ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10800/15 от 04.04.2016 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2016 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Андриевского Д.И. при секретаре судебного заседания ФИО10, с участием старшего помощника прокурора комплекса «Байконур» младшего советника юстиции ФИО2 (далее - Прокурор), представителей ответчика Государственного унитарного предприятия благоустройства и коммунальных услуг <адрес>ФИО5 и ФИО4, представителя ответчика Администрации <адрес>ФИО6, специалиста – государственного инспектора безопасности дорожного движения на комплексе «Байконур» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> и Государственному унитарному предприятию благоустройства и коммунальных услуг <адрес> (далее ГУПБ и КУ) об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор комплекса «Байконур» обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ГУПБ и КУ <адрес> об обязании устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, в котором, в окончательной редакции просил суд:

«Обязать, понудить ГУП «Благоустройства и коммунальных услуг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:

1.1 по <адрес>, в районе ГБОУ «СОШ », ГБОУ «СОШ » (<адрес>, д. №, 5 «А»):

- нанести дорожную разметку 1.24.1 (дублирующую дорожный знак 1.23 - дети) в соответствии с требованием п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести дорожную разметку 1.14.1 (пешеходный переход) в соответствии с требованием п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 (пешеходный переход) в соответствии с требованием п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- нанести дорожную разметку 1.14.1 (пешеходный переход) в соответствии с требованием п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить ограждения перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с требованием п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

1.2 по <адрес>, в районе <адрес>:

- искусственную дорожную неровность привести в соответствие с требованиями, установленными разделами 4.6 ГОСТ Р 52605-2006, а также установить её на расстоянии менее 15 метров от пешеходного перехода;

- нанести дорожную разметку 1.25 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004;

1.3 по <адрес>, от <адрес>:

- нанести горизонтальную разметку 1.14.1 (пешеходный переход) в соответствии с требованием п. ДД.ММ.ГГГГФИО11 52289-2004 (в районе <адрес> «А»).

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1 (на всём протяжении участка проезжей части), 1.17 (на остановочных пунктах), 1.25 (на искусственных неровностях), 1.5 (на всём протяжении участка проезжей части), 1.12 (на пересечении <адрес> и <адрес>) в соответствии с требованием ФИО11 52289-2004;

- на инженерном сооружении, проходящем над проезжей частью в районе <адрес> «А», установить дорожный знак 3.13 (ограничение высоты) п. 5.4.10 ГОСТ Р 52289-2004;

- привести состояние бортового камня в соответствии с требованиями п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 1 (на всём протяжении участка проезжей части с левой стороны по ходу движения);

на подъезде к образовательным учреждениям: ГБОУ «СОШ », ГБОУ «СОШ », обустроить пешеходный переход в соответствии с требованиями п. 5.2.25, п. 6.2.27, п. 8.1.27, п. 7.2.18, п. 5.1.17, п. 6.2.29, п. 5.6.25, п. 5.4.22, п. 5.6.24, п. 6.2.20, п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004:

- установить дорожный знак 1.23 (дети);

- нанести дорожную разметку 1.24.1 (знак дети);

- установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода расположенного на участке дороги или улицы проходящей вдоль детского учреждения с обеих сторон на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе;

- установить дорожные знаки 1.23 (дети), 5.19.1 и 5.19.2 (пешеходный переход) на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- установить у границы искусственной дорожной неровности дорожные знаки 5.20 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости 20 км) в сочетании с дорожным знаком 8.2.1 (табличка зона действия);

- установить на пешеходном переходе дорожный знак 5.19.1 (пешеходный переход) на расстоянии не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), установить дорожный знак на дальней границе пешеходного перехода 5.19.2 (пешеходный переход);

- обустроить тротуар в районе <адрес> «А»;

1.4 пересечение <адрес> (в районе Народного Банка Казахстана):

оборудовать пешеходные переходы дорожными знаками, разметкой в соответствии с требованиями п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007:

- нанести дорожную разметку 1.14.1 (пешеходный переход);

- установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт.;

1.5 по <адрес>, в районе ГБОУ «СОШ »:

- на остановочных пунктах общественного транспорта нанести разметку 1.17, установить двусторонний знак 5.16. в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дублирующие дорожные знаки 1.23 (дети) со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 зона действия в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета на знаках 1.23, 5.19.1, 5.19.2 в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода расположенного на участке дороги или улицы проходящей вдоль детского учреждения с обеих сторон на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с требованием п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 у детских учреждений на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004;

1.6 по пр-ту Королёва <адрес>, от КПП-1 до пр-та Абая:

в районе ГБОУ «СОШ » в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004:

- установить дублирующие дорожные знаки 1.23 (дети) со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 зона действия;

- установить дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета на знаках 1.23, 5.19.1, 5.19.2;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений;

- установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода расположенного на участке дороги или улицы проходящей вдоль детского учреждения с обеих сторон на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с требованием п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 у образовательных учреждений на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом;

- перед пересечением с <адрес>: устранить неправильное размещение знаков на одной опоре;

1.7 по пр-ту Королёва <адрес>, от пр-та Абая до КПП-1:

- устранить напротив <адрес> неправильное применение знаков 3.32 и 5.19.1 в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

в р-не ГБОУ «СОШ »:

- привести дорожные ограждения в соответствие в соответствии с требованием п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дорожные знаки 1.23 (дети) со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 - зона действия в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на знаках 1.23, 5.19.1, 5.19.2 в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 у образовательных учреждений на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.

1.8 по <адрес>, от <адрес>:

в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004:

- установить на автобусной остановке двусторонний дорожный знак 5.16 и разметку 1.17 (в районе Таможни РК);

- нанести вертикальную разметку 2.1.3 на всех опорах стационарного уличного освещения;

- привести состояние бортового камня в соответствии с требованиями п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93;

в районе ГБДОУ и ГБОУ «СОШ »:

- обустроить пешеходный переход ограждениями, в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, и знаками 5.19.2, участок дороги обустроить дорожными знаками 1.23 с двух сторон в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- установить основные и дублирующие дорожные знаки с двух сторон 1.23 (дети) – 4 шт., со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 (зона действия) – 2 шт.;

- установить дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на знаках 5.19.1, 5.19.2, 1.23;

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль учреждений в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 и изменениями № 3 вступившими в силу 28.02.2014 г.;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом»;

в районе <адрес>:

- заменить поврежденный (нечитаемый) дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» с требованиями ГОСТ Р 50597-93;

1.9 по <адрес>:

- обустроить на остановке общественного транспорта напротив Детской поликлиники ЦМСЧ ФМБА России в соответствии с ГОСТ Р 52766: посадочную площадку приподнять до 20 см., установить знак 5.16 и разметку 1.11 и 1.17;

в р-не ГБОУ «НШ »:

в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004:

- установить основные и дублирующие дорожные знаки с двух сторон 1.23 (дети) – 3 шт, со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 (зона действия) – 2 шт.;

- установить дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на знаках 1.23, 5.19.1, 5.19.2;

- привести пешеходные ограждения перильного типа (высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) не менее 1,1 м);

- установить светофоры Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 и изменениями № 3 вступившими в силу от 28.02.2014 г.;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 у образовательных учреждений на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом;

на пересечении с <адрес>:

- установить знаки 2.1., 6.16.;

- устранить в районе КПП повреждение стойки с дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;

перед пересечением с <адрес>:

- установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;

1.10 по <адрес>:

- обустроить тротуар в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;

- установить у границы искусственной дорожной неровности дорожные знаки 5.20 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости 20 км), нанести дорожную разметку 1.25 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004;

1.11 по <адрес>:

- установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога» от КПП перед пер. Строительный в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004;

1.12 по <адрес>:

- установить дорожный знак 5.18 «Место стоянки легковых такси» в районе пересечения с ул. Глушко в соответствии с требованиями п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004» (текст изложен в редакции истца).

В обоснование иска указано, что прокуратурой комплекса «Байконур» проведена проверка исполнения ГУПБ и КУ требований законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», связанные с ненадлежащим содержанием улично-дорожной сети и автомобильных дорог, в том числе проходящих вдоль образовательных учреждений <адрес>, в части соблюдения соответствующих государственных правил и стандартов. Так, на дорогах, проходящих вдоль детских образовательных учреждений <адрес> (СОШ , СОШ , СОШ , СОШ СОШ , НОШ , ГБДОУ ) выявлены следующие нарушения: дорожные знаки 1.23 "Дети" установлены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлто-зелёного цвета; отсутствует специализированная горизонтальная дорожная разметка 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23 "Дети", пешеходные переходы не оборудованы светофорами Т.7 и ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; отсутствуют или неправильно установлены искусственные неровности в зоне действия знаков 1.23 "Дети" и другие. Эти обстоятельства создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях по изложенным в иске основаниям. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, что включает в себя и осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Аналогичные требования установлены и для органов местного самоуправления. При этом, в силу ст. 12 того же Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. В городе Байконур содержание автомобильных дорог и улично-дорожной сети осуществляет ГУПБ и КУ, учредителем которого является Администрация <адрес>. В связи с изложенным, обязанность по устранению нарушений требований государственных правил и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения в <адрес> лежит на ГУПБ и КУ.

Представители ответчика – ГУПБ и КУ ФИО4 и ФИО5, действуя в пределах предоставленных им полномочий, иск прокурора признали частично, пояснив, что не согласны со сроками исполнения работ по оборудованию дорожной сети техническими средствами организации дорожного движения, не предусмотренными Дислокацией схемы дорожной разметки и Дислокацией дорожных знаков в городе Байконур, утверждёнными заместителем главы администрации <адрес>. Так, по мнению представителей ответчика, для правильного применения государственных стандартов в области безопасности дорожного движения, в <адрес> в соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» должен быть разработан и внедрён Проект организации дорожного движения (далее – ПОДД), который в городе Байконур в настоящее время отсутствует. До разработки и внедрения Проекта организации дорожного движения в <адрес> действуют Дислокация схемы дорожной разметки и Дислокация дорожных знаков, утверждённые заместителем главы администрации горда Байконур, в соответствии с которыми Предприятие осуществляет работы по оборудованию дорог и дорожной сети города. В связи с изложенным ГУПБ и КУ не признаёт требования искового заявления в части оборудования наземных пешеходных переходов, расположенных у детских учреждений, светофорами Т.7 и ограждениями перильного типа до разработки и внедрения в <адрес> организации дорожного движения. В остальной части требования искового заявления ГУПБ и КУ признаёт. Однако, с учётом специфики города, а также необходимости приобретения дополнительных материалов (дорожные знаки, краска для нанесения дорожной разметки), представители ответчиков просили продлить срок исполнения исковых требований до ДД.ММ.ГГГГ. Тем более, что закупка соответствующих материалов может производиться только по согласованию с соответствующим управлением Администрацией <адрес>.

Представитель привлечённой судом в качестве соответчика Администрации <адрес>ФИО6, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что городская администрация не оспаривает наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений государственных правил и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения в <адрес>. Работы по их устранению осуществляет ГУПБ и КУ, учредителем которого является Администрация <адрес>. Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований прокурора об установке светофоров Т.7 на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на <адрес>ёва, <адрес> (пункты искового заявления 1.6, 1.7, 1.8, 1.9), а также оборудовании указанных пешеходных переходов ограждением перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону, по мнению представителя Администрации <адрес>, надлежит отказать, поскольку находящиеся там детские образовательные учреждения: ГБОУ СОШ , ГБОУ СОШ и ГБОУ НОШ не имеют выхода непосредственно на <адрес>ёва, <адрес>, соответственно. Более того, между проезжей частью дороги проспекта Королёва и ГБОУ СОШ располагается сквер. Также сквер расположен между проезжей частью дороги по <адрес> и ГБОУ НОШ , а выход из ГБОУ СОШ осуществляется на <адрес>, а не на <адрес>.

Кроме этого, представитель Администрации <адрес>ФИО6 полагал нецелесообразным нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.24.1 дублирующей дорожный знак 1.23 "Дети", поскольку в силу пункта ДД.ММ.ГГГГФИО11 52289-2004 с Изменением , утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, нанесение данной дорожной разметки обязательным не является.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» сформулирована задача по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пункт 1 ст. 12 этого Федерального закона устанавливает, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно части 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При таких обстоятельствах проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проведена с соблюдением требований статей 1, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в пределах полномочий, предоставленных прокурору законодательством.

Статьёй 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц. В силу части 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из материалов дела следует, что прокуратурой комплекса «Байконур» совместно с ОГИБДД УМВД России на комплексе «Байконур» проведена проверка исполнения ГУПБ и КУ требований законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», связанные с ненадлежащим содержанием улично-дорожной сети и автомобильных дорог. В ходе прокурорской проверки проведено обследование участков автомобильных дорог, проходящих вдоль образовательных учреждений <адрес>, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, зафиксировавший нарушение требований пунктов 5.1.17, 5.2.25, 5.3.2, 5.4.10, 5.4.22, 5.6.23, 5.6.24, 5.6.25, 6.2.17, 6.2.20, 6.2.27, 6.2.29, 7.2.18, 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», с учетом Изменений , утверждённых Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», а также требований пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пункта 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, ДД.ММ.ГГГГ), на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации и действуют её компетентные органы.

В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что установлено в пункте 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу части 1 ст. 17 того же Федерального закона (№ 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Частью 1 ст. 22 этого Федерального закона определено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с частью 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно исследованному в судебном заседании Уставу Государственного унитарного предприятия благоустройства и коммунальных услуг <адрес>, утверждённому распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГр, ГУПБ и КУ осуществляет мероприятия, направленные на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог, дорожной обстановки и дорожных сооружений на них.

Также судом установлено, что ГУПБ и КУ создано распоряжением Главы администрации <адрес>, учредителем Предприятия является Администрация <адрес>. Оно подведомственно Управлению городского хозяйства и Администрации <адрес> и подотчётно Главе администрации <адрес> и его заместителю, координирующему соответствующую сферу. ГУПБ и КУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба РФ с указанием наименования, бланки, фирменное наименование. ГУПБ и КУ от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Для достижения уставных целей ГУПБ и КУ осуществляет в установленном законодательством РФ порядке, в том числе, мероприятия, направленные на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог, дорожной обстановки и дорожных сооружений на них; производство работ по текущему и капитальному ремонту и эксплуатации дорог, тротуаров и внутриквартальных проездов. Данные обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией Устава ГУПБ и КУ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск предъявлен прокурором в соответствии с требованием закона, а ГУПБ и КУ является надлежащим ответчиком по данному делу.

Кроме этого в суде достоверно установлено и не оспаривались сторонами, что выявленные в ходе прокурорской проверки и указанные акте от ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, связанные с ненадлежащим содержанием улично-дорожной сети и автомобильных дорог, имеют место, а состояние пешеходных переходов на указанных в исковом заявлении автомобильных дорогах общего пользования не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93.

Так, в соответствии с разделом 5 Приложения и разделом 1 Приложения к Правилам дорожного движения Российской Федерации дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" относятся к знакам особых предписаний, которые вводят или отменяют определенные режимы движения; горизонтальная разметка 1.14.1 ("Зебра") обозначает пешеходный переход.

Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (пункт 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»).

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 (пункт 5.1.17). Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу (пункт 5.6.24). Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами (пункт 6.2.17). Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми (пункт 5.2.25). Разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 ("Дети"), применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надписи "Дети" или "Школа" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом (пункт 6.2.27).

Кроме этого, в силу пунктов 7.2.18 и 8.1.27 того же национального стандарта РФ, светофоры Т. 7 применяют в случаях если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, а также у всех нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.

Этим же ГОСТ Р 52289-2004 определены правила обозначения границ искусственной неровности (пункты 5.4.22, 5.6.25, 6.2.29), обозначения остановок маршрутных транспортных средств и стоянок легковых такси (пункты 5.6.23, 6.2.20) и установки знаков 2.1 "Главная дорога" и 2.1 3.13 "Ограничение высоты" (пункты 5.3.2, 5.4.10).

В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» в ред. Изменения , утверждённого Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, искусственную неровность устраивают за 10 – 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственную неровность допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учётом состава и интенсивности движения и дорожных условий: в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, а также по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.

Наличие вышеуказанных нарушений Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», связанных с невыполнением требований национальных стандартов в области безопасности дорожного движения, подтверждаются исследованными в суде письменными доказательствами: копией акта от 08 декабря 2015 года совместной проверки прокуратуры комплекса «Байконур» и ОГИБДД УМВД России на комплексе «Байконур», копиями представлений об устранении нарушений требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 03 июня 2015 года № 10-2262 и № 10-2263, адресованных главе администрации <адрес> и генеральному директору ГУПБ и КУ, соответственно, а также ответами исполняющего обязанности главы администрации <адрес>ФИО7 и генерального директора ГУПБ и КУ ФИО8 на вышеуказанные представления.

Согласно пояснениям специалиста – государственного инспектора безопасности дорожного движения на комплексе «Байконур» – ФИО3 состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Невыполнение этих требований приводит к нарушению Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Статьёй 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеуказанных требований закона, а также учитывая частичное признание представителями ответчиков исковых требований, бремя доказывания невозможности оборудования пешеходных переходов светофорами Т.7 и ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода лежит на Администрации <адрес> и ГУПБ и КУ. Однако доказательств невозможности оборудования пешеходных переходов расположенных на дорогах, проходящих вдоль территории детских учреждений, суду не представлено. Напротив, из исследованного в судебном заседании сообщения исполняющего обязанности главы администрации <адрес>ФИО7 исх. , следует, что в целях устранения нарушений действующего законодательства, администрацией <адрес> выработаны следующие конкретные меры с определёнными сроками их реализации: оборудование пешеходных переходов, расположенных вдоль территории детских учреждений, светофорами Т.7 – до ДД.ММ.ГГГГ; устройство ограждениями перильного типа у пешеходных переходов – до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичный ответ направлен прокурору генеральным директором ГУПБ и КУ ФИО8

При таких обстоятельствах, возражения представителей ответчиков в части несогласия с исковыми требованиями об оборудовании пешеходных переходов, расположенных на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений, светофорами Т.7 и ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, суд признаёт несостоятельными и противоречащими вышеуказанным нормам закона и национального стандарта.

Более того, суд отвергает доводы представителя Администрации <адрес>ФИО6 о нецелесообразности установки ограждений перильного типа и светофоров Т. 7 у ГБОУ СОШ , ГБОУ СОШ и ГБОУ НОШ , в связи с тем, что названные детские образовательные учреждения не имеют выхода непосредственно на <адрес>ёва, <адрес> этом суд отмечает, что несмотря на то, что выходы из указанных учреждений не примыкают непосредственно к проезжей части, однако, пешеходные переходы, оборудованные на <адрес>ёва и <адрес>, расположены на участках дорог, проходящих вдоль территории указанных учебных заведений или находятся в непосредственной близости от них и являются наиболее часто пересекаемыми детьми.

По тем же основаниям суд отвергает доводы представителей ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части оборудования дорожной сети техническими средствами организации дорожного движения, не предусмотренными Дислокацией схемы дорожной разметки и Дислокацией дорожных знаков в городе Байконур, до разработки и внедрения в городе Байконур Проекта организации дорожного движения.

При этом суд отмечает, что требования искового заявления в данной части направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, в связи с чем не могут ставиться в зависимость от распорядительности должностных лиц Администрации <адрес> по выполнению требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части разработки и внедрения Проект организации дорожного движения.

Также суд признаёт несостоятельными доводы представителей ответчиков о добровольности (необязательности) применения требований ГОСТ Р 52289-2004 по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 ст. 46 того же Федерального закона с 01 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

При таком положении, в силу ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», требования ГОСТ Р 52289-2004 являются обязательными для ответчика, поскольку в данном случае названные технические нормы направлены на соблюдение безопасности дорожного движения, имеющей своей целью обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий, что неразрывно связано с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, участников такого движения, а потому отвечают обязательным требованиям, обеспечивающим достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом имеющаяся в приказе Росстандарта от 09 декабря 2013 года № 2221-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту», которым утверждено изменение № 3 ГОСТ Р 52289-2004, ссылка на добровольность его применения, по существу не устанавливает дополнительной добровольной основы к содержащемуся в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» аналогичному принципу добровольности исполнения стандарта, а только повторяет его.

На основании изложенного, суд признает требования прокурора законными и обоснованными и считает, что прокурор правомерно просит обязать Администрацию <адрес> и ГУПБ и КУ устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, связанных с ненадлежащим содержанием улично-дорожной сети и автомобильных дорог, в том числе проходящих вдоль образовательных учреждений <адрес>, в части соблюдения соответствующих государственных правил и стандартов.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

При определении срока исполнения исковых требований суд, учитывая исследованные в суде доказательства, в том числе ответ исполняющего обязанности главы администрации <адрес>ФИО7 исх. , приходит к убеждению об обоснованности срока, указанного в исковом заявлении.

При этом суд учитывает, что в случае, если в указанный срок решение ответчиком не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последний не лишён возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд, руководствуется ст. 98, 103 ГПК РФ. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку он в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, а именно физических лиц – участников дорожного движения. Однако Администрация <адрес> в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> и Государственному унитарному предприятию благоустройства и коммунальных услуг <адрес> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> и Государственное унитарное предприятие благоустройства и коммунальных услуг <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в городе Байконур:

1. По <адрес> в районе домов и «А» – у детских учреждений ГБОУ «СОШ » и ГБОУ «СОШ »:

- установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- нанести дорожную разметку 1.14.1 и дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 – «Дети» в соответствии с п. 6.2.17 и п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- оборудовать пешеходный переход ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.

2. По <адрес> в районе <адрес>:

- искусственную дорожную неровность привести в соответствие с требованиями раздела 4.6 ГОСТ Р 52605-2006 и установить на расстоянии менее 15 метров от пешеходного перехода;

- дорожную разметку 1.25 нанести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.

3. По улице <адрес> на участке от улицы <адрес>

- в районе домов и «А» нанести горизонтальную разметку 1.14.1 в соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1 (на всём протяжении участка проезжей части), 1.17 (на остановочных пунктах), 1.25 (на искусственных неровностях), 1.5 (на всём протяжении участка проезжей части), 1.12 (на пересечении <адрес>) в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

- на инженерном сооружении, проходящем над проезжей частью в районе <адрес> «А», установить дорожный знак 3.13 "Ограничение высоты";

- в районе <адрес> «А» обустроить тротуар;

- привести состояние бортового камня проезжей части с левой стороны по ходу движения в соответствие требованиям п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 1;

- у детских учреждений ГБОУ «СОШ » и ГБОУ «СОШ » обустроить пешеходный переход в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно:

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- дорожный знак 5.19.1 "Пешеходный переход" установить на расстоянии не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1, дорожный знак 5.19.2 "Пешеходный переход" – на дальней границе пешеходного перехода;

- нанести дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" в соответствии с п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- оборудовать пешеходный переход ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- у границы искусственной дорожной неровности установить дорожные знаки 5.20 "Искусственная неровность", 3.24 "Ограничение максимальной скорости 20 км/ч" в сочетании со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия".

4. По <адрес> (в районе Народного Банка Республики Казахстан) оборудовать пешеходные переходы в соответствии с требованиями п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007:

- нанести дорожную разметку 1.14.1;

- установить дорожные знаки 5.19.2 "Пешеходный переход" – 2 шт.

5. По <адрес> в районе ГБОУ «СОШ »:

- на остановочных пунктах общественного транспорта нанести разметку 1.17, установить двусторонний знак 5.16;

- установить дублирующие дорожные знаки 1.23 "Дети" со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия";

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- оборудовать пешеходный переход ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и пешеходным переходом в соответствии с требованиями п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004.

6. По проспекту Королёва от КПП-1 до проспекта Абая:

в районе ГБОУ «СОШ » в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004:

- установить дублирующие дорожные знаки 1.23 "Дети" в сочетании со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия";

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- оборудовать пешеходный переход ограждениями перильного типа на протяжении 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и пешеходным переходом;

- перед пересечением с проспектом Абая устранить неправильное размещение знаков на одной опоре.

7. По проспекту Королёва от проспекта Абая до КПП-1:

- напротив <адрес> устранить неправильное применение знаков 3.32 и 5.19.1 в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004;

в р-не ГБОУ «СОШ »:

- привести дорожные ограждения в соответствие в соответствии с требованием п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- установить дорожные знаки 1.23 "Дети" в сочетании со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия";

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- на пешеходном переходе установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и пешеходным переходом.

8. По <адрес>:

- на автобусной остановке в районе Таможни РК установить двусторонний дорожный знак 5.16 и дорожную разметку 1.17;

- нанести вертикальную разметку 2.1.3 на всех опорах стационарного уличного освещения;

- привести состояние бортового камня в соответствии с п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93;

- заменить поврежденный (нечитаемый) дорожный знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости", расположенный у <адрес>;

в районе ГБДОУ и ГБОУ «СОШ »:

- обустроить пешеходный переход дорожными знаками 5.19.2 "Пешеходный переход" и ограждениями в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004,

- установить основные и дублирующие дорожные знаки 1.23 "Дети" с двух сторон (4 шт.) в сочетании со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия" (2 шт.);

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- на пешеходном переходе установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и пешеходным переходом.

9. По <адрес>:

- на остановке общественного транспорта у Детской поликлиники ЦМСЧ ФМБА России обустроить посадочную площадку в соответствии с ГОСТ Р 52766 – приподнять до 20 см., установить знак 5.16 и нанести дорожную разметку 1.11 и 1.17;

в районе ГБОУ «НШ »:

- установить основные и дублирующие дорожные знаки 1.23 "Дети" с двух сторон (3 шт.) в сочетании со знаком дополнительной информации (таблички) 8.2.1 "Зона действия" (2 шт.);

- дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" установить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- пешеходные ограждения перильного типа привести в соответствие п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2004 (высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) не менее 1,1 м);

- на пешеходном переходе установить светофоры Т.7 в соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004;

- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23 "Дети" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и пешеходным переходом;

на пересечении с проспектом Абая:

- установить дорожный знак 2.1 "Главная дорога" и информационный знак 6.16 "Стоп-линия";

- устранить в районе КПП повреждение стойки с дорожным знаком 3.24 "Ограничение максимальной скорости";

перед пересечением с <адрес>:

- установить дорожный знак 2.1 "Главная дорога";

10. По <адрес>:

- обустроить тротуар в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;

- у границ искусственной дорожной неровности установить дорожные знаки 5.20 "Искусственная неровность" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости 20 км/ч", нанести дорожную разметку 1.25;

11. По <адрес> от КПП :

- перед пер. Строительный установить дорожный знак 2.1 "Главная дорога";

12. По <адрес>:

- в районе пересечения с <адрес> установить дорожный знак 5.18 "Место стоянки легковых такси" в соответствии с п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.И. Андриевский

Верно

Судья Д.И. Андриевский

Секретарь судебного заседания ФИО10