Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2012 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:
Председательствующего судьи Доржиевой Л.Б.,
при секретаре Скосырской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> об оспаривании предписания,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился <данные изъяты> ФИО1 с заявлением о признании незаконным предписания № 9 от 16 февраля 2012 года, выданное старшим государственным инспектором ГИМС ФИО2 на имя <данные изъяты> ФИО1
Заявление мотивировано тем, что Администрацией МО ГП «пос. Усть-Баргузин» 20.02.2012 года получено предписание №9 от 16.02.2012, составленного государственным инспектором Центра ГИМС МЧС России по РБ ФИО2 на основании акта осмотра съезда на лед №9 от 16 февраля 2012 г. В указанном предписании № 9 были предъявлены требования об установке запрещающего знака «переход, переезд по льду запрещен» по улице Байкальской с. Максимиха Баргузинского района. Срок исполнения предписания был определен инспектором до 23.02.2012 года. Как следует из Акта №9 от 16 февраля 2012 г, в ходе патрулирования побережья Баргузинского залива, являющегося частью акватории озера Байкал, инспекторами ГИМС МЧС России по РБ 16.02.2012 г. был обнаружен съезд на лед в районе ул. Байкальской с. Максимиха Баргузинского района. В акте № 9 осмотра съезда на лед владельцем съезда на лед указан глава администрации МО ГП «пос. Усть-Баргузин». Согласно Акта приема-передачи от № 4 от 12.01.2009 г., Постановления Правительства РБ от 599 от 30.12.2008 г. «Об утверждении перечней имущества, разграничиваемого между МО «Баргузинский район» и расположенными в его границах городскими и сельскими поселениями. МО ГП «пос. Усть-Баргузин», ФИО1 не являются собственниками данного съезда на лед, что также подтверждается справкой БТИ. Инспектор ГИМС МЧС в предписании №9 указывает на необходимость установки запрещающего знака «Переход, переезд по льду запрещен» на берегу озера Байкал, который является федеральной собственностью на основании ФЗ «Об охране озера Байкал» и Водного кодекса РФ, а также находится за границами МО ГП «п. Усть-Баргузин» что подтверждается статьей 1 Устава МО ГП «поселок Усть-Баргузин» Баргузинского района РБ, Законом РБ от 31.12.2004. №985-111 «Об установлении, границ образования и наделения статусом муниципальных образований в РБ» в приложении к указанному закону, что свидетельствует о том, что полномочия Администрации МО ГП «п. Усть-Баргузин» не распространяются на акваторию водного объекта, являющегося федеральной собственностью. Также действие запрещающего знака о запрете выезда «Переход, проезд по льду запрещен», не может распространяться на акваторию оз. Байкал ввиду того, что действие муниципальных нормативно-правовых актов обязательно к исполнению на территории МО ГП «пос. Усть-Баргузин». Администрацией МО ГП «п. Усть-Баргузин» предпринимались попытки выяснить информацию о том, кто может вынести ограничения на водопользование водным объектом оз. Байкал для возможности их опубликования или обнародования с целью осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Были направлены письма в ГИМС №49 от 221.02.2011 и №66 от 05.03.2011 в Интернет приемную официального сайта Управления водными ресурсами озера Байкал Федерального агентства водных ресурсов, от 26.04.2011, но полученные ответы №186-6-12 от 24.02.2011 и № 239-6-12 от 10.03.2011 так и не прояснили ситуации. Также был направлен запрос в Интернет приемную на сайте ГИМС, из полученного ответа не ясно кто имеет правовую основу для наложения ограничений на общедоступный водный объект федеральной собственности оз. Байкал. Согласно методических рекомендаций в области обеспечения безопасной эксплуатации водных объектов и безопасности людей на внутренних водоемах в границах муниципального образования глава администрации поселения отвечает за обеспечение безопасной эксплуатации водных объектов и безопасности людей на внутренних водоемах в границах поселения. Озеро Байкал не является внутренним водоемом и не находится в границах МО ГП «пос. Усть-Баргузин». Поскольку оз. Байкал является федеральной собственностью, должны быть определены органы субъектов федерации, отвечающие за безопасность на водной акватории оз. Байкал. Статья 15 Федерального закона «Об охране озера Байкал» гласит что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации МО ГП «пос. Усть-Баргузин» по доверенности <данные изъяты> ФИО3 заявление поддержал, суду пояснил, что район ул. Байкальской с. Максимиха Багузинского района РБ относится к территории муниципального образования городское поседение «поселок Усть-Баргузин. Администрация поселка не вправе устанавливать знаки об ограничении водопользования на оз. Байкал, т.к. объект является федеральной собственностью, и затраты по установке будут в таком случае не обоснованными. В соответствии со ст. 7 Водного кодекса РФ, в пределах предоставленных полномочий органы местного самоуправления обеспечивают только безопасность на водных объектах, входящих в границы поселения. Считает, что озеро Байкал является местом общего пользования, доступным для всех водопользователей, поэтому оснований ограничивать доступ к нему у Администрации не имеется. С планом мероприятий по обеспечению безопасности людей на воде ознакомлен. В границах муниципального образования информационные знаки ими устанавливаются. Запрет на съезд на лед оз. Байкал в районе ул. Байкальской с. Максимиха Баргузинского района РБ и в других местах Администрацией МО ГП «пос. Усть-Баргузин» не установлен. Просил заявление удовлетворить.
В судебном заседании старший государственный инспектор Баргузинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по РБ» ФИО2 с заявлением не согласился, суду пояснил, что передвигаться по льду на водных объектах разрешено только по специально оборудованным ледовым переправам. Постановлением Правительства РБ № 251 от 31 июля 2007 года утверждены Правила охраны людей на водных объектах, согласно которых передвижение по льду возможно только на оборудованных ледовых переправах, все прочие съезды на лед являются несанкционированными, незаконными. На льду оз. Байкал есть становая щель, которая образуется под действием природных явлений, и в это месте периодически проваливаются под лед автомашины. Установка запрещающих съезд знаков необходима в целях обеспечения безопасности пребывания людей на льду, и для привлечения к ответственности лиц за съезд на лед в несанкционированных местах. В отсутствие знаков никаких мер предпринять к нарушителям ГИМС МЧС не могут. Согласно ч. 5 ст. 6 Водного кодекса, обеспечивать безопасность должен орган местного самоуправления.
В судебном заседании руководитель ГИМС МЧС старший государственный инспектор инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по РБ» ФИО4 доводы ФИО2 поддержал полностью, суду дал аналогичные показания.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ, информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ВК РФ, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований (ст. 27 ВК РФ).
К вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление в пределах, установленных законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (ст. 17 Закона). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (ст. 18 Закона).
Надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на ледовых переправах, осуществляют должностные лица ГИМС МЧС России по Республике Бурятия (п. 1.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в РБ, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 31 июля 2007 года № 251).
Судом установлено, что территория съезда на лед оз. Байкал в районе ул. Байкальской с. Максимиха Баргузинского района РБ относится к территории муниципального образования городское поседение «поселок Усть-Баргузин на основании Закона РБ «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в РБ». 16 февраля 2012 года Актом № 9 осмотра съезда на лед в районе ул. Байкальской с. Максимиха Баргузинского района РБ выявлено, что у ответственного за эксплуатацию переправы <данные изъяты> ФИО1 отсутствует документация на организацию переправы, в т.ч. обозначение границ переправы, подъездные пути оборудованы естественным образом. По результатам осмотра старшим государственным инспектором Баргузинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по РБ» сделано заключение о том, что съезд (выезд) на лед несанкционирован, не оборудован, представляет реальную опасность для жизни людей, съезд (выезд) на лед запрещен. 16 февраля 2012 года <данные изъяты> ФИО1 вынесено предписание № 9, согласно которому при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил охраны жизни людей на водных объектах Баргузинского района в зимний период времени в районе ул. Байкальской с. Максимиха Баргузинского района РБ (съезд на лед) выявлены нарушения Правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 31 июля 2007 года № 251, п. 5.9 «На переправах запрещается переезжать в не огражденных и не охраняемых местах». Предписано в срок до 23 февраля 2012 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, установить знаки безопасности «Переход (переезд) по льду запрещен», информировать население об ограничении водопользования. 20 февраля 2012 года <данные изъяты> ФИО3 данное предписание получил, административная ответственность, предусмотренная ст.19.5 КоАП РФ ему разъяснена. В установленный срок данное предписание заявителем не исполнено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в обязанности органа местного самоуправления- Администрации городского поселения «пос. Усть-Баргузин» входит предоставление информации об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований через СМИ, посредством специальных информационных знаков, иными способами предоставления такой информации, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Для реализации указанных полномочий органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, исполнять обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, за счет средств местного бюджета.
Ссылка представителя заявителя ФИО3 на то, что озеро Байкал является объектом федеральной собственности, следовательно, ограничение водопользования является превышением полномочий Администрации поселка, а расходы по установке знаков- нецелевым использованием средств местного бюджета суд отклоняет, поскольку по мнению суда полномочия по ограничению водопользования, информирование об этом населения, установка запрещающих знаков прямо предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», являются частью мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Доводы заявления о том, что переписка с уполномоченными органами МЧС не дала разъяснений относительно полномочий по размещению запрещающих знаков на ледовых переправах суд находит по этому же основанию не состоятельными.
Как следует из Правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 31 июля 2007 года № 251, места, отведенные для ледовых переправ, должны удовлетворять установленным требованиям (п. 5.1-5.10). Ограничение на водопользование вводится только в отношении ледовых переправ, не соответствующих установленным требованиям. В связи с чем, довод представителя ФИО3 об отсутствии оснований для установления ограничений в пользовании общедоступным объектом оз. Байкал суд оценивает критически.
Обжалуемое предписание вынесено в пределах полномочий должностных лиц Центра ГИМС МЧС России по Республике Бурятия, в рамках контрольных функций за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на ледовых переправах (п. 1.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в РБ, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 31 июля 2007 года № 251). Согласно Плана обеспечения безопасности людей на водных объектах РБ на 2012 год, утвержденного Президентом –Председателем Правительства РБ 30 декабря 2011 года ФИО5, Администрация МО ГП «пос.Усть-Баргузин» является исполнителем мероприятия по размещению запрещающих въезд на лед знаков в возможных местах выезда автотранспорта на лед, на период с 01 января 2012 года по 01 апреля 2012 года. Соисполнителями установлены старшие государственные инспекторы Центра ГИМС МЧС России по РБ.
С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание вынесено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, права и свободы заявителя не нарушает, в связи с чем, на основании ст. 258 ГПК РФ, считает необходимым в удовлетворении заявления <данные изъяты> об оспаривании указанного предписания отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Б.Доржиева