Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017г. с.Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Лежбединовой Ж., с участием представителей истицы по доверенности ФИО1 и ФИО2, представителя ответчиков Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» (ГАУ «МФЦ в РД») ФИО3, рассмотрев исковое заявление Х. к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям,-
У с т а н о в и л :
Х. обратилась в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям в размере 71127,32р. и госпошлины, указывая на то, что она является получателем субсидий на оплату ЖКУ с февраля 2005г.. До ноября 2014 г. она получала субсидии. С ноября 2014 имея на руках справки о начислении субсидий она не может их получить. С октября 2014 года по март 2015г. и с ноября 2015г. по апрель 2016г. начислены субсидии на сумму 71127,32 р.. Хотя, как следует из письма Министра финансов по <адрес>, вся начисленная сумма по субсидиям за 2014-2015г.г. в размере 60 млн.рублей полностью перечислена в бюджет района. В соответствии с Законом Республики Дагестан № от 2006г., государственные полномочия по предоставлению и обеспечению граждан субсидиями на оплату ЖКУ отозваны от органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № уполномоченным органом по реализации этих полномочий определено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, которому переданы и средства на предоставление субсидий на оплату ЖКУ. Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016г. № ГАУ РД «МФЦ в РД» уполномочена на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением главы МР «<адрес>» № от 26.02.2016г. МКУ «Районный центр субсидий» ликвидирован с ДД.ММ.ГГГГг.. Принятые документы на оформление субсидий с ноября 2014г. по март 2016г. по описи переданы в ГАУ «МФЦ в РД» по <адрес>, который должен осуществить выплату субсидий.
В ходе судебного заседания истец уточнил свои требования и просил указанную в иске сумму взыскать не с ГАУ «МФЦ в РД» а с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Представители истицы по доверенности ФИО1 и ФИО2 в суде поддержали заявленные требования и просили взыскать сумму субсидий и госпошлину с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенностям ФИО3, не признавая иск и соглашаясь с доводами истицы о том, что полномочия по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы Министерству строительства, энергетики и связи, суду пояснила, что во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 16.02. 2016г. №-р ГАУ РД «МФЦ в РД» провело сплошную инвентаризацию получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ.
Инвентаризационные дела были переданы муниципальным отделом субсидий в филиалы ГАУ РД «МФЦ в РД» по реестру, подписанному с обеих сторон. Пунктом 5 Протокола совместного заседания Комиссии и Межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ№, признано неправомерным начисление субсидий на оплату ЖКУ по личным делам, не соответствующим Правилам предоставления субсидий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №. Среди этих документов находилось и дело Х.
По результатам инвентаризации, выявлено отсутствие в личном деле Х. копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, а также отсутствие документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, доходы которых учитываются при исчислении совокупного дохода семьи, к членам семьи заявителя.
Учитывая, что факт образования задолженности Республики Дагестан по публичному нормативному обязательству возник с ноября 2010г., то есть до вступления в силу Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ и отсутствие в Законе нормы, устанавливающей его действия до его издания, считает необходимым руководствоваться нормативно правовыми актами, действующими до ДД.ММ.ГГГГ.. Указанное свидетельствует об отсутствии правоотношений между истцом и ГАУ РД «МФЦ в РД» до апреля 2016, а поэтому ответчики не нарушили права истицы на получение субсидии.
На основании изложенного, просит в иске отказать в полном объеме.
Свои возражения ФИО3 представила суду, которые приобщены к материалам дела.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют собственники жилых помещений.(п.4ч.2)
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.(ч.3)
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.(ч.4)
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.(ч.5)
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.(ч.7)
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.(ч.8)
Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно п.66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.(п.71 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Дагестан постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> ( с изменениями на ДД.ММ.ГГГГг.)
Согласно п.2 указанного Порядка, субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Прием документов, представляемых для получения субсидий гражданами, осуществляется государственным автономным учреждением Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>".(п.6)
Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № уполномоченным органом по приятию Решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определено Государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>».
Таким образом, фактическим получателем субвенцией является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан».
Истцом заявлены требования о взыскании задолженности по субсидиям за период с ноября 2014 по март 2015г. и с ноября 2015 по апрель 2016г..
Как указано выше, Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий.
Законом Республики Дагестан № от 08.02.2016г.
«О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.(ст.1)
Статья 2 Закона обязала органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке перечислить в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Следовательно речь идет о всех денежных средствах, как полученных муниципальными образованиями, так и не полученных средств, которые явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. Межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу указанного выше закона муниципальным районам, и задолженность по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2016г. № ликвидировано Государственное казенное учреждение РД «Республиканский центр субсидий». Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, осуществляющее функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", является ответственным за осуществление ликвидационных мероприятий; правопреемником государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Из ответа администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ на запрос истца, следует, что на основании Закона РД от 08.02.2016г. №, постановлением главы района № от 26.02.2016г. МКУ «Районный центр субсидий» ликвидирован с ДД.ММ.ГГГГг.. Принятые пакеты на оформление субсидий ЖКУ с ноября 2014 по март 2016г. по описи переданы в ГАУ «МФЦ в РД» для осуществления выплат по субсидиям.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать субсидии на оплату жилья и коммунальные услуги с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
В материалах дела имеются справки и расчет задолженности по субсидиям на оплату жилья и ЖКУ, выданный МФЦ района, из которых следует, что размер задолженности субсидий за период с октября 2014 по март 2015 ежемесячно составил 6201,22р, за период с ноября 2015 по март 2016 по 6704,57р., а за апрель 2016г.- 397р., всего 71127,32р.
Истцом также суду предоставлены квитанции об оплате за газ и уточненный расчет задолженности, согласно которой задолженность составляет 30760р., которые истцом уплачены по представленным квитанциям. Истец в суде согласился с уточненным расчетом и просил взыскать эту сумму с министерства транспорта, энергетики и связи РД. Суд также соглашается уточненным расчетом истца и считает подлежащим взысканию в пользу истца с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан указанную сумму. В остальной части требования истца следует оставить без удовлетворения, в виду того, им в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлены доказательства, обосновывающие свои требования в остальной части задолженности.
Доводы ответчика о том, что обязательства возникли до вступления Закона РД от 08.02.2016г. №, а потому должны руководствоваться актами, действующими до издания этого закона, суд считает не состоятельными. Задолженность образовалась как до издания указанного Закона, так и после его принятия, задолженность образована до апреля 2016года. В силу указанного выше, эта задолженность уже не может быть взыскана с ГАУ «МФЦ в РД» и муниципального образования.
Доводы ответчика о том, что начисление субсидий истице было признано неправомерным со ссылкой на п.5 Протокола от 07.09.2016г., также не могут быть взяты за основу. До этого истица обоснована была включена в список получателей субсидий, это подтверждается и справками, выданными ГАУ «МФЦ в РД» в <адрес>, приобщенным к материалам. Основания включения её в этот список не отпали.
В соответствии со ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота ил иными обычно предъявляемыми требованиям. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Определением от 02.10.2017г. истцу отсрочено уплата госпошлины до принятия решения судом.
В порядке ст.98 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в Федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 1121рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,суд-
Р е ш и л :
Исковые требования Х. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей в <адрес> Республики Дагестан задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016г. в размере 30760 (тридцать тысяча семьсот шестьдесят) рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в Федеральный бюджет госпошлину в размере 1121 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А.Хункеров