ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1081/2011 от 11.03.2011 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

  Дело № год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

 Ленинский районный суд <адрес> в составе:

 Председательствующего судьи- Букреевой Е.В.

 С участием прокурора- ФИО2

 При секретаре- ФИО3

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Курской таможне о возложении обязанности перезаключить контракт, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л :

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Курской таможне о возложении обязанности перезаключить контракт, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

 В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, уточнив их. Пояснили, что истец работал в Курской таможне с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях. Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность начальника отдела дознания, после чего с ним неоднократно перезаключались контракты на данную должность на новый срок. В октябре 2010 года он обратился с заявлением на имя начальника Курской таможни о заключении контракта на новый срок. Приказом №-П от ДД.ММ.ГГГГ, он был уволен ДД.ММ.ГГГГ по подпункту 4 пункта 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом. Считает увольнение не законным. С учетом многократного заключения срочных трудовых контрактов Курской таможней на неопределенный срок для выполнения фактически одной и той же трудовой функции, считает, что указанный контракт является договором, заключенным на неопределенный срок. Кроме того, считает, что увольнение произведено без учета обстоятельств, свидетельствующих о его предшествующее работе. Расторжение трудового договора (контракта (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом)) по инициативе работодателя без достаточных на то оснований, противоречит положениям ст. ст. 77, 81 ТК РФ, а неправомерные действия работодателя по отношению к истцу являются дискриминацией в сфере труда. На основании вышеизложенного, просят признать отказ начальника Курской таможни в перезаключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-К о его увольнении не законными, обязать начальника Курской таможни перезаключить контракт, восстановив истца на работе в Курской таможне в должности начальника отдела дознания с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

 Представители ответчика по доверенности ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали, пояснив, что увольнение истца произведено с соблюдением норм материального и процессуального права, порядок увольнения со службы в таможенных органах соблюден. На основании изложенного, просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

 Представитель 3-го лица –Центральной оперативной таможни по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснила, что исковые требования ФИО1 необоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку он уволен со службы в таможенных органах в соответствии с действующим законодательством.

 Выслушав пояснения истца, его представителя, представителей ответчика, представителя 3-го лица, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, а также в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

 Согласно ст. 11 Трудового Кодекса РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме настоящего Кодекса, и иными Федеральными законами.

 Деятельность, осуществляемая таможенными органами, предопределяет специальный правовой статус сотрудников, особенности порядка и условий прохождения службы в таможенных органах регулируются специальными нормами, а именно Федеральным Законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ.

 Нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в таможенных органах, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.

 Согласно ч. 2 ст. 6 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ, поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах (статья 10 Закона).

 Согласно ст. 1 Закона служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ».

 Деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов на основании контракта, заключаемого только на определенный срок.

 Согласно п. 10 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта и окончанием срока действия контракта, является дата, указанная в тексте контракта.

 Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Курской таможней был издан приказ №-к, на основании которого ФИО1 принят на службу ДД.ММ.ГГГГ по контракту о службе в таможенных органах РФ сроком на один год в должности начальника отдела дознания Курской таможни. Основанием для издания данного приказа явился контракт №к/9 заключенный с ФИО1

 Приказом Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах по истечении срока действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно контракту №к/09 датой начала его действия является ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания срока службы истца является ДД.ММ.ГГГГ

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Курской таможни №-к были внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к в части увольнения истца со службы в таможенных органах не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ.

 Конституционный Суд РФ в своем Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ указал, что Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», определяя порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, регламентирует, в числе прочих, вопросы поступления на службу в таможенные органы и прекращения службы в таможенных органах.

 Как следует из его статей 6,10 и 48, поступление на службу в таможенные органы, граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашении. Сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

 Таким образом, суд считает, что заключив добровольно контракт о службе в таможенных органах сроком на один год, ФИО1 согласился с тем, что по истечении годичного срока его служба в таможенных органах может быть прекращена, и он будет уволен в соответствии с Законом.

 В соответствии с п. 18 Положения контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон в иные сроки до истечения срока действующего контракта.

 Как установлено в судебном заседании ФИО1 обратился к начальнику Курской таможни с заявлением о перезаключении с ним контракта по должности начальника отдела дознания на новый срок.

 В соответствии с п. 20 Положения не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником. В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывает уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (не заключении) контракта на новый срок.

 ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Курской таможни по правоохранительной деятельности ФИО7 в отношении истца было составлено представление (характеристика), которое было согласовано ДД.ММ.ГГГГ начальником Курской таможни ФИО8

 Согласно п. 15 Типового положения о подразделении дознания таможни, утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, подразделение возглавляет начальник, кандидатура которого согласовывается с соответствующей оперативной таможней (ЦОТ) и Управление таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.

 Как следует из письма ЦОТ от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «О порядке реализации приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся кадровых вопросов» для принятия решения по вопросам назначения на должности и заключения контрактов с сотрудниками правоохранительных произведений (начальниками отделов) согласование производится с отделом собственной безопасности таможни (ОСБ), службой собственной безопасности Центрального таможенного управления (ССБ ЦТУ), заместителем начальника ЦТУ - начальником ЦОТ, ГУТРД ФТС России.

 Кроме того, п.2 Должностной инструкции начальника отдела дознания следует, что начальник отдела дознания назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника таможни по представлению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности по согласованию с Отделом организации дознания ЦОТ и Управлением таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.

 Согласно вышеприведенным нормам, начальник отдела дознания Курской таможни назначается на должность и освобождается от должности начальником Курской таможни по представлению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, согласованному с ОСБ таможни, ССБ ЦТУ, ЦОТ, ГУТРД.

 Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ письмом таможни № в адрес заместителя начальника ЦТУ - начальника ЦОТ для согласования заключения контракта на новый срок были направлены документы в отношении ФИО1

 Как следует из отметок на листе согласования в представлении на ФИО1, его кандидатура не согласована начальником ССБ ЦТУ ФИО9 и начальником ЦОТ ФИО10.

 Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ № заместитель начальника ЦТУ - начальник ЦОТ информировал начальника Курской таможни о нецелесообразности заключения контракта о службе в таможенных органах РФ на новый срок с ФИО1

 При этом мотивированного решения таможенного органа об отказе заключать контракт с сотрудником о прохождении службы в таможенных органах нормы Закона не содержат.

 В соответствии с п. 21 Положения решение о заключении (не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления, не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта. При решении о не заключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

 Установлено, что предупреждением (уведомлением) от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника таможни ФИО1 был предупрежден о том, что контракт на новый срок в занимаемой должности с ним заключен не будет, в связи с чем он подлежит увольнению со службы в таможенных органах РФ ДД.ММ.ГГГГ по пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).

 Таким образом, суд считает, что ответчиком был соблюден порядок увольнения ФИО1 со службы в таможенных органах, предусмотренный Законом и Положением.

 При таких обстоятельствах, суд находит, что увольнение ФИО1 по истечении срока контракта является законным.

 Доводы истца и его представителя о том, что истцом нарушен абзац 1 п.21 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, т.к. решение о незаключении контракта с истцом на новый срок было принято начальником таможенного органа позднее месяца до истечения срока контракта, являются не состоятельными, поскольку это не привело к нарушению прав истца. Вместе с тем, истец в соответствии с абзацем 2 п. 21 Положения своевременно был предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме, а именно не позднее чем за семь дней до дня истечения срока контракта.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о возложении обязанности перезаключить контракт на новый срок, восстановлении на работе.

 Поскольку суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности перезаключить контракт на новый срок, восстановлении на работе, то с учетом положений ст. 394 ТК РФ требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

 ФИО1 в удовлетворении иска к Курской таможне о возложении обязанности перезаключить контракт, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

 Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись Е.В. Букреева