№ 2-107/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Нижний Цасучей 30 мая 2019 года
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Беломестновой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. в защиту интересов ФИО1 и членов её семьи ФИО2 (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) к Администрации муниципального района «Ононский район», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в зоне ЧС для получения мер социальной поддержки, признании права на получении компенсации за утраченное жильё и включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1 и членов её семьи ФИО2-Д.Б. (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) ссылаясь на то, что истцы постоянно проживали в подвергшемся уничтожению огнем, в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края 19 апреля 2019 года, домовладении, расположенном по адресу: Забайкальский край, Ононский район, с. Усть-Ималка, <адрес> На основании уведомления Министерства территориального развития Забайкальского края от 16 мая 2019 года истцам было отказано во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с санитарными нормами. Просят суд установить факт постоянного проживания ФИО1 и членов её семьи ФИО2-Д.Б. (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) в жилом помещении, расположенном по адресу Забайкальский край, Ононский район, с. Усть-Ималка, <адрес> для предоставления жилого помещения как гражданам, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года; признать за истцами право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить истцов в указанный список.
В судебном заседании процессуальный истец заместитель прокурора Ононского района Аюров С.Д. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил обратить решение в части включения истцов в списки к немедленному исполнению. Пояснил, что в резолютивной части иска указана только ФИО1, но иск они подали также и в интересах всех членов семьи ФИО5 и просит их включить в качестве соистцов – ФИО4 Б-Б.Б., ФИО5 Ш-Д.Б. и ФИО3
Истцы ФИО1 ФИО4 исковые требования поддержали, суду показали, что квартиру по <адрес> предоставил Совхоз <данные изъяты> их отцу, который его приватизировал. Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ Мама тоже умерла в ДД.ММ.ГГГГ. После чего в этой квартире они проживали вчетвером. ФИО5 Ш-Д.Б. работает на стоянке, но прописан и часто приезжает домой, стоянка расположена рядом с селом. ФИО3 работает вахтовым методом. После вахты всегда приезжает домой, помогает брату на стоянке. ФИО6 является их сводным братом, живёт уже больше года с ними, вселён в дом с согласия всех членов семьи.
Истцы ФИО2-Д.Б., ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО7 представила суду отзыв, согласно которому оставила рассмотрение дела на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без представителя Министерства.
Представитель УМВД ФИО8 просила рассмотреть дело в ее отсутствии, представила суду отзыв, согласно которого полагает, что отказ истцам во включении в списки является незаконным и имеются правовые основания для включения их в такие списки. Решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России ФИО9 просила отложить судебное заседание на боле поздний срок, в связи с поздним получением исковых материалов.
Представитель Администрации МР «Ононский район» ФИО10 полагал возможным заявленные требования удовлетворить в части установления факта постоянного проживания ФИО1, ФИО2-Д.Б., ФИО3 и включения их в списки, в отношении ФИО4 просил отказать.
Представители ответчиков Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, и Министерства финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заместителя прокурора Аюрова С.Д., истцов, представителя Администрации МР «Ононский район», свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 2 указанного закона, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации названных полномочий издан Указ от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», в связи с природными пожарами на территории Забайкальского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанном регионе на Правительство Российской Федерации возложена обязанность в срок до 15 июня 2019 года решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 года № 184 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации (далее – Правила).
Согласно пункту 3 Правил предусматриваются следующие меры социальной поддержки: предоставление социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации на приобретение жилого помещения; предоставление социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений.
Данным правом, исходя из пункта 4 Порядка, обладают граждане:
- являвшиеся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
- имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством РФ являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
- не являющиеся на день введения режима ЧС собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.
К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а так же дети (в том числе усыновлённые), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в п. 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019г., имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (пункт 5 Порядка).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19.04.2019 № 18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации», в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров с 19 апреля 2019 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации. Село Усть-Ималка сельского поселения «Ималкинское» Ононского района Забайкальского края вошло в границу зоны чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Забайкальского края № 180 от 4 мая 2019 года (далее – Постановление) установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» пострадавшими в результате природных пожаров признаются граждане, в том числе члены их семей, включенные на основании заявлений в списки граждан, пострадавших от пожаров, которые составлены комиссиями, образованными уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых подверглись пожарам, в установленном порядке, в следующих случаях:
постоянное проживание в населенном пункте, подвергшемся пожарам, и полная утрата гражданином имущества первой необходимости в результате пожаров;
постоянное проживание в населенном пункте, подвергшемся пожарам, и частичная утрата гражданином имущества первой необходимости в результате пожаров;
постоянное проживание в населенном пункте, подвергшемся пожарам, и нарушение в результате пожаров условий жизнедеятельности гражданина.
Согласно пункту 4 Постановления, факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):
1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;
2) выписка из похозяйственной книги;
3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1-3 настоящего пункта).
Согласно пункту 5 Постановления, утрата (полностью или частично) имущества первой необходимости в результате пожара подтверждается актом обследования утраченного имущества первой необходимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по адресу: с. Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края, <адрес> с 10 февраля 2006 года по настоящее время.
ФИО2 зарегистрирован по данному адресу с 22 марта 2006 года по настоящее время.
ФИО3 зарегистрирован по данному адресу с 15 июня 1993 года по настоящее время.
ФИО4 зарегистрирован на чабанской стоянке с. Усть-Ималка с 07 августа 1990 года.
Справками, выданными старшим инспектором ТОНД и ПР по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому района УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, подтверждается факт пожара, произошедшего 19 апреля 2019 года в с. Усть-Ималка Ононского района. В результате пожара жилой дом, надворные постройки и имущество ФИО1, ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4 по <адрес> уничтожено огнем полностью.
Постановлением главы муниципального района «Ононский район» от 22 апреля 2019 года № 117, определены зоны чрезвычайной ситуации на территории МР «Ононский район», в том числе <адрес> с. Усть-Ималка.
Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1, ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4 жилых помещений или доли в таких помещениях на праве собственности не имеют.
ФИО5 Ш-Д.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок для сельскохозяйственного производства кадастровый номер №
Согласно договору аренды земельного участка № 13/лпх от 27 августа 2018 года ФИО5 Ш-Д.Б., арендатор, принял от администрации муниципального района «Ононский район», арендодателя, в аренду земельный участок, площадью 950 кв. м, находящийся по адресу: Ононский район, с. Усть-Ималка, <адрес>
Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 15 мая 2019 года № 215-р ФИО1 с составом семьи (ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4) отказано во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Согласно уведомлению от 16 мая 2019 года ФИО1 с составом семьи (ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4) не включены в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, так как не являются собственниками утраченного жилого помещения, а заявленные граждане членами семьи заявителя.
Справками из администрации СП «Ималкинское» подтверждается что ФИО1, ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4 действительно проживали по месту регистрации в с. Усть-Ималка, <адрес>
Согласно техническому паспорту на жилой дом ФИО5 Бадмы (отца ФИО1) с. Усть-Ималка Ононского района, дом год постройки – 1983 года, общая площадь – 55,1 кв.м., жилая площадь – 32,4 кв.
Факт постоянного проживания истцов подтверждается так же справками из ГУЗ «Ононская ЦРБ», АО «Читаэнергосбыт», выписки из похозяйственной книги о наличии подсобного хозяйства.
Свидетель ФИО11 суду показала, что ФИО1, ФИО2-Д.Б., ФИО3, ФИО4 постоянно проживают в с. Усть-Ималка уже длительное время, знает их с 1982 года, раньше проживали на чабанской стоянке.
Таким образом, судом установлено, что истцы на момент пожара в апреле 2019г. были зарегистрированы по адресу: с. Усть-Ималка <адрес> Ононского района Забайкальского края, вселены в данное жилое помещение были в 1993 году. Дом был предоставлен Совхозом Тарейский в собственность. Документы на жилое помещение утрачены, Другого жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания, в собственности истцы не имеют. ФИО4 проживал по <адрес> как член семьи собственника, был вселён с согласия собственника. В связи с чем, они подлежат включению список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
На территории Забайкальского края органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) жилых помещений, гражданам жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, либо предоставлении социальных выплат гражданам, утратившим в результате жилые помещения в результате ЧС, на строительство жилых помещений, является Министерство территориального развития Забайкальского края.
Таким образом, на Министерство территориального развития Забайкальского края следует возложить обязанность включить истцов в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки предоставления жилого помещения.
Исследованные доказательства суд признает допустимыми, относимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В целях своевременного обеспечения права истцов на жилье, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. в защиту интересов ФИО1 и членов её семьи ФИО2 (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО1 и членов её семьи ФИО2 (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) по адресу: Забайкальский край, Ононский район, сельское поселение «Ималкинское» с. Усть-Ималка, улица <адрес>, общей площадью 55,1 кв.м. в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, как гражданам утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.
Признать за ФИО1 и членами её семьи ФИО2 (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить ФИО1 и членов её семьи ФИО2 (брат), ФИО3 (брат), ФИО4 (сводный брат) в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ононский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Недзельский
Решение принято в окончательной форме 01 июня 2019 года