К делу № 2-1081/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года г. Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Лях Д.Г.
при секретаре Малиеве Т.А.
с участием прокурора Вербицкого М.С.
представителя заинтересованного лица администрации Крымского городского поселения ФИО1
представителя заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Крымскому району
ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Крымского городского поселения Крымского района, выразившегося в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другими нормативным документам,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Крымского городского поселения Крымского района, выразившегося в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другими нормативным документам. Свои требования мотивирует тем, Крымской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки в области обеспечения безопасности дорожного движения г. Крымска Крымского района выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
По итогам обследования улично-дорожной сети г. Крымска составлен акт проверки эксплуатационного состояния маршрутов регулярного сообщения № 25 УСД Крымского городского поселения. Так выявлены следующие недостатки: паспорта не согласованы в установленном порядке. В паспортах маршрутов места автобусных остановкой не отражены; по ул. Темченко (от ул. Слободская до ул. Кирова) отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствует искусственное освещение. Отсутствует заездной карман. Отсутствует посадочная площадка, отсутствует искусственное освещение. Обочина отсутствует и не укреплена, отсутствует горизонтальная разметка. По ул. Кирова, а/о «СОШ №6» справа и слева отсутствует посадочная площадка. Отсутствуют заездные карманы. Отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствует искусственное освещение. По ул. К. Либкнехта, а/о «ПАТП» справа и слева отсутствуют заездные карманы. Отсутствует дорожный знак 5.16. отсутствует искусственное освещение. Отсутствует пешеходный переход. По ул. Кирова, а/о «ПАТП» отсутствует посадочная площадка. Отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствует искусственное освещение. По ул. Кирова, а/о «Кристалл» справа и слева отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствует искусственное освещение. По ул. ФИО2, а/о «ФИО3» справа и слева отсутствует посадочная площадка. Отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствует искусственное освещение. По ул. ФИО2 (от ул. ФИО3 до ул. Кирова) необходимо устроить тротуар. По ул. ФИО2 (от ул. ФИО3 до ул. Фадеева) необходимо произвести ремонт тротуара. По ул. ФИО2, а/о «Старое кладбище» справа и слева отсутствует посадочная площадка. Отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствуют заездные карманы. По ул. ФИО2 (от ул. Западная до ул. Коммунистическая) необходимо произвести ремонт тротуара. Нанести горизонтальную разметку. На перекрестке ул. Коммунистическая ФИО2 необходимо произвести обрезку зеленых насаждений, ограничивающих видимость сигналов светофора. По ул. Адагумская (от ул. Синева до ул. Веселая) отсутствуют автобусные остановки. Отсутствует обочина проезжей части. Отсутствует горизонтальная разметка. Необходимо привести в соответствие люки смотровых колодцев на проезжей части дороги. По ул. Веселая (от ул. Адагумская до ул. Ленина) отсутствуют автобусные остановки, дорожная разметка. По ул. Ленина (от ул. Веселая до ул. Фурманова) отсутствуют автобусные остановки. Отсутствует обочина проезжей части, отсутствуют тротуары. Необходимо ликвидировать выбоины и просадки, установить группу д/з обозначающие искусственные неровности. По ул. Фурманова (от ул. Ленина до ул. Лагерная) необходимо ликвидировать выбоины проезжей части дороги. Отсутствует обочина проезжей части. Отсутствует горизонтальная разметка. Необходимо провести ремонт тротуаров. Отсутствуют автобусные остановки. По ул. Лагерная (от ул. Фурманова до ул. Новороссийская) отсутствует обочина проезжей части. Отсутствует горизонтальная разметка. Отсутствуют тротуары. Отсутствуют автобусные остановки. На а/д Краснодар-Новороссийск площадь у ОАО «Азот Тара» отсутствуют тротуары. Покрытие разворотной площадки находится в неисправном состоянии. Отсутствует д/з 5.12.
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными и физическими лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Нарушение требований установленных правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения ведет к созданию аварийных ситуаций в г. Крымске. В случае неисполнения требований вышеуказанного законодательства опасность ДТП возникает для неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, а также их пассажиров. В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Крымского городского поселения Крымского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам. Обязать администрацию Крымского городского поселения устранить нарушения законодательства, а именно с п. 1 по п. 19 включительно (также отраженные в акте проверки эксплуатационного состояния маршрута регулярного сообщения № 25 УСД Крымского городского поселения) в установленные сроки ГОСТ Р50597-93, соответственно по каждому виду: в установленном законом порядке согласовать паспорта маршрутов, отразить в них места автобусных остановок; установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение, организовать посадочную площадку по ул. Темченко (площадка у здания Соцзащиты); обеспечить искусственное освещение, организовать и укрепить обочину, нанести горизонтальную разметку по ул. Темченко (от ул. Слободская до ул. Кирова); организовать посадочную площадку и заездные карманы, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «СОШ №6» справа и слева; организовать заездные карманы и пешеходный переход, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. К. Либкнехта, а/о «ПАТП» справа и слева; организовать посадочную площадку, установить дорожный знак 5.16. обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «ПАТП»; установить дорожный знак 5.16., обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «Кристалл» справа и слева; организовать посадочную площадку, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. ФИО2, а/о «ФИО3 слева и справа; устроить тротуар по ул. Кирова (от ул. ФИО3 до ул. Кирова); провести ремонт тротуара по ул. ФИО2 (от ул. ФИО3 до ул. Фадеева); организовать посадочную площадку и заездные площадки, установить дорожный знак 5.16 по ул. ФИО2, а/о «старое кладбище» справа и слева; произвести ремонт тротуара, нанести горизонтальную разметку по ул. ФИО2 (от ул. Западная до ул. Коммунистическая); произвести обрезку зеленых насаждений ограничивающих видимость сигналов светофора на перекрестке Коммунистическая и ФИО2; организовать автобусные остановки и обочины проезжей части, нанести горизонтальную разметку, привести в соответствие люки смотровых колодцев на проезжей части дороги по ул. Адагумская (от ул. Синева до ул. Веселая); организовать автобусные остановки, нанести дорожную разметку по ул. Веселая (от ул. Адагумская до ул. Ленина); организовать автобусные остановки и обочины проезжей части, устроить тротуары, ликвидировать выбоины и просадки, установить группу д/з обозначающие искусственные неровности по ул. Ленина (от ул. Веселая до ул. Фурманова); Ликвидировать выбоины и просадки на проезжей части дороги, организовать обочину проезжей части, нанести горизонтальную разметку, провести ремонт тротуаров, организовать автобусные остановки по ул. Фурманова (от ул. Ленина до ул. Лагерная); организовать обочину проезжей части, нанести горизонтальную разметку, устроить тротуары, организовать автобусные остановки по ул. Лагерная (от ул. Фурманова до ул. Новороссийская); устроить тротуары и отремонтировать покрытие разворотной площадки на а/д Краснодар-Новороссийск (площадь у ОАО «Азот Тара».
Представитель заявителя Крымского межрайонного прокурора Вербицкий М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Крымского городского поселения ФИО1 требования Крымского межрайонного прокурора признала, не возражала против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Крымскому району ФИО2 требования Крымского межрайонного прокурора поддержал, не возражал против их удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Крымского межрайонного прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состоянии дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 31 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 8 Устава Крымского городского поселения Крымского района к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 13, 34 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационной обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. На основании ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемой в установленном порядке.
Согласно письму МВД РФ от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006г. № 01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», настоящий порядок распространяется на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования. Проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п. 2 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Заказчиком разработки проекта для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Крымского городского поселения ФИО1 пояснила, что для устранения нарушений эксплуатации дорог местного значения, указанные прокурором в заявление необходимо порядка 68 миллионов рублей. Администрация Крымского городского поселения не может заключить муниципальный контракт, аналогичный заключенному 18.12.2012г., с ОАО «Крымское дорожное ремонтно-строительное управление» (подрядчиком) в связи с отсутствием денежных средств в бюджете.
Актом комплексной проверки улиц автобусного маршрута № 25 г. Крымска от 01 марта 2014г., выявлены нарушения эксплуатационного состоянии маршрутов регулярного сообщения № 25УСД Крымского городского поселения Крымского района (л.д. 9-13).
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.1998г № 1441 «Об утверждении правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов», органами управления автомобильными дорогами общего пользования, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги осуществляется государственный учет следующих показателей: количество дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией и другие.
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. № 711 утверждено «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные и разрешительные функции в области обеспечения дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными и физическими лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Крымского городского поселения Крымского района не были выполнены действия по соблюдению требований установленных правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к созданию аварийных ситуаций в г. Крымске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Крымского городского поселения Крымского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам.
Обязать администрацию Крымского городского поселения устранить нарушения законодательства, а именно с п. 1 по п. 19 включительно (также отраженные в акте проверки эксплуатационного состояния маршрута регулярного сообщения № 25 УСД Крымского городского поселения) в установленные сроки ГОСТ Р50597-93, соответственно по каждому виду: в установленном законом порядке согласовать паспорта маршрутов, отразить в них места автобусных остановок; установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение, организовать посадочную площадку по ул. Темченко (площадка у здания Соцзащиты); обеспечить искусственное освещение, организовать и укрепить обочину, нанести горизонтальную разметку по ул. Темченко (от ул. Слободская до ул. Кирова); организовать посадочную площадку и заездные карманы, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «СОШ №6» справа и слева; организовать заездные карманы и пешеходный переход, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. К. Либкнехта, а/о «ПАТП» справа и слева; организовать посадочную площадку, установить дорожный знак 5.16. обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «ПАТП»; установить дорожный знак 5.16., обеспечить искусственное освещение по ул. Кирова, а/о «Кристалл» справа и слева; организовать посадочную площадку, установить дорожный знак 5.16, обеспечить искусственное освещение по ул. ФИО2, а/о «ФИО3 слева и справа; устроить тротуар по ул. Кирова (от ул. ФИО3 до ул. Кирова); провести ремонт тротуара по ул. ФИО2 (от ул. ФИО3 до ул. Фадеева); организовать посадочную площадку и заездные площадки, установить дорожный знак 5.16 по ул. ФИО2, а/о «старое кладбище» справа и слева; произвести ремонт тротуара, нанести горизонтальную разметку по ул. ФИО2 (от ул. Западная до ул. Коммунистическая); произвести обрезку зеленых насаждений ограничивающих видимость сигналов светофора на перекрестке Коммунистическая и ФИО2; организовать автобусные остановки и обочины проезжей части, нанести горизонтальную разметку, привести в соответствие люки смотровых колодцев на проезжей части дороги по ул. Адагумская (от ул. Синева до ул. Веселая); организовать автобусные остановки, нанести дорожную разметку по ул. Веселая (от ул. Адагумская до ул. Ленина); организовать автобусные остановки и обочины проезжей части, устроить тротуары, ликвидировать выбоины и просадки, установить группу д/з обозначающие искусственные неровности по ул. Ленина (от ул. Веселая до ул. Фурманова); Ликвидировать выбоины и просадки на проезжей части дороги, организовать обочину проезжей части, нанести горизонтальную разметку, провести ремонт тротуаров, организовать автобусные остановки по ул. Фурманова (от ул. Ленина до ул. Лагерная); организовать обочину проезжей части, нанести горизонтальную разметку, устроить тротуары, организовать автобусные остановки по ул. Лагерная (от ул. Фурманова до ул. Новороссийская); устроить тротуары и отремонтировать покрытие разворотной площадки на а/д Краснодар-Новороссийск (площадь у ОАО «Азот Тара».Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись