ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2022 от 11.02.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-107/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 11 февраля 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Власенко О.В.,

при секретаре Кузмичевой Г.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченных к материальной помощи, а также к компенсационной и стимулирующей выплате по итогам работы в 2020 году, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 первоначально обратилась в суд с указанным иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Отделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» (далее – ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области») и отделению вневедомственной охраны по Ольскому району – филиалу ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» (далее – ОВО по Ольскому району), указывая в обоснование заявленных требований, что в нарушение локальных нормативных актов по итогам работы 2020 года компенсационная и стимулирующая выплата была произведена без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, также как и материальная помощь, оказанная истцу в августе 2021 года при уходе в очередной отпуск. Просила районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченные к компенсационной и стимулирующей выплате по итогам работы в 2020 году в размере 150000 руб. взыскать с ответчика ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области», районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченные к материальной помощи в размере 27273 руб. взыскать с ответчика ОВО по Ольскому району, а также взыскать с указанного ответчика причиненный неправомерными действиями моральный вред, который оценила в сумме 5000 руб.

В представленном отзыве ответчик ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» против удовлетворения исковых требований возражал, указывая, что стимулирующая выплата по итогам работы в 2020 году выплачена истцу уже с учетом районного коэффициента и северных надбавок за счет средств экономии заработной платы на основании Приказа от 25.12.2020 № 156. В целях исключения двойного их начисления в приказе указано «без учета районного коэффициента и северных надбавок».

Относительно начисления районного коэффициента и северных надбавок на материальную помощь указал, что указанная выплата не относится к заработной плате, так как производится не за результаты труда, а по иным основаниям. Полагает, что приказ Росгвардии от 09.12.2019 № 398 определяет лишь порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала ВНГ, а не порядок начисления коэффициентов и надбавок, которые не включаются в состав заработной платы, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению общие условия начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, которые установлены трудовым законодательством.

В отсутствие иного нормативного регулирования, ссылается на п.1 постановления Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», в соответствии с которым процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и районный коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Также в обоснование своей позиции приводит разъяснение, содержащееся в пункте 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 о том, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда. Из приведенных нормативных положений делает вывод о том, что материальная помощь, несмотря на ее существование в рамках трудовых правоотношений, не является составной частью заработной платы, ее выплата не зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, следователь северные надбавки и районный коэффициент на нее не начисляются.

В подтверждение своей позиции приводит информационную справку финансово-экономического департамента Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 12.05.2020 № 26/120, в которой дано разъяснение о том, что материальная помощь, ежегодно оказываемая работникам в соответствии с приказом № 398, не зависит от конкретных результатов труда, не относится к выплатам компенсационного и стимулирующего характера и является дополнительной мерой поддержки, в связи с чем начисление районных коэффициентов на материальную помощь не производится.

Относительно требований о компенсации морального вреда, ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении от 20.12.1994 № 10 полагает, что истец не доказала обоснованность требований в этой части, не представив подтверждающих документов.

В судебном заседании с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика ОВО по Ольскому району на ответчика ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области».

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что впервые разовая премия по итогам года была произведена без учета районного коэффициента и надбавок за 2020 год. В предыдущие годы размер премии указывался без районного коэффициента и надбавок, и бухгалтера на местах уже сами их насчитывали, так как у гражданского персонала на любую выплату начисляется районный коэффициент и северная надбавка, Полагая, что приказ издан некорректно, истец, как бухгалтер, звонила ответчику и просила приказ переделать, однако этого сделано не было. Относительно начисления коэффициента и надбавок на материальную помощь пояснила, что эта выплата является обязательной, а не социальной, и производится из фонда оплаты труда, следовательно, на материальную помощь также должны начисляться районный коэффициент и северная надбавка. В части обоснования требования о компенсации морального вреда пояснила о том, что, нравственные страдания для нее заключаются невозможностью доказать свою правоту руководству, что влияет на нервную систему, а также несвоевременной выплатой причитающегося ей заработка.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы ранее представленного отзыва, указав, что на премию по итогам 2020 года правами руководителя сразу были начислены районный коэффициент и северная надбавка, о чем представила соответствующий расчет. Относительно требования о компенсации морального вреда полагала его размер завышенным.

Выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что истец состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком в должности главного бухгалтера в отделении вневедомственной охраны по Ольскому району – филиале ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области».

По итогам работы 2020 года ответчику на основании приказа руководителя от 25.12.2020 № 156 произведена стимулирующая и компенсационная выплата в размере 100000 рублей.

В августе 2021 года истцу выплачена материальная помощь в связи с уходом в отпуск в размере 18182 руб.

В соответствии с положениями ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.315 ТК РФ).

На основании положений ст.316 ТК РФ, ст.10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.

До принятия Правительством РФ соответствующего нормативного правового акта продолжает применяться установленный органами государственной власти бывшего Союза ССР порядок предоставления районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера (ч.1 ст.423 ТК РФ).

В соответствии с п.1 разъяснений Минтруда России от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.

Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.

В силу положений ст.8 ТК РФ работодатели наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Из содержания заключенного с истцом трудового договора следует, что истцу установлен должностной оклад, к которому за выполнение служебных обязанностей устанавливаются компенсационные выплаты (доплаты, надбавки), предусмотренные действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором, а также премии и выплаты стимулирующего характера. Компенсационные выплаты, премии и выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

При разрешении настоящего спора, то есть спора работника и работодателя по поводу необходимости начисления к дополнительному материальному стимулированию районного коэффициента и северной надбавки необходимо установить обусловлена ли данная выплата системой оплаты труда и носит ли она разовый поощрительный характер.

Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии РФ утверждены Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 09.12.2019 № 398 (далее – приказ № 398).

В соответствии с приложением № 3 к приказу № 398 гражданскому персоналу установлены, в числе прочих, выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями в виде надбавок, доплат к окладам (п.п.4.2,). За работу в районах Крайнего Севера устанавливаются районный коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах (п.11).

В соответствии с приложением № 4 к приказу № 398 гражданскому персоналу установлены выплаты стимулирующего характера, к числу которых относятся премиальные выплаты по итогам года (п.п.2, 3). Выплаты стимулирующего характера устанавливаются приказами руководителя, в которых указывается наименование каждой выплаты, ее размер, а также период, на который она устанавливается, но не более, чем на один год (за исключением единовременных выплат). Премиальные выплаты по итогам работы устанавливаются ежемесячно, а также по отдельным решениям руководителя – при наличии экономии фонда оплаты труда и в пределах доведенных на оплату труда лимитов бюджетных обязательств (п.27).

Фонд оплаты труда организации войск национальной гвардии формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 17 окладов; ежемесячных надбавок за непрерывный стаж (выслугу лет) исходя из фактически сложившихся размеров этой выплаты в организации войск национальной гвардии (за исключением вакантных должностей); премий по результатам работы в размере 3 окладов; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере 2 окладов; надбавки к окладу за обеспечение качества и объема оказываемых организацией услуг (работ) в размере, определяемом директором, дифференцируемом в зависимости от осуществляемой организацией войск национальной гвардии деятельности и места ее дислокации; иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных для гражданского персонала настоящим приказом, исходя из фактически сложившихся размеров; материальной помощи в размере 2 окладов. Фонд оплаты труда формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (п.п.7, 8 приложения № 5 к приказу № 398).

Руководители направляют денежные средства на выплату окладов, компенсационных и стимулирующих выплат в пределах утвержденных фондов оплаты труда и доведенных лимитов бюджетных обязательств (п.14 приложения № 5 к приказу № 398).

Из фонда оплаты труда работнику один раз в календарном году, как правило, при предоставлении ему ежегодного основного оплачиваемого отпуска или его части, на основании его заявления по решению руководителя выплачивается материальная помощь в размере двух окладов (п.17 приложения № 5 к приказу № 398).

Приказом ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны управления министерства внутренних дел РФ по Магаданской области» от 23.12.2014 № 184 утверждено положение о премировании гражданского персонала.

Указанным положением установлена дополнительная разовая премия по итогам календарного года (годовая премия), выплачиваемая ежегодно за счет экономии средств фонда заработной платы на основании приказа руководителя (раздел 5).

Вышеприведенные нормы правовых актов свидетельствуют о том, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое за счет экономии фонда оплаты труда, не входит в систему оплаты труда, установленную законом и локальными актами работодателя, носит разовый характер и не является гарантированной, поскольку производится только при условии экономии фонда оплаты труда, который формируется уже с учетом установленных законодательством коэффициентов и надбавок (п.8 приложения № 5 к приказу № 398), а потому на него не подлежит начислению районный коэффициент и северная надбавка.

При этом суд учитывает и то обстоятельство, что согласно пояснениям сторон, размер выплат по итогам года, производимых истцу за время работы в отделении вневедомственной охраны по Ольскому району – филиале ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» не имел постоянного значения, в то время как для составных частей заработной платы характерна постоянная величина их размеров.

Тот факт, что в период работы истца данная выплата производилась каждый год, не может безусловно свидетельствовать о ее постоянном характере, поскольку как следует из пояснения представителя ответчика, премия по итогам 2020 года была выплачена за счет сформированной экономии фонда оплаты труда, рассчитанного с учетом районного коэффициента и северной надбавки, то есть данные компенсационные выплаты уже были заложены в стимулирующую выплату по итогам года.

Разрешая вопрос о правомерности требований истца в части взыскания районного коэффициента и северной надбавки к материальной помощи, суд, на основании нормативных положений действующего трудового законодательства и локальных актов работодателя приходит к выводу о том, что материальная помощь, учитываемая при формировании фонда оплаты труда, входит в систему оплаты труда, поскольку, является постоянной выплатой, носит обязательный и гарантированный характер.

Поскольку фонд оплаты труда формируется с учетом размера районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера при выплате истцу материальной помощи подлежит начислению районный коэффициент (70%) и имевшиеся у нее процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (80%).

Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию с ответчика суммы недоплаченных к материальной помощи районного коэффициента и процентной надбавки, суд, изучив представленный истцом расчет, находит его арифметически верным, в связи с чем полагает требования истца в этой части подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.

В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку факт нарушения трудовых прав истца невыплатой заработной платы нашел подтверждение в судебном заседании, суд правомерно взыскал компенсацию морального вреда. При этом не требуется устанавливать причинение работнику физических или нравственных страданий, поскольку закон связывает право работника на компенсацию морального вреда с неправомерными действиями работодателя.

С учетом того, что в случае спора размер компенсации морального вреда определяется судом, то суд полагает, что принципам разумности и справедливости будет соответствовать сумма компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден по закону, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку по данному делу ответчик, входящий в состав войск национальной гвардии, обладает статусом государственного органа и, будучи ответчиком по гражданскому делу, в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу взысканию с ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченных к материальной помощи, а также к компенсационной и стимулирующей выплате по итогам работы в 2020 году, взыскании компенсации морального вреда, – удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченных к материальной помощи, выплаченной к основному отпуску, предоставленному в 2021 году, в сумме 27273 руб. 00 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. 00 коп., а всего взыскать 28273 руб. (двадцать восемь тысяч двести семьдесят три) руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, недоплаченных к компенсационной и стимулирующей выплате по итогам работы в 2020 году в сумме 150000 (сто пятьдесят тысяч) руб. 00 коп., – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения – 17 февраля 2022 года.

Судья подпись О.В. Власенко