ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10819 от 13.11.2010 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-10819/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Смирновой Н.И.

при секретаре Потаповой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

13 ноября 2010 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании приказов недействительными в части установления ежемесячной надбавки, взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 был назначен на должность ... Управления делами Минархстроя РК приказом   от июля 2007 года. Минархстроем РК в лице представителя нанимателя, с одной стороны, и ФИО1, как гражданским служащим РК, с другой стороны, в июле 2007 года был заключен служебный контракт, согласно которому гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит- из месячного оклада; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе РК ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РК и т.д.

Приказами Минархстроя РК   от 28.05.2010 года,   от 30.06.2010 года,   от 30.07.2010 года от 28.05.2010 года ФИО1 был установлен размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы соответственно : за май 2010 года -70% должностного оклада, за июнь 2010 года 50%, за июль 2010 года 10%.

Не согласившись с установленным представителем нанимателя размером надбавки, ФИО1 обратился в суд с тремя отдельными исками к Минархстрою о признании недействительным каждого из оспариваемых приказов в части установления размера ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, просит взыскать недополученное денежное содержание за май, июнь, июль 2010 года, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 1\300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок ежемесячных сумм надбавки за каждый день задержки на день разрешения спора, в связи с перерасчетом денежного содержания за июль 2010 года просит взыскать не выплаченный размер денежного содержания к отпуску с 02.08.2010 года по 03.09.2010 года, компенсацию морального вреда за неправомерные действия ответчика по каждому приказу. Обосновывает заявленные требования по каждому из исков тем, что работодатель без каких-либо пояснений снизил ему размер надбавки за май, июнь, июль 2010 года. Считает указанные действия министерства нарушающими принцип справедливости при оплате труда за оспариваемые им периоды работы.

Определением судьи от 21.10.2010 года три гражданских дела по искам ФИО1 к Минархстрою РК о признании приказов недействительными в части установления ежемесячной надбавки, взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда объединены в одно производство.

В судебном заседании истец на иске настаивает, представитель ответчика требования не признает в полном объеме по основаниям, приведенным в письменном отзыве, считает, что размер надбавки истцу определен правильно в соответствии с объемом выполненных работ.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).

В состав дополнительных выплат входит ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, максимальный размер которой не может превышать 200 процентов должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы должен определяться представителем нанимателя (ч. 7 ст. 50 комментируемого Закона).

Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в зависимости от группы должностей, так, по высшим государственным должностям надбавка определяется в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада; по главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада; по ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада; по старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада; по младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.

Указом Главы РК №155 от 01.12.2005 года « О денежном содержании государственных гражданских служащих РК» установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Коми в размере до 200 процентов должностного оклада без какой-либо дифференциации по должностям. Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Коми устанавливается руководителем органа государственной власти Республики Коми, иного государственного органа Республики Коми (далее - представитель нанимателя).

Согласно Положения о Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства ( Минархстрой) РК, утвержденного Указом Главы РК от 02.02.2010 года № 16, Минархстрой является органом исполнительной власти РК, на него распространяется действие Указа РК №155.

Приказом Минархстроя РК от 17.08.2009 года №164 –ОД утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК

Пунктом 2.1 Положения определено, что ежемесячная надбавка устанавливается в размере до 200% должностного оклада. Конкретный размер надбавки каждому гражданскому служащему определяется в соответствии с его деловой квалификацией, личным вкладом в общие результаты работы.

Пункт 2.2 Положения устанавливает основные критерии для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки : - профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; - сложность, срочность выполняемой работы: - качество выполнения работ высокой напряженности и интенсивности ( большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания, и др).

Размер ежемесячной надбавки может быть снижен по следующим основаниям: - за низкую исполнительскую дисциплину, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей согласно должностному регламенту; - за некачественное и ( или) несвоевременное исполнение заданий непосредственного руководителя; -за нарушение сроков подготовки проектов нормативных правовых актов, исполнения решений коллегии, протоколов заседаний ( совещаний) ; - за нарушение служебной дисциплины.

Снижение размера ежемесячной надбавки производится за тот расчетный период, в котором было обнаружено упущение в работе, и оформляется приказом по министерству.

Как следует из материалов дела, соответствующие приказы о снижении оспариваемой надбавки ФИО1 за май, июнь и июль 2010 года не издавались.

Следовательно, при разрешении настоящего дела, суд исходит из оценки основных критериев, по которым ответчиком определен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы ФИО1 При этом обязанность доказать обоснованность установленных приказами размеров надбавки за оспариваемый истцом период возложена на ответчика.

Профессиональный уровень выполнения должностных обязанностей истца за май, июнь, июль 2010 года, сложность, срочность выполняемой им работы, а также качество определено Министерством согласно исполнительской дисциплине ФИО1 по входящим документам. Так, согласно представленным ответчиком справкам, в мае истцу было дано 202 поручения, из них 77 со сроком, все выполнены. В указанном месяце истец находился в отпуске, в мае у него всего 11 рабочих дней. За июнь 2010 года ФИО1 поступило 95 поручений, со сроком исполнения 61, исполнены все. В июле 2010 года истец отработал 9 рабочих дней, за указанный период поручений 36, из них 19 со сроком, исполнены.

При анализе вышеприведенных данных следует, что исполнительская дисциплина истцом за оспариваемые месяцы работы не нарушена и носит 100% характер и выше. При этом суд учитывает, что конкретный объем работы каждого государственного служащего структурного подразделения – отдела юридической и организационной работы министерства устанавливает начальник Управления делами министерства А., выдающий в основном напрямую задания и поручения каждому сотруднику отдела. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями А., допрошенного судом в качестве свидетеля. Последний пояснил, что основанием уменьшения объема работы истца за июнь, июль 2010 года явилось соответственно уменьшение данных ему поручений ввиду возникшего недоверия. Таким образом, объем выполняемой работы истцом не является причиной его ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а носит направленный характер со стороны представителя нанимателя.

Отсюда, суд не может признать состоятельными доводы ответчика о законности установления надбавки за май, июнь, июль 2010 года соответственно 70%, 50%, 10% ввиду уменьшения объема работы истца, а также неполный отработанный месяц ( отпуск, больничный лист). Последнее обстоятельство не приведено в Положении в качестве критерия для установления размера надбавки, также оно не применялось в отношении других сотрудников отдела, в том числе и истца за ранее отработанное время, в частности апрель 2010 года, октябрь 2009 года. Ссылка свидетеля А. на возникшее недоверие к ФИО1, как к работнику в связи с конкретной ситуацией не может служить основанием признания действий ответчика правомерными, поскольку должно разрешаться в установленном законом порядке ( например, конфликт интересов и т.д.), а не служить основанием для освобождения истца от выполнения поручений, т.е. фактическим частичным отстранением от работы.

Каких-либо других доказательств, обосновывающих позицию ответчика по делу, им не представлено и судом не установлено.

При анализе и сравнении устанавливаемой ежемесячно оспариваемой надбавки работникам отдела и в целом министерства следует, что ответчиком нарушается основной принцип стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, которым является взаимосвязь размера выплат, составляющих его денежное содержание, и замещаемой должности гражданской службы: чем выше занимаемая гражданским служащим должностная позиция - тем выше возможный совокупный размер денежного содержания. Исходя из смысла Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также вышеприведенного Указа Президента РФ от 9 апреля 1997 г., такой принцип закрепляет установленную законом иерархию должностей гражданской службы, отражает возрастающую степень ответственности гражданских служащих, и создает предпосылки для мотивации и стимулирования их карьерного роста.

Судом установлено, что в состав отдела юридической и организационной работы Министерства входит должность ..., занимаемая истцом, также должность ..., на которую принята Н., Ш.- ... и П. в качестве ....

Все работники отдела по иерархии относятся к низшим должностям по сравнению с занимаемой истцом.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения об отделе юридической и организационной работы Управления делами Министерства, утвержденного 29.11.2007 года, начальник отдела руководит работой отдела, организует его деятельность, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций и т.д. По смыслу приведенного Положения, оценка работы начальника отдела взаимосвязана с оценкой работы каждого из подчиненных и соответственно не может быть определена ниже. Ответчиком не представлены какие-либо доказательства, дающие основание суду считать обратное.

Согласно приказа   от 30.07.2010 года об установлении надбавки за особые условия гражданской службы за июль 2010 года установлено П. – 200%, Ш. 170%, Н. -90%. ФИО1 10%. Аналогичная картина и по другим оспариваемым истцом приказам.

Следовательно, исходя из размера надбавки каждого из работников отдела, не согласуется и не обосновывается принципом дифференциации установление ответчиком начальнику отделу более низкой надбавки, также данное обстоятельство противоречит организации работы отдела, установленного Положением.

Таким образом, в совокупности всех доказательств по делу, суд считает, что исковые требования ФИО1 к Минархстрою РК о признании приказов недействительными в части установления ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы за май, июнь, июль 2010 года следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Соответственно, как вытекающее из первоначального, подлежит удовлетворению требование истица о взыскании недополученной заработной платы за май, июнь и июль 2010 года, в том числе оплата за отпуск с 02.08.2010 года,

В представленном суду ФИО1 расчета недополученной заработной платы, не оспариваемого ответчиком в лице его представителя, истец исходил из размера ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы 140%, которая определялась ему в течение работы у ответчика, более максимального размера данной надбавки истцу не определялось.

Суд, не выходя за рамки требований истца, согласно ежемесячного размера надбавки 140% от должностного оклада истца, с учетом фактически произведенной выплаты, определяет взыскать с Минархстроя РК в пользу ФИО1 заработную плату за май 2010 года в сумме ... руб., за июнь 2010 года ... руб., за июль 2010 года ... руб., отпускные за период с 02.08.2010 года по 03.09.2010 года ... руб., всего ... руб.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не регламентирует ответственность представителя нанимателя за несвоевременную выплату денежного содержания ( заработной платы) государственному гражданскому служащему.

При таких обстоятельствах, на эти отношения распространяются нормы трудового законодательства, в части не урегулированной нормами Закона РФ №79-ФЗ, в том числе и статья 236, 237 Трудового кодекса РФ.

В силу статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику предусмотрена материальная ответственность в виде компенсации за каждый день задержки заработной платы, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до дня фактического расчета включительно. Размер компенсации устанавливается коллективным договором или трудовым договором и не может быть ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной суммы заработной платы.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Всего в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в сумме ... руб., исходя из ставки рефинансирования 7,75%, количества дней задержки, итого за май ... руб. ( 161день), за июнь – ... руб. ( 131 день), за июль – ... руб. ( 100 дней), отпускные -... руб. ( 114 дней).

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз.14 ч.1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку требования о компенсации морального вреда производны от первоначальных требований о взыскании задолженности по заработной плате, которые удовлетворены судом, то и требования о компенсации морального вреда также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, при определении размера компенсации, подлежащего взысканию с ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд, учитывая обстоятельства дела, степень вины работодателя, объем и характер нравственных страданий истца, в течении длительного периода времени не получавшего заработной платы за свой труд. Вместе с тем, заявленную истцом сумму суд считает завышенной и полагает возможным определить к взысканию с ответчика в счет компенсации морального вреда ... руб. Данная сумма разумна, справедлива, определена с учетом всех обстоятельств дела, характера и объема причиненных нравственных страданий.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, исходя из удовлетворения требований истца, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства ... руб.

Руководствуясь ст.ст. 195- 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании приказов недействительными в части установления ежемесячной надбавки, взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить.

Признать недействительными приказы Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми   от 28.05.2010 года,   от 30.06.2010 года,   от 30.07.2010 года в части установления ФИО1 ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы за май, июнь, июль 2010 года.

Взыскать с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в пользу ФИО1 заработную плату ... рублей ... копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы ... рубля ... копеек, компенсацию морального вреда ... рублей, всего взыскать ... рубля ... копеек.

Взыскать с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми государственную пошлину в доход государства ... рублей ... копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий