ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2022 от 08.02.2022 Грачевского районного суда (Ставропольский край)

26RS0-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 08 февраля 2022 года

Грачевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щербинин И.А.

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес>ФИО4, представителя ответчика администрации Грачевского муниципального округа <адрес>ФИО3, представителя ответчика Управления образования администрации Грачевского муниципального округа <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации Грачевского муниципального округа <адрес>, Управлению образования Администрации Грачевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Грачёвского района <адрес> действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обратился в Грачевский районный суд <адрес> с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации Грачевского муниципального округа <адрес>, Управлению образования Администрации Грачевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения образовательными дошкольными учреждениями Грачевского муниципального округа требований соблюдения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной проверки установлено, что образовательным учреждением не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением образовательным учреждением не установлен. Соответствующие нормативные акты образовательным учреждением не разработаны. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ директору МКОУ СОШ внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и частично удовлетворено, так как допущенные нарушения устранить не представилось возможным, в связи с отсутствием у образовательного учреждения денежных средств на указанные цели. Просит обязать управление образования Грачевского муниципального округа, администрацию Грачевского муниципального округа <адрес> в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на создание резервов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязать МКОУ СОШ <адрес> течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатуру и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением. Обязать МКОУ СОШ <адрес> течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании старший помощник прокурора Грачёвского района <адрес>ФИО4, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика МКОУ СОШ <адрес> не явился. О месте и времени проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствии.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Грачевского муниципального округа <адрес>ФИО3 (доверенность), просила вынести решение на усмотрение суда, также пояснила, что исполнение требований прокуратуры, возможно только по мере поступления финансирования.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования администрации Грачевского муниципального округа <адрес>ФИО5 (доверенность), просила вынести решение на усмотрение суда, исполнение требований прокуратуры, возможно после выделения денежных средств.

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Исходя из системного толкования норм Положения и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» образовательная организация, являющаяся самостоятельным юридическим лицом - некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.

В соответствие с п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 68-ФЗ основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии и с п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федеральный закон № 273-ФЗ, образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Не выполнение образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б», «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы, что недопустимо.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 8 Устава Грачевского муниципального округа, принятым решением Совета Грачевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения администрации Грачевского муниципального округа относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, в том числе, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, а также составление проекта бюджета Грачевского муниципального округа и его исполнение.

В соответствии с положениями п. 3.6.3 Положения об Управлении образования администрации Грачевского муниципального округа <адрес>, утвержденного решением Совета Грачевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
(далее - Положение), к основным задачам и функциям Управления образования администрации Грачевского муниципального округа относится, Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 3.1.1 Положения Управление образования администрации Грачевского муниципального округа выступает главным распорядителем и получателем средств муниципального бюджета, предусмотренных на содержание Управления образования и реализацию возложенных функций.

Согласно ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В судебном заседании установлено, что по итогам проведенной проверки прокуратурой <адрес> установлено, что образовательным учреждением не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора <адрес> действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации Грачевского муниципального округа <адрес>, Управлению образования Администрации Грачевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить в полном объеме.

Обязать управление образования Грачевского муниципального округа, администрацию Грачевского муниципального округа <адрес> в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на создание резервов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязать МКОУ СОШ <адрес> течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатуру и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением.

Обязать МКОУ СОШ <адрес> течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд через Грачёвский районный суд.

Судья: И.А. Щербинин

Подлинник решения подшит в материалах дела года

Дело хранится в Грачёвском районном суде СК