Дело № 2-1080/2021
УИД: 27RS0013-01-2021-001726-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09.09.2021 г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителей: взыскании компенсации морального вреда, штрафа; взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее - АО «Почта России») с требованиями о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме 80000,00 руб., штрафа в размере 40000,00 руб., мотивируя недостатками услуг связи, связанными с почтовыми отправлениями (РПО № 36834039003177, № 36826038016715, № 3681404040026716, № 36700946806814), взыскании судебных расходов, связанных с затратами на почтовые услуги по отправлению копии искового заявления ответчику и направлением искового заявления в суд, мотивируя тем, что он является осужденным и ранее отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, расположенном в Ямало-Ненецком АО, поселок Харп.
06.04.2020 прокуратура Гунибского района Республики Дагестан отправила ему в ФКУ ИК-18 заказное письмо РПО № 36834039003177, которое поступило в доставочное ОПС № 629420 пос. Харп 29.04.2020 с нарушением контрольного срока 11 дней.
08.04.2020 прокуратура Хунзахского района Республики Дагестан отправила ему в ФКУ ИК-18 заказное письмо РПО № 36826038016715, которое поступило в ОПС № 629420 пос. Харп 29.04.2020 с нарушением контрольного срока 9 дней.
09.04.2020 прокуратура Казбековского района Республики Дагестан отправила ему в ФКУ ИК-18 заказное письмо РПО № 33681404040026716, которое поступило в ОПС № 629420 пос. Харп 27.04.2020 с нарушением контрольного срока 6 дней.
28.04.2020 прокуратура Кировского района г. Махачкалы отправила ему в ФКУ ИК-18 заказное письмо РПО № 36700946806814, которое поступило в ОПС № 629420 пос. Харп 11.05.2020 с нарушением контрольного срока 7 дней.
17.08.2020 он обратился к ответчику с претензией, в которой просил признать факт нарушения по вышеуказанным письмам, выплатить ему неустойку в установленном законом размере. Решением заместителя директора УФПС Республики Дагестан ФИО2 от 16.09.2020 ему сообщено, что все вышеуказанные письма были приняты и предъявлялись без нарушения контрольных сроков, в удовлетворении претензии ему было отказано.
Считает, что доводы ответчика не соответствуют действительности и опровергаются прилагаемыми конвертами с оттисками штемпелей с датами приема и доставки.
Указанными нарушениями истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, душевных переживаниях, он испытал чувства волнения, беспокойства, тревоги из-за долгого неполучения ответов на свои обращения, в связи с чем считает, что ответчик обязан компенсировать причиненный моральный вред, который он оценивает в размере 80000 руб., по 20000 руб. за каждое нарушение, исходя из характера причиненных ему нравственных страданий, степени вины ответчика, который незаконно отказал в удовлетворении обоснованной претензии истца, требований разумности и справедливости, а также с учетом превышения значительных периодов контрольных сроков.
Также им были понесены почтовые расходы, связанные с отправлением искового заявления ответчику и в Амурский городской суд Хабаровского края (л.д.2-4).
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменные возражения на исковые требования (л.д. 20-26, 84-87), возражений против рассмотрения дела в свое отсутствие не представил. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истец ФИО1, участвующий посредством видеоконференцсвязи, на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил удовлетворить иск в полном объеме, пояснив, что в части судебных расходов он допустил описку - потраченные им денежные средства верно указаны в квитанции и в стоимости почтовых марок. Дополнил, что требования поддерживает к АО «Почта России» как к соответствующему юридическому лицу; не согласен с доводами, изложенными в письменном отзыве ответчика, полагая, что ответчик не представил доказательств, таковые подтверждающих, а иные судебные решения были им обжалованы и отменены вышестоящей судебной инстанцией.
Из письменных возражений АО «Почта России», в лице УФПС Республики Дагестан, следует, что ответчик с исковыми требованиями ФИО1 не согласен, указав, что контрольные сроки пересылки указанных в иске почтовых отправлений не нарушены, услуга почтовой связи со стороны ответчика оказана надлежащим образом.
Пояснил, что контрольный срок пересылки РПО № 36814040026716 из с. Дылым Казбековского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составляет 12 дней, контрольный срок пересылки РПО № 36700946806814 из г. Махачкалы Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составляет 10 дней, контрольный срок пересылки РГ10 № 36826038016715 из с. Хунзах Хунзахского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составляет 12 дней, контрольный срок пересылки РПО № 36834039003177 из с. Гуниб Гунибского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составляет 12 дней.
Вместе с тем, в соответствии с Законом ЯНАО от 25.06.2001 № 45-ЗАО «О Перечне труднодоступных, отдаленных местностей н территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» территория и населенные пункты Приуральского района относятся к труднодоступным и отдаленным местностям в ЯНАО. Из чего следует, что в соответствии с приложением № 2 к Нормативам ЯНАО относится к субъектам РФ с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.
Срок, за который была осуществлена пересылка РПО № 36814040026716 из с. Дылым Казбековского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составил 18 дней (09.04.2020 не входит в срок, соответственно, с 10.04.2020 по 27.04.2020). При этом контрольные сроки пересылки РПО № 36814040026716 согласно п. 7 Нормативов могут составлять до 33 дней, соответственно, контрольные сроки пересылки ответчиком не нарушены.
Срок, за который была осуществлена пересылка РПО № 36700946806814 из г. Махачкалы Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составил 13 дней (28.04.2020 не входит в срок, соответственно, с 29.04.2020 по 11.05.2020). При этом контрольные сроки пересылки РПО № 36700946806814 согласно п. 7 Нормативов могут составлять до 31 дней, соответственно, контрольные сроки пересылки ответчиком не нарушены.
Срок, за который была осуществлена пересылка РПО № 36826038016715 из с. Хунзах Хунзахского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО составил 21 дней (08.04.2020 не входит в срок, соответственно, с 09.04.2020 по 29.04.2020). При этом контрольные сроки пересылки РПО № 36826038016715 могут составлять до 33 дней, соответственно, контрольные сроки пересылки ответчиком не нарушены.
Контрольные сроки пересылки РПО № 36834039003177 из с. Гуниб Гунибского района Республики Дагестан в пос. Харп Приуральского района ЯНАО могут составлять до 33 дней. Срок, за который была осуществлена пересылка РПО № 36834039003177 составил 23 дня (06.04.2020 не входит в срок, соответственно, с 07.04.2020 по 29.04.2020), соответственно, контрольные сроки пересылки ответчиком не нарушены.
РПО №№ 36814040026716, 36700946806814, 36826038016715, 36834039003177, находятся непосредственно в распоряжении истца, соответственно, факт их доставки не нуждается в доказывании.
Таким образом, ответчик надлежащим образом исполнил обязательства по оказанию услуг по доставке заказной почтовой корреспонденции, направленной в адрес истца. Нарушений контрольных сроков пересылки в данном случае не имеется. Услуги почтовой связи оказаны ответчиком в полном соответствии с законодательством о почтовой связи.
Требование о взыскании морального вреда не содержит обязательного условия наступления ответственности - вины ответчика, вследствие чего является необоснованным. Требование о взыскании морального вреда не включается в общую сумму иска, не относится к категории суммы, возможной к присуждению судом в пользу потребителя, исходя из которой может быть рассчитан штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». Ответчик выполнил свои обязательства по договору на оказание услуг почтовой связи. РПО №№ 36814040026716, 36700946806814, 36826038016715, 36834039003177 были приняты и доставлены истцу в пределах контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, в виду чего оснований для удовлетворения морального вреда истцу не имеется. Также, существующая судебная практика свидетельствует о том, что при определении размера компенсации морального вреда необходимо исходить из принципа справедливости и разумности. Это означает, что любая сумма, заявленная к выплате, должна быть обоснована (л.д.20-26, 84-99).
Заслушав истца, исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, рассмотрев иск в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Требования истца сводятся к нарушению ответчиком несвоевременной доставки и невручения почтовой корреспонденции, что, по мнению истца, является достаточным основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, причиненного ему ответной стороной в связи с некачественно оказанной услугой почтовой связи и взыскании штрафа.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 151 ГК РФ денежная компенсация морального вреда (физических и нравственных страданий) возлагается на лицо, которое своими действиями нарушило личные неимущественные права гражданина либо посягнуло на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
При определении компенсации морального вреда необходимо установить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины лица, причинившего вред, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ «О почтовой связи») почтовая связь – это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи – это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; срок оказания услуги почтовой связи – это совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи; пользователи услуг почтовой связи – это, в том числе, граждане, пользующиеся услугами почтовой связи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Согласно статье 19 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно статье 37 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 38 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
В соответствии с пунктом 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, в редакции от 27.03.2019, «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2014 № 35442 (далее – Правила) операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки (подпункт «а»).
Согласно п. 6 приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
- между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению № 1 к нормативам. Согласно приложению, контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции;
- на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районо и городских округов 2 календарных дня;
- между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;
- между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа - 3 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Согласно п.7 названного приказа нормативы, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть скорректированы оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в субъектах Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение (Приложение № 2 к нормативам). В целях применения указанных нормативов труднодоступными населенными пунктами субъектов Российской Федерации являются населенные пункты, с которыми: круглогодично отсутствует возможность осуществлять чаще чем 2 раза в неделю транспортное сообщение в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой (круглогодичная труднодоступность населенных пунктов); временно, в силу природно-климатических причин (разлив рек, ледостав, ледоход, распутица и другие), отсутствует транспортное сообщение в течение определенного периода времени (периодическая (сезонная) труднодоступность населенных пунктов).
В таких случаях частота сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть увеличены оператором почтовой связи не более чем на 21 календарный день. Оператор почтовой связи обязан информировать пользователей услугами почтовой связи об особенностях оказания услуг связи в труднодоступных населенных пунктах, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.
Согласно таблице № 4 Приложения № 1 к приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции», срок доставки почтовых отправлений между: с. Гуниб (административный центр Гунибского района) и г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) составляет 3 дня; г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 4 дня; г. Салехардом (административный центр ЯНАО) и с. Аксарка (административный центр Приуральского района) составляет 2 дня; с. Аксарка (административный центр Приуральского района) и п. Харп (поселение, расположенное на территории данного муниципального района) срок доставки почтового отправления составляет 3 календарных дня. Всего 12 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между: с. Хунзах (административный центр Хунзахского района) и г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) составляет 3 дня; г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 4 дня; г. Салехардом (административный центр ЯНАО) и с. Аксарка (административный центр Приуральского района) составляет 2 дня; с. Аксарка (административный центр Приуральского района) и п. Харп (поселение, расположенное на территории данного муниципального района) срок доставки почтового отправления составляет 3 календарных дня. Всего 12 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между: с. Дылым (административный центр Казбековского района) и г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) составляет 3 дня; г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 4 дня; г. Салехардом (административный центр ЯНАО) и с. Аксарка (административный центр Приуральского района) составляет 2 дня; с. Аксарка (административный центр Приуральского района) и п. Харп (поселение, расположенное на территории данного муниципального района) срок доставки почтового отправления составляет 3 календарных дня. Всего 12 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между: г. Махачкала (административный центр Республики Дагестан) и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 4 дня; г. Салехардом (административный центр ЯНАО) и с. Аксарка (административный центр Приуральского района) составляет 2 дня; с. Аксарка (административный центр Приуральского района) и п. Харп (поселение, расположенное на территории данного муниципального района) срок доставки почтового отправления составляет 3 календарных дня. Всего 9 дней.
Согласно Закону ЯНАО от 25.06.2001 № 45-ЗАО «О перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало–Ненецком автономном округе», территория и населенные пункты Приуральского района ЯНАО относятся к труднодоступным и отдаленным местностям в ЯНАО.
В соответствии с приложением № 2 к Приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» ЯНАО относится к субъектам РФ с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, поступившие в отделение почтовой связи Харп 629420, где истец отбывал наказание в виде лишения свободы, заказные письма: № 36834039003177 от 06.04.2020, отправителем которого является Прокуратура Гунибского района Республики Дагестан, поступило 29.04.2020 (с нарушением контрольного срока – 11 дней); № 36826038016715 от 08.04.2020 из Прокуратуры Хунзахского района Республики Дагестан, поступило 29.04.2020 (с нарушением контрольного срока – 9 дней); № 33681404040026716 от 09.04.2020 из Прокуратуры Казбековского района Республики Дагестан, поступило 27.04.2020 (с нарушением контрольного срока – 6 дней); № 36700946806814 от 28.04.2020 из прокуратуры Кировского района г. Махачкалы, поступило 11.05.2020 (с нарушением контрольного срока – 4 дня), что подтверждается ответами на обращения ФИО1; почтовыми конвертами; отслеживанием почтовых отправлений (л.д.5-12,27-36).
ФИО1 в период с 14.08.2021 по 17.08.2021 направил в адрес УФПС Республики Дагестан АО «Почта России» заявление и четыре претензии, в которых просил признать факт допущенного нарушения и выплатить ему неустойку в установленном законом размере за допущенные нарушения (л.д.38-42).
Из ответа УФПС Республики Дагестан АО «Почта России» на претензию осужденного ФИО1 от 16.09.2020 следует, что в отношении нарушения контрольных сроков пересылки заказных писем № 36834039003177, № 36826038016715, № 33681404040026716, № 36700946806814 сообщают, что все указанные РПО были приняты и направлены по назначению своевременно, нарушение контрольных сроков за УФПС РД не выявлено (л.д.13,36).
Пунктом 63 Правил установлено, что претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя. Претензия может предъявляться в объект почтовой связи по месту приема почтового отправления или в объект почтовой связи по месту назначения почтового отправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной связи (статья 4 указанного закона).
Пунктом 5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень) предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Лицензиат обязан, в том числе, обеспечить пользователю предоставление следующих почтовых услуг: а) прием почтовых отправлений; б) обработку почтовых отправлений; в) перевозку почтовых отправлений; г) доставку (вручение) почтовых отправлений.
В силу подпунктов «а», «б», «в» пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением своих прав как потребителя, вызванных действиями ответчика – нарушение сроков вручения регистрируемого почтового отправления, то есть некачественное оказание услуг почтовой связи.
В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При установленных фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права истца как потребителя услуги были нарушены – четыре почтовых отправления поступили с замедлением срока пересылки от 4 дней до 11 дней, услуги почтовой связи оказаны некачественно.
Доводы ответчика о том, что контрольные сроки пересылки РПО № 36814040026716 могут составлять до 33 дней, РПО № 36700946806814 могут составлять до 31 день, РПО № 36826038016715 могут составлять до 33 дней, РПО № 36834039003177 могут составлять до 33 дней, не принимаются судом, поскольку ответчиком не представлено доказательств, а именно документов, подтверждающих факт увеличения на какой-либо срок контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в труднодоступном населенном пункте – пос. Харп, Приуральского района ЯНАО.
Таким образом, на основании совокупности вышеизложенных доказательств и норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя услуг почтовой связи судом установлен.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), как следует из положений пункта 3 статьи 13 и статьи 15 данного Закона наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая, что факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя судом установлен, суд приходит к выводу, что неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, так как уже само по себе осознание истцом того обстоятельства, что его права нарушены не может не вызывать чувства огорчения и обиды.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для компенсации морального вреда не принимаются судом; таковые опровергаются совокупностью вышеизложенных доказательств, на основании которой факт нарушений прав ФИО1 как потребителя услуг почтовой связи установлен.
Исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред; принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, индивидуальные особенности истца, оцененные судом в той мере, в какой это позволило его участие в судебном разбирательстве; оценивая степень вины ответчика, допустившего нарушение срока пересылки, содержащего в себе значимые для истца документы, адресованные ему из Прокуратуры Республики Дагестан; учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности денежной компенсации причиненного истцу морального вреда и частичному удовлетворению исковых требований ФИО1 в размере 4000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, суд не усматривает. В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Доводы ответчика о том, что сумма морального вреда не входит в категорию суммы, на которую рассчитывается штраф по вышеуказанной норме закона, ошибочны, поскольку в отличие от определения цены иска по правилам статьи 91 ГПК РФ и в отличие от общих правил начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) право на присуждение предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей штрафа возникает не в момент нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) обязанности добровольно удовлетворить законные требования потребителя, а в момент удовлетворения судом требований потребителя и присуждения ему денежных средств.
Доказательства несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства ответчиком не представлено.
Поскольку с ответчика АО «Почта России» в пользу истца подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда в размере 4000,00 рублей, то размер штрафа с ответчика в пользу истца составит 2000,00 рублей - в соответствие с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Доводы ответчика о наличии решений судов по схожим обстоятельствам не принимаются судом во внимание, поскольку таковые не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Решая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам; связанные с рассмотрением дела; почтовые расходы, понесенные сторонами; расходы на оплату услуг представителя; другие признанные судом необходимыми расходы), пропорционально удовлетворенным требованиям.
При этом положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда) (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а ФИО1 понес издержки, связанные с рассмотрением дела в виде почтовых расходов в сумме 124,00 рублей, что подтверждается кассовым чеком АО «Почта России» от 20.07.2021 об отправлении в адрес АО Почта России искового заявления на сумму 59,00 руб. (л.д.4), направлением искового заявления в Амурский городской суд Хабаровского края в почтовом конверте с почтовыми марками номиналом: 10,00 руб. - 1 шт.; 5,00 руб. – 1 шт.; 50,00 руб. – 1 шт., всего на 65,00 руб. (л.д.14), то, в соответствии со ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, эти расходы подлежат возмещению истцу за счет ответчика. При этом судом признаются почтовые расходы как судебные расходы истца, поскольку таковые были необходимыми для защиты им своего нарушенного права.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 124,00 руб. (59,00 руб. + 65,00 руб. = 124,00 руб.).
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу бюджета Амурского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителей: взыскании компенсации морального вреда, штрафа; взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 4000,00 (четыре тысячи) рублей, штраф в размере 2000,00 (две тысячи) рублей, судебные расходы в размере 124 (сто двадцать четыре) рубля.
В удовлетворении исковых требований в остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.
Копию решения в мотивированном виде направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде, через Амурский городской суд Хабаровского края.
Судья Н.В. Хасанова
Решение в мотивированном виде изготовлено 16.09.2021
(выходные дни 11.09.2021, 12.09.2021).
Судья Н.В. Хасанова