ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2021 от 14.01.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-107/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре С.Д. Зыкове, с участием представителя ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации общества защиты прав потребителей <адрес> "Резонанс" в интересах ФИО5 к ПАО "Аэрофлот" о защите прав потребителей,

установил:

ОО ОЗПП "Резонанс" обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском в интересах ФИО5 к ПАО "Аэрофлот" о защите прав потребителей. В обоснование иска указали, что 22.02.2020г. ФИО5 посредством сайта. https://tickets.ru/ (ООО "Тикетс РУ" были приобретены электронные авиабилеты по маршруту Москва - Ираклион - Москва на 14.06.2020г. - 27.06.2020г. на членов своей семьи. Общая стоимость билетов составила 111 276 руб. В связи с эпидемиологической обстановкой в мире (пандемия коронавируса) указанный рейс был отменен. Ссылаясь на ст.786, 793, 310, 450 ГК РФ, ст.103, 116, 108 Воздушного кодекса РФ, п. 2 постановления Пленума ВС РФ от ДАТА N 17, п.116, 231, 233 “Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов а области гражданской авиации" (утв. Приказом Минтранса России от ДАТА N 155 от ДАТА), п.10, 12 постановления Правительства от ДАТА, ст.13, 29, 31 Закона РФ от ДАТА "О защите прав потребителей", указали, что требование о возврате денежных средств было получено 26.09.2020г., последний день удовлетворения требований потребителя - 06.09.2020г., следовательно деньги должны были быть возвращены не позднее 07.10.2020г., но до настоящего времени обязанность по возврату денежных средств ответчиком не исполнена. Период просрочки с 07.09.2020г. по 11.10.2020г. составляет 34 дня. Расчет неустойки: 111 276 руб. х 3 % х 34 дня = 111 276 руб. В результате незаконных действий ФИО5 испытала сильные нравственные страдания, которые выразились в том, что потратив деньги не получил ожидаемого результата, пришлось тратить время для возврата удерживаемых денежных средств, а также изыскивать денежные средства для проживания в период объявленной самоизоляции, связанной с пандемией коронавируса. ФИО5 оценила размер морального вреда в сумме 10 000 руб. На основании изложенного, просила: взыскать с ПАО "Аэрофлот" в ее пользу стоимость авиабилетов в размере 111 276 руб., неустойку в размере 111 276 руб., денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные издержки по оплате услуг потребителя в размере 15 000 руб., штраф в размере 25 % от присужденной суммы в пользу ФИО5, штраф в размере 25 % от присужденной суммы в пользу ОО ОЗПП "Резонанс".

В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком ПАО "Аэрофлот" представлены письменные возражения на иск, где указано, что с заявленными требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. А/б 5553741508482/83/84/85/86 на пассажиров AKIMOVA/NADEZHDA, AKIMOV/ANDREI, AKIMOV/ANATOLII, AKIMOVА/ANZHELIKA и AKIMOVA/ANASTASIIA на рейсы SU2122 14.06.2020г. и SU2123 27.06.2020г. Москва - Ираклион - Москва были оформлены 22.02.2020г. агентом TICKETS RU LLC (<адрес>) (далее - ООО «Тикетс Ру»), аккредитованным при ИАТА, осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему BSP на территории России, с комбинацией тарифов «TNB/LNB» группы тарифов экономического класса "Лайт (Lite). Полная стоимость а/б 5553741508482/83/84 составляла 23 845 руб. за каждый, полная стоимость а/б 5553741508485/86 с детской скидкой - 19 796 руб. за каждый. 17.05.2020г. был отменен рейс SU2122 14.06.2020г. Москва - Ираклион, 20.05.2020г. отменен рейс SU2123 27.06.2020г. Ираклион - Москва с последующим оповещением пассажиров по контактным телефонам <***>, 79242027849 и по e-mail. 25.05.2020г. контакт-центром в бронирование внесены ремарки «PAXNE SOGLASEN S PERESADKOY, МСО REFUND DISAGREE, XX РО RQ РАХ1.1 0743/25MAY 79242027849, REFUND GRANTED/INVOL, DUE CNL SU2122/14JUN». Пассажир обратился в адрес ПАО «Аэрофлот» с претензией, по результатам рассмотрения которой ей было разъяснено, что пассажиры, имеющие удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи, вправе подать заявление о возврате провозной платы. Возврат в этом случае осуществляется по заявлению, поданному при обращении пассажиров в агентство по месту оформления билетов. По данным бухгалтерского учета сведения по возвратам за авиабилеты на пассажиров AKIMOVA/NADEZHDA, AKIMOV/ANDREI, AKMOV/ANATOLII, AKIMOVA/ANZHELIKA и AKIMOVA/ANASTASIIA общей стоимостью 111 127 руб. (заявки на возврат ) включены агентом ООО «Тикетс Ру» в отчет о продаже BSP-MOW за 4-й период октября 2020г. Согласно отчету агента ООО «Тикетс Ру» за 29.10.2020г., произведен возврат по неиспользованным а/б 5553741508482/83/84 в размере 23 845 руб., за каждый, по а/б 5553741508485/86 - 19 796 руб., за каждый. Возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных перевозчиком (п.231 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от ДАТА). Как следует из материалов дела авиабилеты 5553741508482/83/84/85/86 на пассажиров AKIMOVA/NADEZHDA, AKIMOV/ANDREI, AKIMOV/ANATOLII, AKIMOVA/ANZHELIKA и AKIMOVA/ANASTASIIA на рейсы SU2122 14.06.2020г. и SU2123 27.06.2020г. Москва - Ираклион - Москва были оформлены 22.02.2020г. агентом ООО «Тикетс Ру», аккредитованным при ИАТА, осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему BSP на территории России. Система BSP (Billing and Settlement Plan) - метод, в соответствии с которым осуществляется предоставление и выписка Стандартных перевозочных документов и других отчетных форм, и расчеты по данным документам между Авиакомпаниями - участниками системы BSP с одной стороны и Аккредитованными агентствами - с другой, описанный в Правилах продажи пассажирских перевозок для Агентств и в Резолюции 850 - Система Взаиморасчетов BSP, а также Приложениях к ней. Деятельность агентов, использующих систему BSP, регламентирована Резолюцией ИАТА 850 - «Руководством ИАТА по системе BSP для Агентов. Глава 14 Местные правила и процедуры» (опубликована на сайте ИАТА по ссылке https://www.iata.org/about/worldwide/europe/russia/Documents/bsp-m-manual.-chl4.pdf). Агентский договор о продаже пассажирских nepeвозок»/Passenger Sales Agency Agreement (PSAA) - Агентский договор, заключенный между агентом и перевозчиком - членом ИАТА, представленным Генеральным директором ИАТА, действующим от имени и по поручению перевозчика - члена ИАТА в соответствии с резолюциями ИАТА (далее - Агентский договор). Условия Агентского договора описаны в Резолюции 824 ИАТА. ПАО «Аэрофлот» является членом ИАТА и участником BSP, что подтверждается приложением к Руководству ИАТА по системе BSP для Агентов. То есть, со всеми агентами BSP, аккредитованными в ИАТА, заключен один общий договор Генеральным директором ИАТА в интересах авиакомпаний - членов ИАТА. Таким образом система BSP предполагает возможность продажи авиабилетов агентами перевозчика в отсутствие отдельного агентского соглашения. Правила работы агента в системе бронирования регламентированы «Инструкцией по продаже и оформлению перевозок на рейсы ПАО «Аэрофлот» для агентов, работающих с использованием системы взаиморасчетов BSP РИ-04-018 от ДАТА. (опубликована на сайте авиакомпании по ссылке https://www.aeroflot.ru/niedia/aflfiles/agents/Instrukciva diva agentov BSP.pdfl. Порядок осуществления возврата стоимости авиабилетов, приобретенных через агента BSP регламентирован Инструкцией по оформлению возвратов посредством Refund Application в BSPlink (опубликована на сайте авиакомпании по ссылке https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/agents/instniktsiia ро oformleniiu vozvratov posredstvo m refund application v bsplink rus 13 06 19.pdf Руководствуясь установленными процедурами возврата ПАО «Аэрофлот» осуществил возврат денежных средств агенту ООО «Тикетс Ру», который обязан осуществить возврат стоимости авиабилетов непосредственно пассажиру. Необходимо отметить, что ПАО «Аэрофлот» не имеет доступа к документам, подтверждающим возврат денежных средств пассажиру от ООО «Тикетс Ру». В отношении взыскания стоимости перевозки, неустойки, штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, компенсации морального вреда, судебных расходов необходимо отметить следующее. Присуждение заявленных требований является производным от основного требования о взыскании стоимости перевозки, в связи с чем так же не подлежит удовлетворению. Кроме того, согласно ст.9.1 ФЗ от ДАТА N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, согласно которому в силу постановления Правительства РФ от ДАТА N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»; Указа Президента РФ от ДАТА N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»; Распоряжения Правительства РФ от ДАТА N 1226-р «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» ПАО «Аэрофлот» отнесено к категории подмораторных организаций. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия в т.ч. в виде не начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств. Факт отнесения ПАО «Аэрофлот» к списку организаций, в отношении которых установлен мораторий на банкротство, также подтверждается официальными данными с сайта ФНС (https://service.nalog.ru/covid/#t=1591611696267&query=7712040126). Таким образом, вменяемая ПАО «Аэрофлот» компенсация морального вреда, как и другие производные требования, взысканию с перевозчика не подлежат также на основании пп.2 п.3 ст.9.1, п.1 ст.63 Закона «О несостоятельности (банкротстве). Требования истца о взыскании в ее пользу денежных средств за неиспользованные авиабилеты по договорам, заключенным с пассажирами ФИО6, ФИО6, ФИО6, ФИО6 являются незаконными. Ссылаясь на ст.786 ГК РФ, ст.103 Воздушного Кодекса РФ, п.232, 234, 235 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06. 2007 , указали, что вся необходимая информация, касающаяся условий договора перевозки и правил воздушной перевозки пассажиров и багажа, являющихся неотъемлемой частью договора перевозки, размещена в открытом доступе на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в сети Интернет - www.aeroflot.ru, с которой пассажиры имеют возможность и должны ознакомится в силу публичного характера заключаемого договора перевозки. Оформление авиабилета технически невозможно без ознакомления пассажира с договором перевозки, Правилами перевозки и Правилами применения тарифов ПАО «Аэрофлот». Ссылаясь на п.13 договора указали, что как следует из материалов дела, сторонами заключенных договоров авиаперевозки являются: по авиабилету 5553741508483 - ПАО «Аэрофлот» (перевозчик) и ФИО6; по авиабилету 5553741508484 - ПАО «Аэрофлот» (перевозчик) и ФИО4; по авиабилету 5553741508485 - ПАО «Аэрофлот» (перевозчик) и ФИО3; по авиабилету 5553741508486 - ПАО «Аэрофлот» (перевозчик) и ФИО2. Авиабилет является именным документом, что означает возможность осуществления проезда и соответственно возврата денежных средств при неиспользовании его лицом, указанным в качестве пассажира, с представлением документов, удостоверяющих его личность. Таким образом, истец не является стороной по договорам перевозки, что подтверждается электронными билетами. То обстоятельство, что истец оплачивал стоимость авиабилетов, приобретенных на пассажиров не является основанием возникновения прав и обязанностей между ФИО5 и ПАО «Аэрофлот» по обязательствам, вытекающим из договоров по указанным авиабилетам. Кроме того, истцом в нарушение ст.49 ГПК РФ не представлено документов, подтверждающих ее полномочия действовать в интересах ФИО6, ФИО6, ФИО6, ФИО6 и представлять их интересы в суде (ст.49 ГПК РФ). Учитывая изложенное, требования ФИО5 о взыскании в ее пользу стоимости авиабилетов по договорам, заключенным с пассажирами ФИО6, ФИО6, ФИО6, ФИО6 являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства, просили в удовлетворении исковых требований Общественной организации общество защиты прав потребителей <адрес> «Резонанс» (в интересах ФИО5) к ПАО «Аэрофлот» в полном объеме отказать.

Представитель истца ОО ОЗПП "Резонанс", истец ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Представитель ответчика ПАО "Аэрофлот" по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против иска истца в обоснование ссылаясь на ранее представленные возражения, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Тикетс Ру" в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

22.02.2020г. ФИО5, 14.08.1977г.р. посредством сайта https://tickets.ru/ (ООО "Тикетс РУ" были приобретены электронные авиабилеты по маршруту Москва - Ираклион - Москва на период с 14.06.2020г. по 27.06.2020г. на членов своей семьи: супруга - ФИО6 10.07.1979г.р., детей: ФИО4, 21.11.2003г.р., ФИО3, 13.11.2020г.р., ФИО2, 19.08.2014г.<адрес> стоимость билетов составила 111 276 руб., и была оплачена ФИО5 22.02.2020г. картой 535082******0233 в полном объеме, что подтверждается распечаткой с сайта Банка ВТБ услуга: Оплата товаров и услуг KWB Tickets RU St Petersburg Россия, билетами: на сумму 23 845 руб., на сумму 23 845 руб., на сумму 23 845 руб., на сумму 19 796 руб., на сумму 19 796 руб.

17.05.2020г. в связи с эпидемиологической обстановкой в мире (пандемия коронавируса) рейс SU2122 на 14.06.2020г. Москва - Ираклион, 20.05.2020г. рейс SU2123 на 27.06.2020г. Ираклион - Москва были отменены, с последующим оповещением пассажиров по контактным телефонам <***>, 79242027849 и по e-mail.

25.05.2020г. контакт-центром в бронирование внесены ремарки «PAXNE SOGLASEN S PERESADKOY, МСО REFUND DISAGREE, XX РО RQ РАХ1.1 0743/25MAY 79242027849, REFUND GRANTED/INVOL, DUE CNL SU2122/14JUN».

26.09.2020г. ФИО5 обратилась в ПАО "Аэрофлот" с заявлением о возврате суммы по приобретенным ею билетам 22.02.2020г. на нее и семью с номерами: 5553741508482, 5553741508483, 5553741508484, 5553741508485, 5553741508486 на сайте агентства Тickets Ru. данное заявление было зарегистрировано ДАТА.3.3-41.

26.09.2020г. ПАО "Аэрофлот" на обращение ФИО5 было сообщено, что Правительством РФ установлен особый порядок возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случаях отказа пассажира от воздушной перевозки при введении режима повышенной готовности на всей территории РФ, либо на ее части. В соответствии с данным порядком при прекращении договора перевозки возникает обязанность перевозчика в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг по воздушной перевозке, подлежат возврату по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, с начислением процентов, размер которых определяется ключевой ставкой ЦБ РФ. Также сообщили, что пассажиры, имеющие удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билетах. Возврат в этом случае осуществляется по заявлению, поданному при обращении пассажира в агентство по месту оформления авиабилетов.

Как следует из справок КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" от ДАТА, от ДАТА, выданных ФИО6, ФИО5, проживающих по адресу: г.Хабаровск, <адрес>, с детьми: ФИО2 (ДАТА), ФИО3 (ДАТА), ФИО4 (ДАТА), в том. что их семья отнесена к категории "многодетная семья" и имеет право на предоставление льгот в соответствии с <адрес> от ДАТА "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период великой отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан". Справка выдана для представления авиабилетов по субсидированным тарифам.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от ДАТАг. -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Федеральным законом от ДАТАг. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 1072. В соответствии с данной нормой Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от ДАТАг. утвердило Положение (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДАТАг. ).

Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) ДАТАг., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации ДАТАг., .

Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДАТАг. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДАТАг. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДАТАг. (пункт 1 Положения).

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 3 предусматривает, что на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Согласно пункту 4 статьи 426 названного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

По договору воздушной перевозки пассажира в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Подпункт «б» пункта 3 и пункт 4 Положения предусматривают возврат пассажиру провозной платы в порядке и сроки, которые установлены Положением. Данные нормы носят отсылочный характер, соответствуют пунктам 1 и 2 статьи 1072 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации устанавливает порядок и сроки возврата пассажиру уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Абзац первый пункта 6 Положения предусматривает возврат пассажиру денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если денежные средства не были использованы для оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки), дополнительных услуг перевозчика и соответствуют статье 1072 Воздушного кодекса Российской Федерации. Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. При подаче такого заявления пассажир предъявляет документ установленного образца, подтверждающий факт установления инвалидности, или статус ветерана Великой Отечественной войны, или статус многодетной семьи. Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно.

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.12 Положения, в течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Как следует из материалов дела и установлено су<адрес>.02.2020г. ФИО5 посредством сайта https://tickets.ru/ (ООО "Тикетс РУ" были приобретены электронные авиабилеты по маршруту Москва - Ираклион - Москва на период с 14.06.2020г. по 27.06.2020г. на членов своей семьи: супруга - ФИО6 и детей: ФИО6, ФИО6, ФИО6. Общая стоимость билетов составила 111 276 руб., и была оплачена ФИО5 22.02.2020г. картой 535082******0233 в полном объеме, что подтверждается распечаткой с сайта Банка ВТБ услуга: Оплата товаров и услуг KWB Tickets RU St Petersburg Россия, билетами: на сумму 23 845 руб., на сумму 23 845 руб., на сумму 23 845 руб., на сумму 19 796 руб., на сумму 19 796 руб.

В связи с эпидемиологической обстановкой в мире (пандемия коронавируса) рейсы SU2122 и SU2123 Москва - Ираклион - Москва, на заданные ранее даты были отменены.

26.09.2020г. ФИО5 обратилась в ПАО "Аэрофлот" с заявлением о возврате суммы по приобретенным ею билетам 22.02.2020г. на нее и семью с номерами: 5553741508482, 5553741508483, 5553741508484, 5553741508485, 5553741508486 на сайте агентства Тickets Ru. данное заявление было зарегистрировано ДАТА.3.3-41.

26.09.2020г. ПАО "Аэрофлот" на обращение ФИО5 было сообщено, что Правительством РФ установлен особый порядок возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случаях отказа пассажира от воздушной перевозки при введении режима повышенной готовности на всей территории РФ, либо на ее части… пассажиры, имеющие удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билетах. Возврат в этом случае осуществляется по заявлению, поданному при обращении пассажира в агентство по месту оформления авиабилетов.

20.10.2020г., 28.10.2020г. истец обратилась в ООО «ТикетсРу» с электронным обращением о возврате средств, на которое 29.10.2020г.последним ФИО5 дан ответ, согласно которому места в заказе были аннулированы. Агентство, как посредник между клиентом и авиакомпанией инициирует процесс возврата посредством оформления всех необходимых документов и формирования запроса в соответствующее представительство перевозчика, которое примет окончательное решение о размере суммы возврата. Поскольку возврат необходимо согласовать с авиакомпанией, его рассмотрение и возврат средств может занять от 1 до 3 месяцев. Такие запросы рассматриваются в порядке очереди. После подтверждения запроса на возврат авиакомпания автоматически зачисляет сумму, подлежащую возврату в течение 5-10 банковских дней.

По данным бухгалтерского учета сведения по возвратам за авиабилеты на пассажиров AKIMOVA/NADEZHDA, AKIMOV/ANDREI, AKMOV/ANATOLII, AKIMOVA/ANZHELIKA и AKIMOVA/ANASTASIIA общей стоимостью 111 127 руб. (заявки на возврат ) включены агентом ООО «Тикетс Ру» в отчет о продаже BSP-MOW за 4-й период октября 2020г.

Согласно отчету, ПАО «Аэрофлот» осуществил 29.10.2020г. возврат ООО «Тикетс Ру» по неиспользованным а/б 5553741508482/83/84 в размере 23 845 руб., за каждый, по а/б 5553741508485/86 - 19 796 руб., за каждый, в общей сумме 111 276 руб. для обеспечения возврату истцу

Тем самым ПАО «Аэрофлот» выполнило свои обязательства перед истцом в течение 10 дней с момента получения обращения, поданного истцом в агентство по месту оформления авиабилетов. Срок и порядок возврата денежных средств соблюден. Оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика стоимости авиабилетов в размере 111 276 руб. не имеется.

Поскольку требования истца о взыскании с ответчика неустойки, денежной компенсации морального вреда, судебных издержек и штрафа являются производными от основных, в удовлетворении которых судом отказано, в связи с чем данные требования истца также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Общественной организации общества защиты прав потребителей <адрес> "Резонанс" в интересах ФИО5 к ПАО "Аэрофлот" о защите прав потребителей - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21.01.2021 года.

Судья Т.В. Брязгунова