ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1081/17 от 12.12.2017 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017г. с.Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Лежбединовой Ж., с участием представителей истицы по доверенности ФИО1 и ФИО2, представителя ответчиков Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» (ГАУ «МФЦ в РД») ФИО3, рассмотрев исковое заявление Х. к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям,-

У с т а н о в и л :

Х. обратилась в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям в размере 71127,32р. и госпошлины, указывая на то, что она является получателем субсидий на оплату ЖКУ с февраля 2005г.. До ноября 2014 г. она получала субсидии. С ноября 2014 имея на руках справки о начислении субсидий она не может их получить. С октября 2014 года по март 2015г. и с ноября 2015г. по апрель 2016г. начислены субсидии на сумму 71127,32 р.. Хотя, как следует из письма Министра финансов по <адрес>, вся начисленная сумма по субсидиям за 2014-2015г.г. в размере 60 млн.рублей полностью перечислена в бюджет района. В соответствии с Законом Республики Дагестан от 2006г., государственные полномочия по предоставлению и обеспечению граждан субсидиями на оплату ЖКУ отозваны от органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. уполномоченным органом по реализации этих полномочий определено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, которому переданы и средства на предоставление субсидий на оплату ЖКУ. Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016г. ГАУ РД «МФЦ в РД» уполномочена на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением главы МР «<адрес>» от 26.02.2016г. МКУ «Районный центр субсидий» ликвидирован с ДД.ММ.ГГГГг.. Принятые документы на оформление субсидий с ноября 2014г. по март 2016г. по описи переданы в ГАУ «МФЦ в РД» по <адрес>, который должен осуществить выплату субсидий.

В ходе судебного заседания истец уточнил свои требования и просил указанную в иске сумму взыскать не с ГАУ «МФЦ в РД» а с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Представители истицы по доверенности ФИО1 и ФИО2 в суде поддержали заявленные требования и просили взыскать сумму субсидий и госпошлину с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенностям ФИО3, не признавая иск и соглашаясь с доводами истицы о том, что полномочия по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы Министерству строительства, энергетики и связи, суду пояснила, что во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 16.02. 2016г. -р ГАУ РД «МФЦ в РД» провело сплошную инвентаризацию получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ.

Инвентаризационные дела были переданы муниципальным отделом субсидий в филиалы ГАУ РД «МФЦ в РД» по реестру, подписанному с обеих сторон. Пунктом 5 Протокола совместного заседания Комиссии и Межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, признано неправомерным начисление субсидий на оплату ЖКУ по личным делам, не соответствующим Правилам предоставления субсидий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. . Среди этих документов находилось и дело Х.

По результатам инвентаризации, выявлено отсутствие в личном деле Х. копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, а также отсутствие документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, доходы которых учитываются при исчислении совокупного дохода семьи, к членам семьи заявителя.

Учитывая, что факт образования задолженности Республики Дагестан по публичному нормативному обязательству возник с ноября 2010г., то есть до вступления в силу Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие в Законе нормы, устанавливающей его действия до его издания, считает необходимым руководствоваться нормативно правовыми актами, действующими до ДД.ММ.ГГГГ.. Указанное свидетельствует об отсутствии правоотношений между истцом и ГАУ РД «МФЦ в РД» до апреля 2016, а поэтому ответчики не нарушили права истицы на получение субсидии.

На основании изложенного, просит в иске отказать в полном объеме.

Свои возражения ФИО3 представила суду, которые приобщены к материалам дела.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют собственники жилых помещений.(п.4ч.2)

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.(ч.3)

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.(ч.4)

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.(ч.5)

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.(ч.7)

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.(ч.8)

Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Согласно п.66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.(п.71 Правил).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Дагестан постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> ( с изменениями на ДД.ММ.ГГГГг.)

Согласно п.2 указанного Порядка, субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Прием документов, представляемых для получения субсидий гражданами, осуществляется государственным автономным учреждением Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>".(п.6)

Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. уполномоченным органом по приятию Решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определено Государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>».

Таким образом, фактическим получателем субвенцией является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан».

Истцом заявлены требования о взыскании задолженности по субсидиям за период с ноября 2014 по март 2015г. и с ноября 2015 по апрель 2016г..

Как указано выше, Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий.

Законом Республики Дагестан от 08.02.2016г.
«О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.(ст.1)

Статья 2 Закона обязала органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке перечислить в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Следовательно речь идет о всех денежных средствах, как полученных муниципальными образованиями, так и не полученных средств, которые явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. Межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу указанного выше закона муниципальным районам, и задолженность по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2016г. ликвидировано Государственное казенное учреждение РД «Республиканский центр субсидий». Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, осуществляющее функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", является ответственным за осуществление ликвидационных мероприятий; правопреемником государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Из ответа администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос истца, следует, что на основании Закона РД от 08.02.2016г. , постановлением главы района от 26.02.2016г. МКУ «Районный центр субсидий» ликвидирован с ДД.ММ.ГГГГг.. Принятые пакеты на оформление субсидий ЖКУ с ноября 2014 по март 2016г. по описи переданы в ГАУ «МФЦ в РД» для осуществления выплат по субсидиям.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать субсидии на оплату жилья и коммунальные услуги с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

В материалах дела имеются справки и расчет задолженности по субсидиям на оплату жилья и ЖКУ, выданный МФЦ района, из которых следует, что размер задолженности субсидий за период с октября 2014 по март 2015 ежемесячно составил 6201,22р, за период с ноября 2015 по март 2016 по 6704,57р., а за апрель 2016г.- 397р., всего 71127,32р.

Истцом также суду предоставлены квитанции об оплате за газ и уточненный расчет задолженности, согласно которой задолженность составляет 30760р., которые истцом уплачены по представленным квитанциям. Истец в суде согласился с уточненным расчетом и просил взыскать эту сумму с министерства транспорта, энергетики и связи РД. Суд также соглашается уточненным расчетом истца и считает подлежащим взысканию в пользу истца с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан указанную сумму. В остальной части требования истца следует оставить без удовлетворения, в виду того, им в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлены доказательства, обосновывающие свои требования в остальной части задолженности.

Доводы ответчика о том, что обязательства возникли до вступления Закона РД от 08.02.2016г. , а потому должны руководствоваться актами, действующими до издания этого закона, суд считает не состоятельными. Задолженность образовалась как до издания указанного Закона, так и после его принятия, задолженность образована до апреля 2016года. В силу указанного выше, эта задолженность уже не может быть взыскана с ГАУ «МФЦ в РД» и муниципального образования.

Доводы ответчика о том, что начисление субсидий истице было признано неправомерным со ссылкой на п.5 Протокола от 07.09.2016г., также не могут быть взяты за основу. До этого истица обоснована была включена в список получателей субсидий, это подтверждается и справками, выданными ГАУ «МФЦ в РД» в <адрес>, приобщенным к материалам. Основания включения её в этот список не отпали.

В соответствии со ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота ил иными обычно предъявляемыми требованиям. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Определением от 02.10.2017г. истцу отсрочено уплата госпошлины до принятия решения судом.

В порядке ст.98 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в Федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 1121рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,суд-

Р е ш и л :

Исковые требования Х. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей в <адрес> Республики Дагестан задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016г. в размере 30760 (тридцать тысяча семьсот шестьдесят) рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в Федеральный бюджет госпошлину в размере 1121 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А.Хункеров