ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2022 от 08.06.2022 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-107/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнереченск 8 июня 2022 г.

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи И. А. Тур, при ведении протокола помощником судьи О. А. Арзамасовой, с участием представителя истца В. А. Долчанина, представителя ответчика Е. В. Кириенко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роминского С.И. к КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности по установке общедомового прибора учёта тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л:

С. И. Роминский обратился в суд с иском к КГУП «Примтеплоэнерго», директору ООО «Жилищная компания» ФИО4, главе администрации Дальнереченского городского округа <адрес>ФИО3, с учётом изменения и дополнения требований (л. д. 110) просил: признать недействующим акт обследования б/н от ДД.ММ.ГГГГ на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) прибора учёта; признать незаконным бездействие главы администрации Дальнереченского городского округа по организации и проведению совещания по вопросу установки общедомового прибора учёта тепла в <адрес> в <адрес>; признать незаконным действие директора ООО «Жилищная компания» по созданию препятствий для членов комиссии ФИО1, ФИО2 в подписании акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) прибора учёта от ДД.ММ.ГГГГ; обязать главу Дальнереченского городского округа принять правовой акт о назначении членов комиссии для участия в совместном с КГУП «Примтеплоэнерго» обследования многоквартирных домов в <адрес> на предмет установления технической возможности установки приборов учёта тепла; обязать КГУП «Примтеплоэнерго» на основании акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учёта тепла от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу установить в <адрес> в <адрес> общедомовой прибор учёта тепла.

Впоследствии истец требования изменил, исключив из числа ответчиков директора ООО «Жилищная компания» ФИО4 и главу Дальнереченского городского округа ФИО3. Просил: признать недействующим акт обследования б/н от ДД.ММ.ГГГГ на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) прибора учёта, в котором указано место установки прибора учёта – техническое подполье, так как акт не содержит включённого в его форму Приказом МС и ЖКХ РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр пункта 9, предусматривающего обязанность указания конкретного перечня организационно-технических мероприятий и лица, ответственного за их выполнение в случае, если в результате обследования будет установлено отсутствие технической возможности установки ОПУ тепла; обязать КГУП «Примтеплоэнерго» на основании акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учёта тепла от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу установить в <адрес> в <адрес> общедомовой прибор учёта тепла, в определённом этим актом месте, отвечающим всем требованиям и критериям, предъявляемым к месту установки прибора учёта тепла – на стене под лестничным маршем, ведущим на второй этаж дома. Указал, что ответчик, ссылаясь на акт от ДД.ММ.ГГГГ, уклоняется от выполнения установленной Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ обязанности по установке общедомового прибора учёта тепла, которую должен был выполнить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не исполнили эту обязанность, чем нарушает его законные интересы, заключающиеся в оплате тепловой энергии не за фактический объём потребления по показаниям прибора учёта, а по нормативам потребления. Считает, что поскольку при обследовании изучение проектных характеристик многоквартирного дома на предмет возможности установить в доме по <адрес> ОПУ тепла не проводилось, вывод в акте от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии технической возможности установки прибора учёта тепла в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем не обоснован. Необходимость проведения капитального ремонта внутридомовой системы отопления в доме не является критерием отсутствия технической возможности установки прибора учёта тепла без взаимосвязи с проектными характеристиками. Указанные в акте критерии отсутствия технической возможности установки прибора не соответствуют требованиям Приказа № 485/пр, так как не конкретизированы. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было проведено обследование дома по <адрес> и установлена техническая возможность установки прибора учёта, однако участвовавший в обследовании представитель КГУП «Примтеплоэнерго» с выводами акта не согласилась. КГУП «Примтеплоэнерго» акт от ДД.ММ.ГГГГ для выполнения своей обязанности по установке прибора учёта не использует.

Ответчик в письменных возражениях с требованиями не согласен, просит в иске отказать полностью. По мнению ответчика, акт от ДД.ММ.ГГГГ ненормативным актом не является, а лишь фиксирует полученные в ходе проверки сведения, поэтому предметом самостоятельного оспаривания быть не может. Ответчик указывает, что акт от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применён в качестве основания для установки общедомового прибора учёта тепла, так как в нём в нарушение Приказа Минстроя России от 28 августа 2020 г. № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения» в пункте 9 не указан конкретный перечень организационно-технический мероприятий, выполнение которых необходимо для установки прибора учёта, и лицо, ответственное за их выполнение. Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в пункте 10 отразила особое мнение об отсутствии технической возможности установки прибора учёта тепла в жилом <адрес> в <адрес>. В акте отсутствуют подписи иных участников обследования. Со ссылкой на положения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ Минстроя России от 29 августа 2020 г. № 485/пр, ответчик указывает, что на него как ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по учёту поставляемого им ресурса, поэтому именно эта организация определяет техническую возможность установки прибора учёта тепла и правомочна делать вывод о необходимости проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем. Актом от ДД.ММ.ГГГГ с участием обслуживающей компании ООО «Жилищная компания» выявлена техническая невозможность установки коллективного (общедомового) прибора в техническом подполье ввиду необходимости проведения реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>. В месте для установки прибора не обеспечены условия для эксплуатации прибора, установлено неудовлетворительное состояние оборудования теплового пункта. В нарушение положений п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» решение об установке общедомового прибора учёта собранием собственников помещений в доме по <адрес> не принималось.

Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участие его представителя.

В ходе судебного заседания представитель истца пояснил, что КГУП «Примтеплоэнерго» незаконно и необоснованно не принимает меры к установлению прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном адресу <адрес>. Просит обязать установить прибор учета тепловой энергии под лестничным маршем на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на наличие технической возможности установки приборы учёта, а акт от ДД.ММ.ГГГГ признать недействительным. Считает, что акт от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку он заполнен настолько, насколько требует его форма, а указание в нём конкретного места установки прибора учёта не требуется. При составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ место под лестничным маршем специально не обследовалось. Решение общего собрания об установке прибора учёта не требуется, обязанность для КГУП «Примтеплоэнерго» по установке прибора учёта является безусловной, а средства, затраченные на покупку и установку прибора учёта, ответчик вправе взыскать с собственников помещений в МКД в судебном порядке.

Представитель ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» Е. В. с требованиями не согласна, просит в иске отказать по доводам письменных возражений. Не отрицая установленной законом обязанности исполнителя коммунальных услуг по установке общедомового прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, указала, что обязанность по подготовке места установки прибора принадлежит собственникам помещений в МКД. Необходимо проектное решение, должны быть определены критерии возможности (невозможности) установки прибора, которые перечислены в акте от ДД.ММ.ГГГГ и полностью отсутствуют в акте от ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого, установка прибора учёта возможна после принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку прибора учёта в плату за содержание жилого помещения. Такое решение собственниками помещений в доме по <адрес> в <адрес> не принималось, истец действует единолично от своего имени.

Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

По существу требования истца сводятся к необходимости возложения на ответчика обязанности по установке прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном жилом доме в любом удобном для этого месте, поскольку актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована техническая возможность установки прибора.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилых помещений площадью 113,3 кв. м по адресу: <адрес>.

В обоснование требований истец указал, что ответчиком не исполнена обязанность, закрепленная в Законе № 261-ФЗ, по оснащению МКД общедомовым (коллективным) прибором учёта тепловой энергии.

Истцом совместно с представителем ответчика в целях исполнения обязанности по оснащению МКД общедомовым прибором учёта в 2021 г. дважды было проведено обследования дома расположенного по адресу <адрес> на предмет наличия (отсутствия) соответствующей технической возможности.

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ было установлено отсутствие технической возможности установки общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии в подвальном помещении <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Приказа Минстроя РФ от 28 августа 2020 г № 485/пр.

В акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ в качестве критериев отсутствия технической возможности указано: требуется реконструкция, капитальный ремонт существующих внутридомовых инженерных систем; в месте, подлежащем установке, не обеспечены условия эксплуатации прибора учёта тепловой энергии; неудовлетворительное техническое состояние оборудования ТП, трубопроводов.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учёта от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Стройэнергосервис», согласно которому техническая возможность установки прибора учёта имеется, при этом сведения об обследовании предполагаемого места установки прибора учёта тепловой энергии в акте не отражены. Участвующая в обследовании представитель КГУП «Примтеплоэнерго» с актом не согласилась, указав, что техническая возможность установки прибора учёта в жилом доме по <адрес> отсутствует.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон № 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

До 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

Пунктом 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учёта используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путём организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В силу части 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

В силу подпункта «с» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

Приказом Минстроя РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр, действующим с 26 сентября 2020 г., утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта; форма акта обследования на предмет определения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта; порядок заполнения акта.

В соответствии с Приказом техническая возможность установки прибора учёта соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учёта соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учёта в границах места установки таких приборов учёта и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учёта соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учёта соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учёта соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учёта соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Обязанность для ресурсоснабжающей организации установить в МКД прибор учёта не является безусловной, поскольку зависит от действий собственников помещений в МКД.

Необходимость подготовки технической возможности установки прибора учёта, законом возложена на собственников помещений в многоквартирном жилом доме, которые также обязаны принять решение о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения,

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ выявлена техническая невозможность установки коллективного (общедомового) прибора учёта в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. В месте, подлежащем установке прибора учёта не обеспечены условия для его эксплуатации, установлено неудовлетворительное состояние оборудования теплового пункта.

Истец доказательств того, что в указанном в акте от ДД.ММ.ГГГГ (помещение подвала), созданы условия и имеется техническая возможность установки прибора учёта, выполнены указанные в акте критерии для устранения препятствий, не представил.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ возможное место установки прибора учёта не указано, в нём отсутствуют сведения, на основании которых сделан вывод о технической возможности установки прибора учёта.

Доказательств возможности установки прибора учёта на стене под лестничным маршем, ведущим на второй этаж дома, истцом не представлено.

Кроме того, препятствием к установке прибора учёта является отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД об установке прибора учёта с разрешением вопроса о включении расходов на его приобретение и установку в плату за содержание жилого помещения.

При недоказанности обстоятельств, на которые ссылается сторона истца в настоящем споре, отсутствуют основания к удовлетворению заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать полностью в удовлетворении требований Роминского С.И. к КГУП «Примтеплоэнерго» об оспаривании акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учёта от ДД.ММ.ГГГГ и об установке общедомового прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на основании акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учёта от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И. А. Тур