ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1080/2024 от 24.01.2024 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1080/2024 (59RS0007-01-2023-006501-08)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2024 года г.Пермь

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Коневских О.В.

при секретаре ФИО3,

с участием представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд, указав, что приказом Территориального управления Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за ней установлена опека над несовершеннолетним ФИО7ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением об установлении фиксированной выплаты лицам, на иждивении которых находятся дети, не достигшие возраста 18 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, основанием для отказа послужило наличие ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей выше прожиточного минимума, а также наличие родителей, лишенных родительских прав, но обязанных содержать своего ребенка. С указанным решением истец не согласна, указывает, что названные обстоятельства не влияют на фиксированную выплату к страховой пенсии гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Действующим законодательством предусмотрено, что получателю пенсии, у которого на иждивении находится нетрудоспособный член семьи, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании его заявления о перерасчете пенсии, к которому прилагаются необходимые документы.

С учетом изложенного ФИО1 просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о рассмотрении заявления о перерасчете страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ. , обязать ответчика назначить с ДД.ММ.ГГГГ. фиксированную выплату к страховой пенсии лицам, на иждивении которых находятся дети, не достигшие возраста 18 лет.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, направила ходатайство об отложении судебного заседания для уточнения искового заявления и выработки правовой позиции.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Из материалов дела следует, что 13.12.2023г. подготовка по делу была закончена, в том числе с учетом мнения истца, позиция которого изложена в исковом заявлении и подержана в предварительном судебном заседании 13.12.2023г. Суд признал дело подготовленным, поскольку сторонами представлено достаточно доказательств для рассмотрения дела по существу, судебное заседание было назначено на 24.01.2024г. Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу в судебном заседании 24.01.2024г., истцом не представлено. Намерение истца уточнять требования уже после признания дела подготовленным не является основанием для отложения его рассмотрения, поскольку истец не лишена возможности предъявлять иные требования в рамках самостоятельного искового заявления.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Устанавливая в указанном Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).

При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются - дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.

Пункт 3 статьи 17 Закона не содержит определения того, кого следует относить к нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении. Этот вопрос решен законодателем посредством правовой отсылки к подпунктам 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ, которая использует при определении условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца аналогичные понятия.

Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Учитывая вышеуказанные взаимосвязанные нормы Закона N 400-ФЗ, не предоставляется возможным установление нахождения внуков на иждивении бабушек при наличии трудоспособных родителей. Указанная правовая позиция поддержана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 года N 757-О, что действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") предусмотрена возможность признания нетрудоспособными членами семьи не только детей умершего кормильца, но и его братьев, сестер и внуков, не имеющих трудоспособных родителей.

Такое правовое регулирование направлено на предоставление источника средств к существованию, в первую очередь, детям, лишившимся его в связи со смертью родителей, а также внукам, которые состояли на иждивении дедушек (бабушек) вследствие смерти родителей или их нетрудоспособности, учитывает положения пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по статье 8 ФЗ «О страховых пенсиях».

Из повторного свидетельства о рождении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения IV-ВГ от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что отцом является ФИО5, матерью ФИО6 (л.д. 18).

Заочным решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, ФИО6 лишены родительских право в отношении несовершеннолетнего ФИО7, 29.04.2020г., с них в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание ФИО7, ребенок передан опекуну ФИО1 (л.д.17).

Приказом ТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлена опека над несовершеннолетним ФИО7, опекуном назначена ФИО1 (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты стразовой пенсии в соответствии с ч.8 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи. С заявлением были представлены: свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства, справка о выплатах органов опеки и попечительства.

Решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, так как ФИО7 установлено ежемесячное пособие на содержание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, среднемесячный доход за 2022г. год составил 11 917 руб. 14 коп., что превышает прожиточный минимум, установленный в <адрес> в 2022 году. Кроме того, ФИО7 имеет трудоспособных родителей, лишение родительских прав которых не освобождает от исполнения родительских обязанностей по содержанию ребенка (л.д.38).

По данному делу к юридически значимым обстоятельствам относятся: являются ли родители несовершеннолетнего ФИО7 нетрудоспособными, поскольку данное обстоятельство является существенным для установления факта нахождения на иждивении внука у бабушки, поскольку в силу ст. 10 ФЗ-400 братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Согласно п.1 ст.80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Факт лишения родителей несовершеннолетнего ФИО7 Н.Д. родительских прав юридического значения в данном случае не имеет, поскольку в силу п.2 ст.71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, а в случае если родители не предоставляют своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) согласно п.2 ст.80 СК РФ взыскиваются в судебном порядке. Доказательств того, что ФИО5 и ФИО6 являются нетрудоспособными, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - О.В.Коневских

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024