ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2021 от 12.08.2021 Северо-эвенского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-107/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года поселок Эвенск

Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осокиной Н.Н.,

с участием: истца – заместителя прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С., помощника прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Перминова И.А.,

представителя администрации Северо-Эвенского городского округа и Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа Круглова Р.В., действующего на основании доверенностей от 25 июня 2021 года, от 20 июня 2021 года; представителя Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа ФИО1, действующей на основании доверенности от 12 августа 2021 года ,

представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа ФИО2, действующей на основании доверенности от 09 июня 2021 года,

представителя Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа ФИО3, действующей на основании доверенности от 26 июля 2021 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: <...>, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности в соответствии с требованиями части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, на срок не более одного года, в отношении многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в <адрес>.

В обоснование исковых требований прокурор указал о том, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Северо-Эвенского городского округа требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчиком меры по обеспечению управления многоквартирными домами, расположенными на территории поселка Эвенск, не принимаются, жилищный фонд находится в ненадлежащем состоянии. В связи с выявленными нарушениями главе Северо-Эвенского городского округа прокурором района неоднократно, а именно 25 апреля 2019 года и 16 февраля 2021 года вносились представления , об устранении выявленных нарушений. Однако на момент предъявления иска в суд решение об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории поселка Эвенск, не принято. По мнению прокурора, игнорирование и невыполнение указанных требований жилищного законодательства влечет нарушение прав жителей поселка Эвенск на благоприятные и безопасные условия жизни, способствует ухудшению состояния муниципального жилищного фонда.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, положения части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1, 4, 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года , прокурор просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность принять решение об определении управляющей организации в порядке части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении многоквартирных домов, расположенных в поселке Эвенск.

В ходе рассмотрения дела истец, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изменил предмет иска и, дополнительно ссылаясь на положения части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность обеспечить выбор одного из способов управления многоквартирными домами, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении следующих многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании определения судьи от 10 июня 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственная жилищная инспекция Магаданской области, Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа (далее- Государственная жилищная инспекция, Комитет ЖКХ Северо-Эвенского городского округа, КУМИ Северо-Эвенского городского округа).

Определением суда от 06 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Северо-Эвенский обслуживающий центр" Северо-Эвенского городского округа (далее - МБУ "Северо-Эвенский обслуживающий центр").

Ответчик - администрация Северо-Эвенского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание, назначенное на 12 августа 2021 года, не направила, после изменения истцом предмета иска возражений по существу иска не представила.

Третье лицо - Государственная жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, назначенное на 12 августа 2021 года, своего представителя не направила, после изменения истцом предмета иска возражений по существу иска не представила, ранее просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо - КУМИ Северо-Эвенского городского округа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, назначенное на 12 августа 2021 года, своего представителя не направил, после изменения истцом предмета иска возражений по существу иска не представил.

Руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и ходатайстве об изменении предмета иска.

Представители Комитета ЖКХ Северо-Эвенского городского округа, МБУ "Северо-Эвенский обслуживающий центр" с исковыми требованиями прокурора согласились, просили их удовлетворить.

Выслушав объяснения прокурора, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом "б" части 1 статьи 4 Устава Северо-Эвенского городского округа.

Согласно положениям части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлен перечень способов управления многоквартирным домом, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Обязанность по принятию решения о выборе способа управления многоквартирным домом возлагается законом на собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, способ управления многоквартирными домами, входящими в состав муниципального жилищного фонда Северо-Эвенского городского округа (<адрес>), расположенными по адресам: <адрес>, собственниками жилых помещений не выбран. Данные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

В соответствии с Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 29 сентября 2015 года "О муниципальной собственности муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" муниципальное образование "Северо-Эвенский городской округ" является собственником жилых помещений (квартир), расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах.

В период с 2015 по текущий период 2021 года администрацией Северо-Эвенского городского округа неоднократно проводились конкурсы по отбору управляющей компании в отношении спорных многоквартирных домов, которые впоследствии были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок участников.

Также прокурор района дважды вносил представления , в адрес главы Северо-Эвенского городского округа в 2019 и в 2021 годах об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившихся в не принятии мер по организации деятельности по управлению многоквартирными домами поселка Эвенск. На момент предъявления иска в суд такие меры ответчиком, который является собственником квартир в указанных домах, по-прежнему, не приняты, соответствующие мероприятия, проведение которых допускается законом, не осуществлены.

Отсутствие управления многоквартирными домами поселка Эвенск нарушает права граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах, на благоприятные и безопасные условия жизни, приводит к ухудшению состояния общего имущества в многоквартирном доме, что не отвечает целям управления многоквартирными домами, предусмотренным частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд считает требования прокурора к администрации Северо-Эвенского городского округа законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При установлении периода времени, необходимого для исполнения требований иска, суд, учитывая необходимость обеспечения баланса прав и законных интересов сторон, соглашается со сроком исполнения ответчиком обязанности, предложенным прокурором, считая его разумным и достаточным, - не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор одного из способов управления многоквартирными домами, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении многоквартирных домов, расположенных в поселке <адрес> по следующим адресам: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения суда – 18 августа 2021 года.

Председательствующий Е.А. Леонтьева