ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10814/17 от 21.12.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело №2-10814/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Гоковой И.В.,

При секретаре Ушакове М.К.

С участием истца – Лазарева Г.Ф., представителя ответчика – Колягиной Т.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Г. Ф. к акционерному обществу «Амурские коммунальные системы» о признании незаконными действий по установке ОДПУ без предварительного решения общего собрания собственников и требований по оплате за установку ОДПУ,

УСТАНОВИЛ:

Лазарев Г.Ф. обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что с августа 2017 года в его адрес стали поступать квитанции об оплате установки общедомового прибора учета холодной воды, стоимостью 152 413 рублей 52 копейки с рассрочкой на пять лет. Истец обратился в управляющую компанию ООО «Управдом», АО «Амурские коммунальные системы» за разъяснением целесообразности установки приборов учета при том, что практически у всех жильцов дома установлены счетчики горячей и холодной воды, учитывающие объем потребляемой воды, остальные платят по тарифам. В ответ на обращение истца АО «Амурские коммунальные системы» сослалось на положения Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Истец считает действия ответчика незаконными, противоречащими положениям Конституции РФ, ст.ст. 421, 425, п. 4 ст. 445 ГК РФ, регламентирующим право выбора и свободного волеизъявления. Просит суд признать установку ОДПУ в доме по адресу: *** без предварительного решения общего собрания незаконной, признать незаконными требования по оплате установки ОДПУ, признать законной установку ОДПУ и дальнейшее обслуживание ОДПУ за счет АО «Амурские коммунальные системы».

В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях, подтвердив изложенные в иске доводы. Со ссылкой на ст. 157 ЖК РФ пояснил дополнительно, что общего собрания собственников помещений жилого дома по адресу: *** по вопросу установки ОДПУ и по совместной либо раздельной оплате стоимости прибора учета не проводилось. Согласие жильцов дома на установку общедомового прибора учета не спрашивалось. В квартире истца установлены приборы учета, по показаниям которых производится оплата потребленного объема горячей и холодной воды. Обязанность по установке и оплате за установку общедомовых приборов учета должна лежать на АО «Амурские коммунальные системы». Принуждение собственников к оплате за свой счет установленных ответчиком общедомовых приборов учета недопустимо.

Представитель ответчика АО «Амурские коммунальные системы» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений указала, что в рамках исполнения Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ОАО «Амурские коммунальные системы» был установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения по адресу: ***. Оснащение многоквартирного дома прибором учета используемых энергетических ресурсов произведено ОАО «Амурский коммунальные системы» после 1 июля 2012 года в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 13 Закона об энергосбережении, в связи с неисполнением собственниками помещений в данных домах обязанности по их оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов в срок до 1 июля 2012 года. Законом об энергосбережении прямо предусмотрено осуществление ресурсоснабжающими организациями деятельности по оснащению многоквартирных домов, собственниками помещений в которых в срок до 1 июля 2012 года не исполнена обязанность по их оборудованию приборами учета используемых энергетических ресурсов, коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов, независимо от воли собственников помещений такого многоквартирного дома. Энергоснабжающие организации, которым принадлежат коммунальные сети, по которым осуществляется поставка соответствующего коммунального ресурса и которые граничат с внутридомовыми инженерными сетями многоквартирного жилого дома обязаны устанавливать ОДПУ соответствующего вида коммунального ресурса. При этом, получать от собственников согласие, оформленное в виде протокола или решения общего собрания на монтаж ОДПУ, не требуется. Также не требуется принятие соответствующего решения на включение установленных ОДПУ коммунальных ресурсов в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, таким образом, с момента установки и ввода в коммерческую эксплуатацию, ОДПУ считается общим имуществом многоквартирного жилого дома. При этом, собственники помещений обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации расходы на установку данных приборов учета в силу требований ст. 13 ФЗ №261, ст. 158 ЖК РФ. В связи с тем, что представителями собственников либо обслуживающей (управляющей) компанией не были выполнены требования п. 5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года №261-ФЗ, работы по установке ОДПУ водоснабжения были выполнены в марте 2014 года силами подрядной организации и 20.05.2014 года осуществлен ввод ОДПУ в коммерческую эксплуатацию. На основании изложенного, АО «АКС» имело право установить ОДПУ в указанном многоквартирном жилом доме за свой счет, а так же требовать от собственников денежные средства в счет возмещения затрат на его установку. Действия АО «АКС» по установке и взиманию платы с собственников многоквартирного жилого дома по ул. *** г.Благовещенска за установку ОДПУ холодного водоснабжения являются законными и обоснованными.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.03.2014 года ОАО «Амурские коммунальные системы» провело подготовительные работы, осуществило установку и проверило в тестовом режиме правильность работы общедомовых приборов учета потребления холодной воды, установленных в многоквартирных жилых домах, в том числе многоквартирном жилом доме №*** по ул. ***, г.Благовещенска, где проживает истец.

В соответствии с актом от 20.05.2014 года узел учета (коллективного (общедомового) прибора учета) водоснабжения допущен в эксплуатацию.

Согласно доводам иска, с августа 2017 года в адрес истца стали поступать выставляемые АО «Амурские коммунальные системы» квитанции об оплате установки общедомового прибора учета холодной воды. Указанные действия ответчика истец считает незаконными, противоречащими положениям Конституции РФ, ст.ст. 421, 425, п. 4 ст. 445 ГК РФ, регламентирующим право выбора, свободы договора и свободного волеизъявления.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 13 указанного Закона до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, собственники помещений обязаны оплатить расходы по установки коллективного (общедомового) прибора учета.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, оформленное в виде соответствующего решения. Работы по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию общего имущества дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Обязанность обеспечения приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию, электрической энергии лежит на собственниках многоквартирного дома. Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме по ул. *** г.Благовещенска в срок до 01 июля 2012 года не решили вопрос об установке коллективного (общедомового) прибора учета потребления холодной воды, ресурсоснабжающая организация, в данном случае АО «Амурские коммунальные системы», в соответствии с возложенными на нее действующим законодательством обязанностями после указанной даты, была обязана установить в доме, где проживает истец, общедомовой прибор учета потребления холодной воды с выставлением собственникам помещений счетов на оплату установки.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия АО «Амурские коммунальные системы» по установке общедомового прибора учета и выставлении платы основаны на действующем законодательстве. Правовых оснований к удовлетворению исковых требований Лазарева Г.Ф. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лазареву Г. Ф. к акционерному обществу «Амурские коммунальные системы» о признании незаконным действий по установке ОДПУ без предварительного решения общего собрания собственников и требований по оплате по установке ОДПУ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение одного месяца через Благовещенский городской суд, с момента принятия его в окончательной форме.

Председательствующий:

решение в окончательной форме принято 28.12.2017 года