Дело № 2-107/2020
64RS0046-01-2019-005999-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2020 года город Саратов
Ленинский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Низова И.В., при секретаре Гумирове А.Р.,
с участием представителя истца помощника прокурора города Саратова Долбилова М.О.,
представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» ФИО1,
представителя ответчика администрации Ленинского района МО «Город Саратов» ФИО2,
представителя третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес> о признании недействительным постановления о разрешении на использование земельного участка, прекращении права пользования земельным участком,
установил:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес>, администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать недействительным постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении администрации <адрес> «<адрес>» на использование земельного участка с кадастровым номером № для размещения объектов благоустройства на 49 лет, прекратить право администрации <адрес> «<адрес>» на использование земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства при распоряжении земельными участками на территории МО «<адрес>».
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась к главе муниципального образования «<адрес>» и председателю комитета по управлению имуществом <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером № (пл. 5979 кв.м), находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, сквер Победы, <адрес>, в целях размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Рассмотрев указанное заявление, администрация приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении администрации <адрес> на использование земельного участка с кадастровым номером № для размещения объектов благоустройства на 49 лет в порядке ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
В связи с чем, администрация <адрес> приобрела право на использование земельного участка, в том числе, для осуществления благоустройства.
Данное право подлежит прекращению, поскольку при предоставлении администрации <адрес> данного права, администрацией муниципального образования «<адрес>» допущены нарушения требований законодательства. Допущенные нарушения влекут за собой ущемление прав неопределенного круга лиц на равный доступ к земельным учасикам.
В судебном заседании помощник прокурора Долбилов М.О. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Также указала, что размещение объектов благоустройства на спорном земельном участке не нарушает чьих-либо прав, поскольку такой земельный участок продолжает оставаться свободных от прав на него и может быть предоставлен в установленном ЗК РФ порядке заинтересованным лицам.
Представитель ответчика администрации <адрес> МО «<адрес>» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск, в которых просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Комитет по управлению имуществом <адрес> ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
По смыслу ст.ст. 260, 261 ГК РФ правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков.
Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрено, что администрация муниципального образования «<адрес>» осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статья 39.1. ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, входят элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении администрации <адрес> на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 для размещения объектов благоустройства на 49 лет в порядке ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ.
Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 указанной статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждено Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
В соответствии с п. 2.1.9 Положения об администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», утверждается решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, одной из основных задач администрации <адрес> МО «<адрес>» является организация благоустройства и озеленения территории района.
В соответствии с п. 3.1.8 указанного Положения администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями в сфере организации благоустройства и озеленения, а также освещения улиц, установки указателей с названиями улиц и номерами домов:
- обеспечивает содержание зеленых зон, зеленых насаждений и занимаемых ими территорий, находящихся в границах района;
- обеспечивает проведение мероприятий по озеленению района;
- обеспечивает на территории района установку указателей с обозначением наименований улиц, переулков, проездов и домовых номерных знаков;
- устанавливает нумерацию домов, строений, квартир и комнат в коммунальных квартирах;
- выдает разрешения на производство земляных и вскрышных работ на тротуарах, внутриквартальных проездах, газонах и других объектах благоустройства, находящихся на территории района, осуществляет контроль за сроками и качеством восстановительных работ;
- осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов».
Следовательно, постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, администрацией МО «Город Саратов» разрешено администрации <адрес> МО «<адрес>» использование земельного участка площадью 65979 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040407:2288, адресный ориентир: <адрес>, сквер <адрес> для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) сроком на 49 лет.
Вопреки доводам искового заявления о том, что администрация <адрес> «приобрела право на использование земельного участка, в том числе для осуществления благоустройства», администрация <адрес> получила разрешение на его использование для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды навесы, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) без предоставления права на данный земельный участок.
Согласно Положения об администрации <адрес>, утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация <адрес> является территориальным структурным подразделением администрации МО «<адрес>», осуществляющим от ее имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории <адрес> в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
<адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в соответствии с законодательством, печать со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки, выступает истцом и ответчиком в суде, от своего лица совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований не установлены, а доводы ответчиков и третьего лица, изложенные в письменных возражениях и поддержанные в судебном заседании, являются обоснованными по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», администрации Ленинского района муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес> о признании недействительным постановления о разрешении на использование земельного участка, прекращении права пользования земельным участком оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд города Саратова.
Полный текст решения изготовлен 14 января 2020 года.
Судья