ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2022 от 05.04.2022 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-107/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард 05 апреля 2022 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего Поздняковой М.И.,

при помощнике судьи Семикиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, расположенные от тепловой камеры 1 УТ-18.1 до границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Салехард, мкр. Теремки, , обязать организовать содержать и обслуживать указанные сети. В обоснование требований указано, что он является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу:. г.Салехард, мкр. Теремки, . К принадлежащему ему дому подведены инженерные сети тепло-водоснабжения от тепловой камеры 1 УТ – 18.1, собственность на которые не зарегистрирована, в силу в соответствии со ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйными. Ответчиком на его обращение дан ответ, что указанные сети находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности потребителей, их совместном пользовании.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, указал, что просит признать спорные инженерные сети бесхозяйными, передать их в собственность администрации МО г. Салехард.

Ответчик Администрация МО г. Салехард требования не признала, полагает, что собственником указанных сетей являются собственники земельных участков, по территории которого проходят инженерные сети.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, АО «Салехардэнерго», Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард, возражали против удовлетворения исковых требований

Представитель АО «Салехардэнерго» ФИО2 в ходе судебного заседания и письменных возражениях указал, что ФИО7, являющемуся собственником земельных участков, расположенных по адресу: г. Салехард, мкр. Теремки, участок 1 строение 5, участок 2 строение 2, участок 2 строение 1, были выданы технические условия на перекладку сетей тепло-водоснабжения от камеры 1УТ-10 до 1УТ-13.1 с Т1Т2 – 108 мм на Т1Т2-159 мм, от 1УТ-13.1 до 1УТ-19 с Т1Т2-89 мм на Т1Т20108 мм. Позднее камера 1УТ-19 с 2011 переименована на 1УТ-18.1 с связи с модернизацией сетей. Из гарантийных обязательств собственников домов микрорайона Теремки г. Салехард, указанные лица за свой счет построили сети ТВС с подключением от точки УТ-10 и обратились в АО «Салехардэнерго» с гарантией выполнить перекладку указанных сетей. Участок сети ТВС от 1УТ-10 до 1УТ-18.1 находится на обслуживании и в зоне ответственности АО «Салехардэнего». Зоной разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сетей ТВС между АО «Салехардэнерго» и жилыми домами , ,, , , , по адресу: мкр. Теремки является точка подключения 1УТ -18.1.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, ФИО4, ФИО8, ФИО9-к., ФИО10-о., ФИО11, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО3, ФИО7 в судбеное заседание не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Салехард, мкр. Теремки, земельный участок , с 02.04.2019 и расположенного на нем жилого дома. Согласно выписки из ЕГРН установлено ограничение прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ на основании плана границ зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоны) «Сооружение: распределительный газопровод низкого давления.

По заключению эксперта установлено местоположение сооружения «сети водо-теплоснабжения, проходящей от камеры 1 УТ -18.1 до жилого мкр Теремки в г. Салехарде»: в пределах границ земельных участков , , , , , , , , , , , , общей протяженностью 292, 94 метра.

На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации по своим техническим характеристикам участок теплосетей относится к недвижимому имуществу.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

На основании подпунктов 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21 апреля 2016 года N 41899) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ФИО7 как заказчику на основании заявления от 25 апреля 2005 года, 13 мая 2005 года МП «Салехардэнерго» выданы технические условия на теплоснабжение и водоснабжение жилого дома участок 1 строение 5 мкр. Теремки, от существующей котельной путем подключения врезкой теплофикационным сетям в существующем колодце 1УТ-19 незавершенного строительством объекта.

Акт разграничения эксплуатационной ответственности сетей теполводоснабжения подписан между ФИО7 (жилой дом участок строение 1 , участок строение 2, участок 1 строение 5 мкр. «Теремки» в 2006 году, дата подписания отсутсвует. сонвмежду Администрацией МО г. Салехард (арендодатель) и ФИО6 на основании протокола о результатах аукциона по продаже прав на заключение договора аренды и определению победителя аукциона от 03.03.2021 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 603 кв.м., сроком с 03.03.2021 по 02.03.2031 для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ЯНАО, <...>.

Согласно гарантийному обязательству собственников участков мкр. Теремки, указанные лица гарантируют выполнить перекладку сетей ТВС от камеры 1УТ-10 до 1УТ-3.1 с трубы диаметром 108 мм на трубу диаметром 159 мм, согласно техническим условиям в срок до .

Таким образом, указанное гарантийное обязательство не устанавливает обязанность собственников земельных участков мкр. Теремки осуществлять содержание и обслуживание указанных инженерных сетей. Кроме того, истцом данное обязательство не подписывалось.

Разрешение на ввод указанных сетей тепло-водоснабжения ФИО7 не получено, право собственности на них им не зарегистрировано, в собственность ФИО1 они также не передавались, в муниципальной и федеральной собственности они не находятся.

Таким образом, установлено, и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что АО «Салехардэнрго» фактически использует спорные инженерные сети, при этом на балансе предприятия данные участки не находятся, инвентарные номера им не присвоены. Указанные тепловые сети не имеют собственника, однако по указанным сетям осуществляется подача тепла в жилые дома и общественные здания.

Тепловые сети относятся к категории опасных производственных объектов и должны соответствовать всем требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Поскольку названные участки тепловой сетей являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния участка тепловой сети не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По своим техническим характеристикам спорные объекты относятся к линейным сооружениям. Исходя из назначения данных объектов, учитывая их техническую неразрывную связь с землей и недвижимыми объектами, спорные объекты фактически являются составной частью сети теплоснабжения. При перемещении данных объектов в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи с чем следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.

Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).

Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, участки тепловых сетей не являются единым недвижимым комплексом, расположены на различных земельных участках и не являются единым имущественным комплексом в понимании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тепловые сети относятся к категории опасных производственных объектов и должны соответствовать всем требованиям, установленным федеральным законом №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Суд, исходит из того, что поскольку названные участки сетей тепловодоснабжения являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния участка тепловой сети не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, суд считает необходимым обязать администрацию МО г. Салехард принять в собственность бесхозяйные сети водо-теплоснабжения, проходящие от камеры 1 УТ -18.1 до жилого дома № 77 мкр Теремки в г. Салехарде, общей протяженностью 292, 94 метра, обязать администрацию организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования город Салехард принять в собственность бесхозяйные сети водо-теплоснабжения, проходящие от камеры 1 УТ -18.1 до жилого дома № мкр Теремки в г. Салехарде, общей протяженностью 292, 94 метра, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения до даты регистрации права собственности указанный объект.

Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.

Председательствующий М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме вынесено 12 апреля 2022 года.