ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2021 от 16.08.2021 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-107/2021

УИД 43RS0041-01-2021-000191-

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2021 года пгт. Ленинское

Шабалинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Олина П.В.

при секретаре Глушковой Ю.С.

с участием прокурора Игошина С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района Кировской области в июне 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме обеспечивается безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. По информации начальника МО МВД России «Котельничский», на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района имеется дислокация технических средств регулирования дорожного движения (дорожных знаков и разметки) от 10.11.2009 года. В ходе проведения проверки администрацией Ленинского городского поселения предоставлена информация об отсутствии проекта организации дорожного движения и муниципальных контрактов на проведение указанных работ. Таким образом, ответчиком в течение длительного времени не принято мер к соблюдению требований Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с этим требуется изготовление новых достоверных проектов организации дорожного движения с привлечением специализированных организаций. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. По информации МО МВД России «Котельничский» (отделение ГИБДД) в 2020 году на территории Шабалинского района произошло 96 (АППГ - 79), в которых 2 человека погибло (АППГ-0), 24 человека получили травмы (в 2019 году – 11), в 2020 произошло 3 ДТП с пешеходами (в 2019 году-0). Таким образом, имеет место рост общего количества дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших в ДТП, в том числе, несовершеннолетних. При таких обстоятельствах неисполнение муниципальным образованием «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области своих обязанностей по организации безопасного дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может привести к дорожно-транспортным происшествиям всех участников дорожного движения, не обеспечивает предусмотренные действующим законодательством гарантии прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Просит обязать муниципальное образование «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района принять меры по разработке проекта организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области, за исключением автодорог: д. Буторинская, ул. Мира; д. Луни, ул. Садовая; д. Луни, ул. Молодежная; д. Луни, ул. Полевая; д. Кокоулята; д. Робяши; д. Буторинская, ул. Мира; д. Ваньки; с. Семеновское, ул. Свободы; с. Семеновское, ул. Коммуны; с. Семеновское, ул. Молодежная; с. Семеновское, проезд к мастерской; с. Семеновское, проезд на ул. Молодежная; с. Семеновское, проезд на ул. Коммуны; улично-дорожная сеть д. Татары; улично-дорожная сеть д. Огарковы; улично-дорожная сеть д. Зубари; улично-дорожная сеть д. Зайцы; улично-дорожная сеть д. Макарьевцы; улично-дорожная сеть д. Колобощики; улично-дорожная сеть д. Окатово; улично-дорожная сеть д. Коврижные; улично-дорожная сеть д. Смородиновская; улично-дорожная сеть д. Новая Указна; улично-дорожная сеть д. Васенево; д. Михненки, ул. Дружбы; д. Михненки, ул. Первомайская; д. Михненки, пер. 8 Марта; д. Михненки пер. Октябрьский; д. Михненки, ул. Тупиковская; улично-дорожная сеть д. Протасы; улично-дорожная сеть д. Колбины; улично-дорожная сеть д. Левинская; улично-дорожная сеть д. Шмоны; улично-дорожная сеть д. Полянская; улично-дорожная сеть д. Немченята; улично-дорожная сеть д. Блины; улично-дорожная сеть д. Созиновы; улично-дорожная сеть пос. Заводской; д. Красава, ул. Пенькина; д. Красава, ул. Мира; д. Красава, ул. Южная; улично-дорожная сеть д. Шабалинцы; пгт. Ленинское, пер. Красноармейский; пгт. Ленинское, ул. Молодой Гвардии; пгт. Ленинское, ул. Герцена; пгт. Ленинское, ул. Кольцевая; пгт. Ленинское, ул. Кирова; пгт. Ленинское, ул. Чкалова; пгт. Ленинское, ул. Первомайская; пгт. Ленинское, ул. Луговая; пгт. Ленинское, ул. Калинина; пгт. Ленинское, ул. Свободы; пгт. Ленинское, ул. Заречная; пгт. Ленинское, ул. Труда; пгт. Ленинское, ул. Октябрьская; пгт. Ленинское, ул. Фестивальная; пгт. Ленинское, ул. Восточная; пгт. Ленинское, ул. Солнечная; пгт. Ленинское, пер. Суворова, пгт. Ленинское, ул. Куйбышева; пгт. Ленинское, пер. Мира; пгт. Ленинское, проезд с ул. Гагарина до ул. Н.Шумихиной; пгт. Ленинское, проезд с ул. Калинина до ул. Советская; пгт. Ленинское, ул. Березовая; пгт. Ленинское, ул. Олюнинская.

В судебном заседании заместитель прокурора Шабалинского района Игошин С.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просил их удовлетворить, при этом установить срок для исполнения решения суда до 31.10.2022.

Представитель муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования прокурора признал, указал, что на разработку проекта необходимы денежные средства, цена которых на сегодняшний день составляет 160000 рублей. Просит учесть, что разработка проекта организации дорожного движения является комплексным решением и требует значительных временных и финансовых затрат, поэтому просит установить срок исполнения решения суда до 31.10.2022.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, проведенной прокуратурой Шабалинского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации Ленинского городского Шабалинского района, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме обеспечивается безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 года №257-ФЗ, содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а так же по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с решением Ленинской городской Думы Шабалинского района Кировской области от 29.04.2021 №43/269 «О внесении изменений в решение Ленинской городской Думы №6/47 от 14.02.2018» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области.

Статьей 18 ч.1 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию: с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их; с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления (ст.18 ч.ч.4,9 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» министерством транспорта РФ издан приказ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (ред. от 12.08.2020).

В соответствии с п.1 раздела I «Общие положения» Приказа классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.

Как следует из п.п.1 п.9 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа к прочим работам по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Шабалинского района было установлено, что на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области администрацией поселения в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует проект организации дорожного движения, а также муниципальные контракты на проведение указанных работ.

Судом и в ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией муниципального образования в течение длительного времени не принимаются меры по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, необходимо изготовление новых достоверных проектов организации дорожного движения с привлечением специализированных организаций.

По информации начальника МО МВД России «Котельничский», на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района имеется дислокация технических средств регулирования дорожного движения (дорожных знаков и разметки) от 10.11.2009 года.

Статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусматривает, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В соответствии с п.13 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетентности самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

По информации МО МВД России «Котельничский» (отделение ГИБДД) в 2020 году на территории Шабалинского района произошло 96 (АППГ - 79), в которых 2 человека погибло (АППГ-0), 24 человека получили травмы (в 2019 году – 11), в 2020 произошло 3 ДТП с пешеходами (в 2019 году-0).

Таким образом, имеет место рост общего количества дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших в ДТП, в том числе, несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах неисполнение муниципальным образованием «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области своих обязанностей по организации безопасного дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может привести к дорожно-транспортным происшествиям всех участников дорожного движения, не обеспечивает предусмотренные действующим законодательством гарантии прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств опровергающих доводы истца.

Из указанного следует, что администрация Ленинского городского поселения обязана устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

Суд принимает во внимание доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, о необходимости предоставления дополнительного времени и установления срока для исполнения требований прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения до 31.10.2022, так как разработка проекта организации дорожного движения является комплексным решением и требует значительных временных и финансовых затрат.

С учетом представленных материалов, суд считает необходимым установить срок для исполнения требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения до 31.10.2022.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области», подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области принять меры по разработке проекта организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области, за исключением автодорог: д. Буторинская, ул. Мира; д. Луни, ул. Садовая; д. Луни, ул. Молодежная; д. Луни, ул. Полевая; улично-дорожная сеть д. Кокоулята; улично-дорожная сеть д. Робяши; улично-дорожная сеть д. Ваньки; с. Семеновское, ул. Свободы; с. Семеновское, ул. Коммуны; с. Семеновское, ул. Молодежная; с. Семеновское, проезд к мастерской; с. Семеновское, проезд на ул. Молодежная; с. Семеновское, проезд на ул. Коммуны; улично-дорожная сеть д. Татары; улично-дорожная сеть д. Огарковы; улично-дорожная сеть д. Зубари; улично-дорожная сеть д. Зайцы; улично-дорожная сеть д. Макарьевцы; улично-дорожная сеть д. Колобощики; улично-дорожная сеть д. Окатово; улично-дорожная сеть д. Коврижные; улично-дорожная сеть д. Смородиновская; улично-дорожная сеть д. Новая Указна; улично-дорожная сеть д. Васенево; д. Михненки, ул. Дружбы; д. Михненки, ул. Первомайская; д. Михненки, пер. 8 Марта; д. Михненки; пер. Октябрьский; д. Михненки, ул. Тупиковская; улично-дорожная сеть д. Протасы; улично-дорожная сеть д. Колбины; улично-дорожная сеть д. Левинская; улично-дорожная сеть д. Шмоны; улично-дорожная сеть д. Полянская; улично-дорожная сеть д. Немченята; улично-дорожная сеть д. Блины; улично-дорожная сеть д. Созиновы; улично-дорожная сеть пос. Заводской; д. Красава, ул. Пенькина; д. Красава, ул. Мира; д. Красава, ул. Южная; улично-дорожная сеть д. Шабалинцы; пгт. Ленинское, пер. Красноармейский; пгт. Ленинское, ул. Молодой Гвардии; пгт. Ленинское, ул. Герцена; пгт. Ленинское, ул. Кольцевая; пгт. Ленинское, ул. Кирова; пгт. Ленинское, ул. Чкалова; пгт. Ленинское, ул. Первомайская; пгт. Ленинское, ул. Луговая; пгт. Ленинское, ул. Калинина; пгт. Ленинское, ул. Свободы; пгт. Ленинское, ул. Заречная; пгт. Ленинское, ул. Труда; пгт. Ленинское, ул. Октябрьская; пгт. Ленинское, ул. Фестивальная; пгт. Ленинское, ул. Восточная; пгт. Ленинское, ул. Солнечная; пгт. Ленинское, пер. Суворова, пгт. Ленинское, ул. Куйбышева; пгт. Ленинское, пер. Мира; пгт. Ленинское, проезд с ул. Гагарина до ул.Н. Шумихиной; пгт. Ленинское, проезд с ул. Калинина до ул. Советская; пгт. Ленинское, ул. Березовая; пгт. Ленинское, ул. Олюнинская в срок до 31.10.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года.

С у д ь я : П.В. Олин

Решение27.08.2021