2-1081/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 26 мая 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Нелаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Марденгское и Правительству Вологодской области об установлении факта временного проживания и включении в список пострадавших от наводнения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта временного проживания и включении в список пострадавших от наводнения.
В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: .... Каждый год с конца марта по конец октября она проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло подтопление жилого дома по адресу: ..., - где она временно проживает несколько месяцев в году.
Просит суд установить факт её временного проживания по адресу: ..., - и включить её в список пострадавших от наводнения.
Определением Великоустюгского районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Марденгского сельского поселения.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что по адресу: ..., она проживает каждый год с апреля по октябрь (полгода). Остальную часть года она проживает в квартире, которая расположена по адресу: .... В период наводнения в 2016 г. она проживала в г. Великий Устюг в своей квартире. От наводнения пострадало ее имущество (диван, кухонный гарнитур, шкаф, газовая плита, холодильник), которое находилось в .... Считает, что она имеет право по получение денежной компенсации, поскольку в результате наводнения пострадало ее имущество.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Марденгское в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика - администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без его участия, также указал, что право на получение финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные и проживавшие на территории Великоустюгского района в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания по указанному адресу истец будет иметь право на включение в соответствующие списки.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в своей отсутствие.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее по тексту - Постановление Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016) в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В соответствии с приложением к постановлению администрации Великоустюгского муниципального района от 21.04.2016 № 440 жилой дом, расположенный по адресу: ..., - попал в зону чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей с 17.04.2016 в результате подъема уровня воды на реках Великоустюгского района.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими гражданство Российской Федерации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании материальной и (или) финансовой помощи.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из положений статей 2 и 3 Закона РФ N 5242-1 от 25 июня 1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в их взаимосвязи со статьей 20 ГК РФ следует, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, хотя и не исключает возможности признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
Из объяснений истца и показаний свидетелей Ж.В. и С.В. следует, что ФИО1 по адресу: ... - проживает временно, с апреля по октябрь, в период наводнения в 2016 году по указанному адресу не проживала, от наводнения пострадало лишь её имущество, находящееся в указанном доме.
Факт временного проживания ФИО1 в д. ... в летний период нашел свое подтверждение в ходе проверки, проведенной ОМВД России по Великоустюгскому району, что подтверждается рапортом участкового уполномоченного полиции В.Д. от 19.05.2016.
Доказательств, надлежащим образом подтверждающих право владения и пользования ФИО1 жилым домом №, расположенным в д. ..., его пригодность для проживания, суду не представлено.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.05.2016.
При таких обстоятельствах факт постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, а равно иные юридические факты, с которыми закон связывает возможность выплаты единовременной материальной и финансовой помощи и включения в списки список лиц, нуждающихся в оказании такой помощи, судом не установлены.
Причинение в результате чрезвычайной ситуации ущерба собственнику имущества, вопреки доводам истца, достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований не является.
Право на получение финансовой помощи зависит не от факта причинения материального ущерба собственнику имущества, а от утраты (полной или частичной) имущества первой необходимости, без которого гражданин не может обеспечивать свое здоровье и жизнедеятельность.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Факт временного проживания истца по вышеуказанному адресу в д. Сывороткино не порождает правовых последствий, поэтому требование истца об установлении данного факта удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Марденгское и Правительству Вологодской области об установлении факта временного проживания и включении в список пострадавших от наводнения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья- Е.Г.Медведчиков