ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1080/20 от 17.06.2020 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1080/2020

УИД 34RS0007-01-2020-001188-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 17 июня 2020 года

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе :

председательствующего судьи Малышевой Е.А.,

при секретаре Гриценко А.Г.,

с участием :

истца – ФИО1,

представителя ответчика МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДАТА ИЗЪЯТА в АДРЕС ИЗЪЯТ гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах, а также в интересах недееспособной ФИО2, также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, к МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истец обратился в суд с указанным иском, в обосновании указав, что с 1980 года и по настоящее время он вместе с членами своей семьи зарегистрирован и проживает по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Данная комната находится в муниципальной собственности и была получена в 1980 году его матерью ФИО2 в порядке обмена. В 2018 году его мать ФИО2 признана недееспособной. С 2006 года в квартире также зарегистрирован его несовершеннолетний сын ФИО3 При обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на комнату в целях ее дальнейшей приватизации, истцу было отказано в связи с отсутствием у него ордера на вселение в эту комнату, который у него не сохранился. Данный отказ препятствует ему и членам его семьи на улучшение жилищных условий. Поэтому истец просит суд признать за ним, его матерью ФИО2 и сыном ФИО3 право пользования указанной комнатой на условиях договора социального найма жилого помещения.

ДАТА ИЗЪЯТА истец в судебном заседании первоначальные и дополнительные исковые требования поддержал. Представил в суд дополнительный иск, в котором просит обязать Департамент муниципального имущества администрации АДРЕС ИЗЪЯТ включить указанную комнату в реестр муниципального имущества, поскольку в ходе рассмотрения данного дела оказалось, что эта комната, будучи муниципальной, отсутствует в реестре муниципального имущества (л.д.5).

Представитель ответчика МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что данная комната отсутствует в реестре муниципального имущества.

Судом в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Волгограда и Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда, представители которых в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР, действовавшим до марта 2005г., единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является ордер, выдаваемый уполномоченным исполнительным органом государственной власти на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.

Согласно статьям 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями; договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер; в договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.

На основании статьи 5 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В соответствии со статьей 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.

Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 44 ЖК РСФСР, действовавшего до марта 2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст. 47 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст.67,71 ЖК РСФСР от 24.06.1983 года, действовавшего до 01 марта 2005г., наниматель жилого помещения, с согласия проживающих совместно с ним членов своей семьи, вправе произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем. Соглашение об обмене жилыми помещениями вступает в силу с момента получения ордеров, выдаваемых исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Судом установлено следующее.

Предметом спора является комната ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ размером 15,5 м.кв., расположенная в 3-х комнатной коммунальной АДРЕС ИЗЪЯТ.

Указанная комната была предоставлена в 1980 году матери истца ФИО2 на основании обменного ордера ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА на состав семьи два человека, в том числе ее сына ФИО1, что подтверждается поквартирной карточкой, предоставленной в суд МФЦ ТЗР (л.д.26-27).

С апреля 1980 года мать истца вместе с сыном вселены в указанную комнату, в которой проживают и зарегистрированы по настоящее время. С 2006 года в указанной комнате также зарегистрирован несовершеннолетний сын истца ФИО3, что подтверждается справкой МФЦ ТЗР от 15.04.2020г. (л.д.28).

Как следует из копии лицевого счета, открытого на данную комнату на имя матери истца ФИО2, в нем имеются сведения об обменном ордере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА, на основании которого открыт данный лицевой счет на ФИО2 (л.д.46).

Из показаний истца в суде следует, что обменный ордер, выданный в 1980 году, на вселение в указанную комнату у них не сохранился.

Согласно ответов муниципальных органов : администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, МБУ «ЖКХ ТЗР» (л.д.47,34,25), в полномочия которых в разное время входил учет муниципального жилья и выдана ордеров на право вселения в это жилье, указанный обменный ордер, выданный в 1980 году ФИО2, у них не сохранился.

Как следует из ответа Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 17.04.2020г. комната ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ размером 15,5 м.кв., расположенная в АДРЕС ИЗЪЯТ, в реестре муниципального имущества не значится (л.д.31,36).

Доводы Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, изложенные в письме от ДАТА ИЗЪЯТАг. (л.д.64), о том, что указанная комната может находиться в собственности кого-либо, опровергаются следующими доказательствами.

Вопросы приватизации муниципального жилья до марта 2011 года находились в ведении администраций районов, сбор документов для приватизации жилья осуществляли БТИ районов. С марта 2011 года и по настоящее время приватизация жилья относится к полномочиям Департамента муниципального имущества администрации Волгограда.

Так, согласно справки БТИ ТЗР АДРЕС ИЗЪЯТ от 24.04.2020г. данная комната ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫАДРЕС ИЗЪЯТ до 03.05.2017г. (то есть до дня приема БТИ документов на приватизацию) не приватизирована (л.д.41,51).

Согласно ответа Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДАТА ИЗЪЯТАг. сведения о приватизации данной комнаты в департаменте отсутствуют (л.д.79-80).

Как следует из выписки из госреестра недвижимости в нем отсутствуют сведения об этом жилом помещении и его собственниках (л.д.61).

Изложенное свидетельствует о том, что данная комната ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в собственности какого-либо лица не находится, приватизация этой комнаты до сих пор не производилась, в связи с чем указанная комната относится к муниципальному жилищному фонду.

Как следует из ответа Департамента муниципального имущества от 22.мая 2020г. сведения об этой комнате ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в АДРЕС ИЗЪЯТ для включения этой комнаты в реестр муниципального имущества юридическими лицами (правообладателями объекта) не предоставлялись в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (л.д.65).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в связи с некорректной работой муниципальных органов, ведающих вопросами представления сведений о муниципальном жилье в Департамент муниципального имущества, в реестре муниципального имущества до сих пор отсутствуют сведения о данном жилом помещении, в котором с 1980 года, то есть, еще задолго до начала приватизации жилых помещений, и по настоящее время проживают истец и члены его семьи, что нарушает право граждан на приватизацию данного жилого помещения, а поэтому суд приходит к выводу о том, что на Департамент муниципального имущества администрации Волгограда следует возложить обязанность по включению комнаты ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ размером 15,5 м.кв., расположенной в 3-х комнатной коммунальной АДРЕС ИЗЪЯТ, в реестр муниципального имущества Волгограда.

Судом также установлено, что ФИО2 и ФИО1 - с 1980 года, несовершеннолетний сын истца – с 2006 года проживают и зарегистрированы в указанном жилом помещении, фактически пользуются этим жилым помещением на условиях социального найма, оплачивают коммунальные платежи.

Постановлением Администрации Волгограда от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» с ДАТА ИЗЪЯТА делегированы функции наймодателя при заключении, изменении, расторжении от имени администрации Волгограда договоров социального найма жилых помещений.

Суд считает, что доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не числится в реестре муниципального имущества Волгограда, не могут являться основанием для отказа истцу в реализации его права на пользование жилым помещением на условиях социального найма, поскольку ответчиком не представлено доказательств незаконного вселения в апреле 1980 года ФИО2 и ФИО1 в указанную комнату. Также не представлено доказательств того, что жилое помещение было предоставлено им на каких-либо условиях, противоречащих нормам жилищного законодательства.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

По смыслу указанных положений закона право на пользование жилым помещением на условиях социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на пользование жилым помещением на условиях социального найма, что не может быть признано соответствующим закону.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на пользование жилым помещением на условиях социального найма, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним данного права.

Невыполнение со стороны истцов обязанности по оплате за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, само по себе не является основанием для отказа в признании за ними права пользования жилым помещением на условиях социального найма. При этом, суд также учитывает, что плата за наем муниципального жилья им не начисляется муниципальными органами.

Ссылка МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» на отсутствие у истца ордера, подтверждающего его право проживания в указанной комнате, также не является основанием для отказа истцу в праве пользования указанной комнатой на условиях социального найма, поскольку в 1980 году на право занятия муниципального жилого помещения гражданам выдавался ордер на основании решения исполкома райсовета, который до сих пор должен храниться в архивах соответствующих муниципальных органах, в компетенцию которых входят жилищные вопросы.

При этом, по мнению суда, отсутствие сохранившихся архивных документальных доказательств принятия решения о предоставлении матери истца указанного жилого помещения не может служить основанием для признания данного вселения незаконным, поскольку обязанность по правильному оформлению и хранению документов лежала на наймодателе жилого помещения в силу положений жилищного законодательства, в соответствии с которыми договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер, обязан был заключить договор найма жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что после вселения ФИО2 и её несовершеннолетнего сына ФИО1 в 1980 году в указанную комнату между ФИО2 и ответчиком фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, которые продолжаются и по настоящее время.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что за ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетним ФИО3, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, следует признать право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Обязать Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда включить в реестр муниципального имущества жилое помещение, а именно : комнату ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ размером 15,5 м.кв., расположенную в АДРЕС ИЗЪЯТ.

Признать за ФИО1, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, несовершеннолетним ФИО3, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, право пользования жилым помещением - комнатой ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ размером 15,5 м.кв., расположенной в АДРЕС ИЗЪЯТ на условиях социального найма.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Судья : Е.А. Малышева