земельном участке, площадью 2215 кв.м, являющимся объектом государственной охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме с учетом их дополнения.

Представители ответчика ООО «Имхотеп» ФИО6 и ФИО7 заявленные исковые требования не признали, указав, что положительное заключение корректировки проектной документации на многоквартирный жилой дом по адресу: ... было подготовлено в соответствии с нормами действовавшего законодательства, оснований для отказа в принятии проектной документации и отказа в проведении экспертизы установлено не было. Также представители полностью поддержали отзыв на исковое заявление, который имеется в материалах дела.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, опросив специалистов и свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ... принадлежал на праве собственности ООО ...

Постановлением главы администрации ... от dd/mm/yy принято решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: ...

Постановлением администрации ... от dd/mm/yy утвержден проект межевания территории, ограниченной ..., ...

На основании утвержденного постановлением администрации ... от dd/mm/yy проекта межевания и заключенного между администрацией ... и ... соглашения о перераспределении земель, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м.

11 июля 2016 года Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области выдала заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, которым определила требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на спорном земельном участке.

Наименование объекта и планируемые мероприятия - многоквартирный жилой дом, проектирование, строительство; этажность: 6-12 этажей; процент застройки земельного участка 60%, предельная высота объекта 42 метра, минимальные отступы от границ земельного участка 3 метра.

Постановлением администрации г. Костромы от dd/mm/yy утвержден градостроительный план указанного земельного участка, в котором отражены вышеуказанные параметры.

22 августа 2016 г. ... выдано разрешение на строительство с проектными характеристиками: количество этажей - 9, количество квартир - 36, площадь застройки 416,8 кв.м, площадь участка 2 215 кв.м.

24 марта 2017 г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации ... поступило обращение ... о выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: ... в связи с изменением проектной документации на строительство данного дома.

Указанная проектная документация получила положительное заключение экспертизы от 12 декабря 2016 г. , выданное ООО «Имхотеп».

4 апреля 2017 г. от Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области поступило заключение о соответствии раздела проектной документации «Архитектурные решения» объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

21 апреля 2017 г. администрацией ... взамен разрешения на строительство от 22 августа 2016 г. .. выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с проектными характеристиками: количество этажей - 9, количество квартир - 45, площадь застройки - 420,7 кв.м, площадь участка - 2 215 кв.м.

В настоящее время проект межевания территории, указанное разрешение на строительство от 21 апреля 2017 г. оспариваются в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что корректировка ранее разработанной проектной документации проведена в связи с изменением квартирографии жилого дома (увеличение квартир с 36 до 45).

На основании договора, заключенного между ООО «Имхотеп» и ... экспертной организацией ООО «Имхотеп» произведена экспертиза корректировки проектной документации, по результатам которого выдано положительное заключение от dd/mm/yy, оспариваемое в настоящем деле истцами.

Проанализировав установленные фактические обстоятельства, нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд полагает, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (здесь и далее нормативно-правовые акты приведены в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного заключения) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса (ч. 4.3 ст. 49 ГрК РФ).

В силу ч. 4.5 ст. 49 ГрК РФ юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Согласно ч. 5 ст. 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения экспертизы) предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, оценка разделов проектной документации, в которые не вносились изменения, на предмет соответствия этих разделов требованиям технических регламентов не проводится (ч. 5.1 ст. 49 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 49 ГрК РФ (в редакции на момент проведения экспертизы) результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

Вместе с тем, указанная норма не исключает возможность оспаривания в судебном порядке положительного заключения экспертизы.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 49 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 г. № 272 утверждено Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее – Положение о негосударственной экспертизе).

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о негосударственной экспертизе негосударственная экспертиза проводится в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным; проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; застройщиком или техническим заказчиком принято решение о проведении негосударственной экспертизы.

В силу п. 4 Положения о негосударственной экспертизе негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы (п. 5 Положения о негосударственной экспертизе).

Как было указано выше, между ООО «Имхотеп», именуемым исполнитель, и ... именуемым заказчик, заключен договор на проведение негосударственной экспертизы корректировки проектной документации, по условиям которого исполнитель обязуется по заявлению заказчика провести негосударственную экспертизу корректировки проектной документации объекта капительного строительства «Многоквартирный жилой дом по адресу: ...» с оценкой их соответствия требованиям технических регламентов, а заказчик обязуется принять результат и оплатить услуги (п. 1.1 договора, л.д. 221-226 Т. 1).

Из материалов дела усматривается, что ООО «Имхотеп» имеет свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной государственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий сроком действия с 28 апреля 2014 г. по 28 апреля 2019 г. (на право проведения негосударственной экспертизы инженерных изысканий) и с 11 марта 2014 г. по 11 марта 2019 г. (на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации), выданные Федеральной службой по аккредитации (л.д. 259 Т. 1).

Таким образом, ООО «Имхотеп» являлось экспертной организацией, уполномоченной проводить негосударственную экспертизу проектной документации многоквартирного жилого дома по адресу: ...

Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением (п. 6 Положения о негосударственной экспертизе в действовавшей на момент оспариваемого заключения редакции).

Положение о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 (далее – Положение о государственной экспертизе).

Согласно п. 44 Положения о государственной экспертизе проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Поскольку ООО «Имхотеп» проводилась экспертиза корректировки проектной документации в части изменения квартирографии объекта, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, то в рассматриваемом случае можно говорить о повторной экспертизе проектной документации.

Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы.

В силу п. 45 Положения о государственной экспертизе экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.

Пунктом 13 Положения о государственной экспертизе (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого заключения) предусмотрено, что для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:

- заявление о проведении государственной экспертизы;

- проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;

- задание на проектирование (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации; задание на выполнение инженерных изысканий (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, а также проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (за исключением случаев, когда заявитель на государственную экспертизу представляет проектную документацию, разработанную в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе");

- копия положительного сводного заключения о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (в случае если проведение публичного технологического и ценового аудита является обязательным в соответствии с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");

- документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально;

- выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным, и документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- сведения о решении Правительства Российской Федерации о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию").

Как установлено в судебном заседании, ООО «Имхотеп» проводилась экспертиза только корректировки проектной документации, в связи с чем требования относительно предоставления документов, касающихся инженерных изысканий в рассматриваемом случае не применимы.

Из материалов дела видно, что разработка проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: ... осуществлялась ...» в 2014 году на основе модифицированной проектной документации на строительство многоквартирного жилого ..., получившей положительное заключение государственной экспертизы ...».

Возможность применения проектной документации повторного использования предусмотрена ч. 5.1 ст. 49 ГрК РФ.

Разделы проектной документации 2014 г. на многоквартирный дом по адресу: ... получили положительное заключение негосударственной экспертизы ... от 17 апреля 2014 г. (л.д. 133-153 Т. 1).

Результаты инженерных изысканий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: ... были объектом негосударственной экспертизы, по результатам которой 9 апреля 2014 г. ... выдано положительное заключение (л.д. 128-132 Т. 1).

Данные положительные заключения были представлены на экспертизу ООО «Имхотеп» в составе проектной документации, о чем указано в п.п. 1.5, 2.1, 2.3 положительного заключения экспертизы ООО «Имхотеп».

Корректировкой проектной документации предусматривается изменение квартирографии жилого дома.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 49 ГрК РФ результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.

В п. 16 Положения о государственной экспертизе (в той же редакции) указано, что для проведения государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения (за исключением копии задания на выполнение инженерных изысканий, а также заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям), и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, при этом результаты инженерных изысканий повторно не представляются.

В то же время, согласно данным, указанным в положительном заключении негосударственной экспертизы ... от 9 апреля 2014 г., инженерные изыскания проводились на территории 2,7 га, значительно превышающей размеры участка проектируемого объекта.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что пятно застройки, место расположения объекта и его предельные параметры при корректировки не изменились, площадь застройки увеличилась незначительно (на 4 кв.м).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости предоставления для проведения экспертизы корректировки проектной документации новых инженерных изысканий.

В этой связи доводы истцов по данному вопросу являются несостоятельными.

Представленное в материалы дела письмо Минстроя России от 13 ноября 2017 г. (л.д. 93 Т. 1) указанный вывод суда не опровергает, поскольку, как было указано выше, результаты инженерных изысканий при проведении государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий повторно не представляются, следовательно, они не подлежат повторной проверке экспертного учреждения, выполнявшего экспертизу корректировки проектной документации. Кроме того, границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства и предельные его параметры не изменились.

Согласно ч. 13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 (далее – Положение о проектной документации).

Согласно п. 9 Положения о проектной документации проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Пунктом 10 Положения о проектной документации урегулирован раздел 1 «Пояснительная записка», который должен содержать в текстовой части:

а) реквизиты одного из документов, на основании которого принято решение о разработке проектной документации;

б) исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты следующих документов:

задание на проектирование - в случае подготовки проектной документации на основании договора;

отчетная документация по результатам инженерных изысканий;

правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства;

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления;

технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования;

документы о согласовании отступлений от положений технических условий;

разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства;

акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа);

иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами;

решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необходимости сноса жилого дома;

в) сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристику производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг);

г) сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии;

д) данные о проектной мощности объекта капитального строительства - для объектов производственного назначения;

е) сведения о сырьевой базе, потребности производства в воде, топливно-энергетических ресурсах - для объектов производственного назначения;

ж) сведения о комплексном использовании сырья, вторичных энергоресурсов, отходов производства - для объектов производственного назначения;

з) сведения о земельных участках, изымаемых во временное (на период строительства) и (или) постоянное пользование, обоснование размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры не установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки, межевания территории, - при необходимости изъятия земельного участка;

и) сведения о категории земель, на которых располагается (будет располагаться) объект капитального строительства;

к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков, - в случае их изъятия во временное и (или) постоянное пользование;

л) сведения об использованных в проекте изобретениях, результатах проведенных патентных исследований;

м) технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства;

н) сведения о наличии разработанных и согласованных специальных технических условий - в случае необходимости разработки таких условий;о) данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест (кроме жилых зданий) и другие данные, характеризующие объект капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

п) сведения о компьютерных программах, которые использовались при выполнении расчетов конструктивных элементов зданий, строений и сооружений;

р) обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства с выделением этих этапов (при необходимости);

с) сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения (при необходимости);

т) заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.

В соответствии с п. 11 Положения о проектной документации документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте «б» пункта 10 настоящего Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.

Согласно ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

Таким образом, градостроительный план земельного участка является основным документом, устанавливающим размещение объекта капитального строительства, который утверждается, в том числе на основании проекта межевания территории.

Истцами заявлено о том, что утвержденный проект межевания в нарушение п. 8 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не прошел согласование с Министерством культуры Российской Федерации, в связи с чем не могло быть выдано положительное заключение экспертизы проектной документации.

Вместе с тем, проектная документация на спорный объект недвижимости была разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка , утвержденным распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ... от dd/mm/yy-... распоряжение органа местного самоуправления об утверждении градостроительного план, так и сам проект межевания на момент проведения экспертизы ООО «Имхотеп» оспорены не были. В этой связи оснований для отказа в проведении экспертизы либо дачи отрицательного заключения по данному обстоятельству у экспертной организации не было.

Вопреки доводам истцов проект межевания не является иным исходно-разрешительным документом, входящим в состав проектной документации по смыслу пп. «б» п. 10 Положения о проектной документации, так как является составной частью генерального плана территории.

По указанным выше основаниям суд находит несостоятельными и доводы истцов о том, что проект детальной планировки ..., утвержденный решением Комитета городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy, и генеральный план ... не предусматривают размещение на территории земельного участка по ... никаких объектов недвижимости. Данные обстоятельства подлежат проверке в рамках дела об оспаривании проекта межевания территории и не входят в компетенцию экспертного учреждения.

В соответствии со ст. 53 Правил землепользования и застройки ..., утвержденных решением Думы ... от dd/mm/yy, к земельным участкам, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, относятся территории объектов археологического наследия, режимы и регламенты использования земель на данных территориях регулируются исполнительным органом государственной власти Костромской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Костромской области.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: ... расположен в зоне археологического культурного слоя, в связи с чем действия градостроительных регламентов на него не распространяются.

Как пояснили представители ответчика, указание в экспертном заключении на нахождение данного земельного участка на территории Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки) является ошибочным. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердила и эксперт ООО «Имхотеп» фио проводившая экспертизу раздела 2 проектной документации «Схемы планировочной организации земельных участков», которая пояснила, что проверка территории ею производилась в соответствии с генеральным планом, указание на зону Ж-4 является опечаткой.

С учетом изложенного, доводы истцов по данному вопросу не могут ставить под сомнение выводы экспертизы.

В соответствии с ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ при разработке градостроительного плана учитываются, помимо прочего, границы зон планируемого размещения объекта капитального строительства; минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; о красных линиях.

Таким образом, вопрос о плотности населения прорабатывается при разработке генерального плана территории и его последующем утверждении и не входит в компетенцию экспертного учреждения.

Что касается требований, заявленных истцами в отношении отдельных разделов проектной документации, то суд считает их не подлежащими удовлетворению.

По разделу 1 «Пояснительная записка» ссылка на положительное заключение экспертизы инженерных изысканий от 9 апреля 2014 г. на земельный участок по адресу: ... не является ошибочной, поскольку именно данное заключение было представлено на экспертизу ответчику.

Согласно заключению ООО «Имхотеп» корректировка проектной документации разрабатывалась на основании задания заказчика, утвержденного в 2016 г. (пункт 2.2.1 заключения), как это предусмотрено пунктом 13 Положения о государственной экспертизе, пп. «б» пункта 10 Положения о проектной документации. Таким образом, экспертному учреждению данное задание было представлено. То обстоятельство, что в материалах проектной документации, представленной застройщиком в Управление архитектуры и градостроительства администрации ..., указанное задание отсутствует, а имеется задание на проектирование от 2 октября 2013 г., об обратном не свидетельствует, поскольку застройщик документы в орган местного самоуправления предоставляет самостоятельно без участия экспертной организации.

В отношении раздела 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» истцами заявлено о несоответствии расчетов численности жителей дома с указанием на надлежащее количество жителей 124, а не 73, как в заключении, а также о несоответствии площадок благоустройства, размеров парковочных мест.

Допрошенный судом эксперт ООО «Ихотеп» фио, осуществлявшая проверку второго раздела проектной документации, пояснила, что она проводила оценку документации в соответствии с генеральным планом, применительно к земельному участку под многоквартирным домом, относящемуся к особо охраняемым объектам. Расчеты по ПЗУ ей были предоставлены, она их проверила и не нашла несоответствий. Расчет численности жителей был выполнен на основании СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», которые являются обязательными к применению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521. В данном своде правил есть таблица, в которой предусмотрено несколько формул для расчета структуры жилищного фонда, а именно формула расчета нормы площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека и формула заселения жилого дома и квартиры. Формула заселения в многоквартирном доме это к = n, либо k=n+1, где к – это общее число жилых комнат в квартире или доме. Из чего она как эксперт сделала вывод, что эта формула больше подходит для предварительного расчета того, сколько нужно квартир в доме, например, для переселения. Но здесь же указана норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека. Поскольку все эти данные находятся в одной таблице, то получается, что эти две цифры должны друг другу соответствовать. И если брать, что норма площади жилого дома на одного человека составляет 30 кв.м, то для расчета берется площадь всех квартир и делится на 30, в результате применительно к оспариваемому заключению получается 73 человека. Если же взять 124 человека и умножить на норму площади жилого дома на одного человека (30 кв.м), то площадь жилого дома получится гораздо больше.

Данные доводы специалиста соответствуют нормам действующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В указанный перечень включены СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2 - 8.6, 8.8, 8.9, 8.12 - 8.20, 8.24 - 8.26), 9, 10 (пункты 10.1 - 10.5), 11 (пункты 11.1 - 11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14.

В силу п. 5.6 СП 42.13330.2011 расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доводов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 2. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом.

Как установлено, проектной документацией предусмотрен тип жилого дома - массовый (эконом-класса), норма площади в расчете на одного человека согласно таблице 2 п. 5.6 СП 42.13330.2011 составляет 30 кв.м на одного человека.

В соответствии с п. 1.3 положительного заключения экспертизы площадь квартир (без учета летних помещений) в проектируемом жилом доме равна 2 176,70 руб. Таким образом, расчетное количество жителей составит 73 человека (2176,70/30).

Формулы к = n, либо k=n+1, где к – это общее число жилых комнат в квартире или доме, n – численность проживающих людей, предназначены для расчета заселения жилого дома и квартир. При этом в примечании 4 к таблице 2 указано, что данные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчет численности жителей проектируемого дома применительно к указанным СП 42.13330.2011 произведен правильно.

Местные нормативы градостроительного проектирования ..., утвержденные решением Думы ... от dd/mm/yy, на которые ссылаются истцы в обоснование своей позиции по данному вопросу, были приведены в соответствии с указанными выше Постановление Правительства РФ и сводом правил, имеющих большую юридическую силу, только на основании решения Думы ... от dd/mm/yy, внесшего в них изменения.

В соответствии с п. 5.7 Местных нормативов градостроительного проектирования ... 2015 г. в городе Костроме устанавливаются следующие показатели для расчета площади нормируемых элементов земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома:

- количество мест для гостевой стоянки автомобилей - 1 машино-место на 90 квадратных метров общей площади многоквартирного жилого дома, за исключением площади нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома. С повышением этажности домов применяется следующие коэффициенты: 0,62 - для 9-этажного жилого дома;

- детские игровые площадки - 0,7 квадратного метра на человека;

- площадка для занятий физической культурой - 2 квадратных метра на человека;

- хозяйственная площадка - 0,3 квадратного метра на человека.

Применительно к рассматриваемому проекту указанные показания составят: количество мест для гостевой стоянки автомобилей, в том числе для инвалидов 22 (3203,2 / 90 * 0,62), детские игровые площадки – 51 (0,7 * 73), площадка для занятий физической культурой – 146 (2 * 73), хозяйственная площадка – 22 (0,3 * 72).

В соответствии с постановлением ... от dd/mm/yy-а утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования ..., в которых удельные размеры площадок дворового благоустройства аналогичны приведенным.

Согласно таблице 9 указанного постановления для отдыха взрослого населения предусмотрен размер площадки 0,1 кв.м на человека, что применительно к рассматриваемому проекту составит 7 кв.м (0,1 * 73).

При этом пунктом dd/mm/yy Региональных нормативов градостроительного проектирования ... установлено, что допускается уменьшать, но не более чем на 50% удельные размеры площадок: для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями 9 этажей и выше; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.

Таким образом, размер хозяйственных площадок возможно уменьшить с 22 до 11.

Все рассчитанные выше нормативные показатели площадок благоустройства приведены в разделе 2 проектной документации, их сравнительный анализ приведен с данными самого проекта. Так, согласно проекту: количество мест для гостевой стоянки автомобилей, в том числе для инвалидов 22, детские игровые площадки – 51 кв.м, площадка для занятий физической культурой – 146, хозяйственная площадка – 12, площадка для отдыха взрослого населения – 16. Данные показатели соответствуют нормативно рассчитанным.

В этой связи доводы истцов по данному вопросу являются несостоятельными.

Как уже было указано выше, проектной документацией на придомовой территории предусматривается 22 машино-мест гостевой стоянки.

Местные нормативы градостроительного проектирования ... содержат различные понятия стоянки и гостевой стоянки (п. 2.2).

Так, под стоянкой понимается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).

Стоянки гостевые – это открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

Проектной документацией на территории жилого дома не предусмотрены автостоянки для хранения автомобилей.

В этой связи доводы истцов со ссылкой на СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей», которые распространяют свое действие на автостоянки для стоянки (хранения) автомобилей, являются необоснованными.

При этом обязательных требований к размерам парковочных мест для гостевых автостоянок нормативами не предусмотрено.

Как пояснила в судебном заседании эксперт фио размеры, которые приняты в проекте, соответствуют габаритам машино-мест и рекомендуемым нормам.

В соответствии с графической частью оригинала раздела 2 гостевые стоянки не выходят за красную линию земельного участка, отведенного для строительства спорного многоквартирного дома.

Расчеты о несоответствии размеров парковок, которые, по доводам истцов, выходят за границы земельного участка, выполнены по копии данного документа, которая имеет определенные искажения.

По разделу 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» истцами заявлено об отсутствии реквизитов лицензии на программы УПРЗ «Эколог», УПРЗ «Эколог-Шум»; расчетов выбросов вредных веществ в воздух; координат источников выбросов вредных веществ, шума и расчетных точек; обоснования решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод; результатов замеров уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения на земельном участке, площадью 2215 кв.м; справок о климатической характеристике, о фоновых концентрациях на земельном участке; карты-схемы района строительства с указанием источников выбросов в атмосфер загрязняющих веществ, карты-схемы рассеивания загрязняющих веществ, карты-схем по шуму. Кроме того, представленные расчеты не позволяют сделать выводы о достоверности расчетов и соблюдении нормативов по шуму, по воздухе

По вопросам раздела 8 проектной документации в судебном заседании была опрошена эксперт ООО «Имхотеп» фио непосредственно занимавшаяся оценкой данного раздела. фио пояснила, что сами расчеты относительно вредных веществ в воздухе, шума, фоновых концентраций, уровня радона, инсоляции она не запрашивала. Все результаты исследования были ей представлены в электронном виде, которые она проверяла с помощью специального программного обеспечения. Расчёт шума в ночное время можно не делать с учетом тех нормативов, которые даются, так как источников шума на этот период намного меньше. Фоновый шум ночью ниже, ниже уровень использования автомобилей и источников шума соответственно меньше. Исходя из практики, ночной уровень шума на 10-12 дБ ниже чем дневной. Постановление Правительства № 87 о проектной документации не требует указания на координаты источников выброса вредных веществ, а также на какие-либо расчеты, в том числе по инсоляции. По поводу климатической характеристики, фоновой концентрации вредных веществ, радиационной безопасности, лабораторных исследований, то справок в разделе 8 не должно быть, они присутствуют в заключении по экологическим изысканиям, в связи с чем она использовала положительное заключение инженерно-экологических изысканий, которое является предпроектным документом для разработки перечня мероприятий по охране окружающей среды.

Как пояснил директор ООО «Имхотеп» фио также подписавший оспариваемое заключение, расчет инсоляции представляет собой графики, которые отражают освещенность жилых комнат на протяжении не менее двух часов подряд. Эта инсоляция проверяется специальным графиком в каждой квартире и для каждого региона в России предусмотрен свой график, который вручную прикладывается и на компьютере проверяется его обеспеченность. Расчет инсоляции делается в самом начале проектирования, когда делаются эскизы по планировке. В целях проверки инсоляции делается геодезическая съемка, на нее при выполнении раздела ПЗУ накладывается дом. Данная программа у экспертной организации имеется, с помощью которой уровень инсоляции был проверен и по отношению к спорному объекту капитального строительства.

Результаты расчетов по инсоляции содержатся в разделе 2 проектной документации, в соответствии с которыми при посадке жилого дома и планировке земельного участка учитывались планировочные ограничения, в том числе: инсоляция жилых помещений проектируемого жилого дома, инсоляция территории площадок (детских, спортивных и для отдыха взрослых). Продолжительность инсоляции территории – не менее 2 часов, что соответствует САНПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнце защите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

В п. 3.2.2.6 оспариваемого заключения экспертизы указано, что в разделе произведена оценка негативного воздействия объекта на состояние окружающей среды, включая атмосферный воздух, водный бассейн, земельные ресурсы. Проектной документацией предусмотрены мероприятия, направленные на снижение вредного влияния на окружающую среду проектируемого объекта, как в процессе строительства, так и при его эксплуатации. В проектной документации представлены качественные и количественные характеристики выбросов.

Для оценки воздействия на атмосферный воздух выполнены расчеты максимально-разовых и валовых выбросов, расчет приземных концентраций загрязняющих веществ с использованием действующих методических документов и программного комплекса УПРЗА «ЭКОЛОГ-ПРО», версия 3.1. Расчет выполнен для наиболее неблагоприятных метеорологических условий. Анализ результатов расчетов по всем произведенным вариантам показал, что превышений ПДК по всем загрязняющим веществам, выделяющимся в процессе строительства и в процессе эксплуатации проектируемого объекта, не отмечено.

Для оценки шумового воздействия строящегося объекта на окружающую среду акустические расчеты в период строительства и в период эксплуатации выполнены по программе «ЭКОЛОГ-Шум». Ожидаемые уровни звукового давления по представленным результатам расчетов на границе селитебной зоны находятся в пределах нормативных показателей, как для дневного, так и для ночного времени. Работы по строительству проводятся только в дневное время.

В данном пункте заключения делается вывод о том, что при выполнении всех предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий воздействие объекта на окружающую среду в период строительства и в период эксплуатации объекта является допустимым, реализация проекта возможна.

Вопреки доводам истцов раздел 8 содержит реквизиты лицензии на программу УПРЗ «ЭКОЛОГ». Эколог-Шум, версия 2.1.0.2584 (от 05.12.2011), серийный , ..., сведения указаны в таблицах расчетов.

В соответствии с п. 25 Положения о проектной документации карты-схемы расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, рассеивания загрязняющих веществ в состав раздела 8 проектной документации не входят.

Исходя из приведенных данных и объяснений участников процесса, выводов, содержащихся в экспертном заключении ООО «Имхотеп», доводы истцов о несоответствии раздела 8 проектной документации судом отклоняются.

Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятия (ОНД-86) применима с 1 января 2018 г., в то время как спорное заключение было изготовлено в декабре 2016 г. и в отношении строительства жилого дома.

В целом доводы истцов по данному разделу сводятся к несогласию тех или иных экспертных решений, экспертных мнений, которые, кроме как экспертным путем проверить не переставляется возможным.

В отношении раздела 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» истцами заявлены требования об отсутствии ссылки на протипожарные расстояния между гостевой стоянкой и жилыми деревянными зданиями, что не позволяет сделать выводы о соблюдении обеспечения пожарной безопасности согласно п. 6.11.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», которым предусмотрено, что до границ открытых площадок для хранения легковых автомобилей расстояние должно быть не менее 15 м. Также отсутствует ссылка на размер площадок для разворота пожарной техники, указание о противопожарной высоте здания, о площади земельного участка, в текстовой части указано о нескольких тупиковых проездах.

В заключении экспертизы в п. 3.2.2.7 приведены исследованные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в соответствии с которыми проектируемый жилой дом размещается внутри квартала, указано противопожарное расстояние от проектируемого дома и фасадами существующих жилых домов с выводом о соответствии их СП 4.13130.2013. Указано на проезд тупиковый, наличие разворотной площадки, высоту здания от уровня проезда пожарной машины до низа оконного проема последнего этажа.

Судом по данному разделу в качестве специалиста был опрошен ... имеющий диплом .... фио пояснил, что в соответствии с положениями п. 3.1 СП 1.13130.2009* «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия. Высота 9-ти этажного жилого дома, при стандартной высоте этажа 2,70 м, составляет около 26 м. В рассматриваемом случае высота спорного объекта соответствует данному показателю, в связи с чем к зданию должен быть предусмотрен подъезд с одной стороны. Согласно СП 4.13130.2013, если длина проезда дома больше 150 м, то нужно устанавливать несколько разворотных площадок. В данном случае проезд дома составляет менее 150 м, поэтому предусматривается одна разворотная площадка. Требования СП 4.13130.2013 не применяются к гостевым стоянкам.

Положения СП 4.13130.2013 устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к открытым площадкам для хранения легковых автомобилей, к которым не относятся гостевые парковки.

Термины и определения изложены в разделе 3 СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»:

стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть встроенными, встроено-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими;

временное хранение легковых автомобилей и других мототранспортных средств - кратковременное (не более 12 ч) хранение (не более 12 ч) на стоянках автомобилей на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах;

наземная стоянка автомобилей открытого типа - стоянка, в которой не менее 50% площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное - парапеты. Для отдельных этажей стоянки автомобилей открытого типа, не соответствующих этому условию, следует предусматривать сети инженерно-технического обеспечения, применительные для стоянок автомобилей закрытого типа (пожаротушение, вентиляция, дымоудаление и т.д.);

отдельно стоящая стоянка автомобилей - стоянка, находящаяся за границами застройки здания на прилегающей к нему территории.

Также определения изложены в приложении Б СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»:

автостоянки - открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой);

гостевые стоянки - открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

В соответствии с положениями п. 2.10 СанПиН 2.1.2/2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.

На основании изложенного, положениями СП 4.13130.2013 не регламентированы требования пожарной безопасности, предъявляемые к гостевой стоянки, в части противопожарных расстояний.

Как было указано выше, проектной документацией на территории жилого дома не предусмотрены автостоянки для хранения автомобилей, а предусматривается 22 машино-места гостевой стоянки.

Согласно заключению в конце тупикового проезда предусмотрена разворотная площадка для пожарных машин размером 15 * 15 м, протяженность тупикового проезда менее 150 м, что соответствует требованиям п. 8.13 СП 4.13130.2013.

Сведения о земельном участке указываются в разделе 2 проектной документации.

С учетом изложенного, суд приходит о том, что доводы истцов, заявленные по разделу 9, являются необоснованными.

В соответствии с п. 3 Положения о проектной документации проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Таким образом, вопреки доводам истцов сами расчеты в текстовой части проектной документации не приводятся, оценке подлежат результаты расчетов.

Справки о замерах фонового шума на земельном участке, об уровне радона в почве и гамма-излучения, о фоновых концентрациях на земельном участке представляются при производстве экспертизы инженерных изысканий, исходя из характера такой экспертизы.

Само по себе оформление разделов проектной документации не в полном соответствии с Положением о проектной документации не может ставить под сомнение выводы экспертов ООО «Имхотеп».

Основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, приведены в ч. 8 ст. 49 ГрК РФ. Таковыми являются:

1) отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;

2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;

3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);

4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;

5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

6) направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

7) направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением.

Приведенных выше оснований для отказа в принятии проектной документации, направленной на экспертизу ответчику, по заявленным истцам доводам в ходе судебного разбирательства не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к ООО «Имхотеп».

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «Имхотеп» о признании положительного заключения экспертизы проектной документации недействительным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 17 июня 2019 г.