Дело № 2-1081/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя истца Шенцевой О.В.,
ответчика Лабертовой К.А.,
представителя ответчика Морозова В.С.,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «13» марта 2018 года дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Лабертовой К.А. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Лабертовой К.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде сумм излишне выплаченных: пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 19 901 рубль 64 копейки, государственной социальной помощи 4 484 рубля 00 копеек, региональной социальной доплаты к пенсии в размере 28 863 руб. 88 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 129 рублей 61 копейка за период с 06 июня 2017 года по 21 ноября 2017 года. В обоснование заявленных требований указано, что при обращении с заявлением о предоставлении указанных выплат ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах, в связи с чем статус малоимущей семьи Лабертовой К.А. был бы не присвоен.
Представитель истца ГБУ «ЦСЗН в г. Сыктывкаре» Шенцева О.В. заявленные требования поддержала.
Ответчик Лабертова К.А. и ее представитель Морозов В.С. в судебном заседании требования признали частично, в части взыскания региональной социальной доплаты к пенсии в размере 28 863 руб. 88 копеек.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что 08 февраля 2016 года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилась Лабертова К.А., 11.03.1992 года рождения, зарегистрированная по адресу: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д.152, кв.1, с заявлением и необходимыми документами на присвоение статуса малоимущей семьи, состоящей из 2 человек.
На основании представленных в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» документов Лабертовой К.А. и заявления от 08.02.2016 был присвоен статус малоимущей семьи с 01.03.2016 по 31.08.2016.
В последующем статус Лабертовой К.А. и её семье присваивался на основании заявления от 18 августа 2016 года на период с 01.09.2016 по 28.02.2016.
В связи с присвоением статуса малоимущей семьи Лабертовой К.А., на основании личных заявлений от 08.02.2016 и 18.08.2016 назначено ежемесячное пособие на ребенка ** ** **, ** ** ** на период присвоенного статуса малоимущей семьи, то есть с 01.03.2016 по 31.08.2016 и с 01.09.2016 по 28.02.2017, которое предусмотрено частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей»..
Лабертова К.А. получила ежемесячное пособие на ребенка: 1 658,27 рублей за март 2016 года, 1 658,27 рублей за апрель 2016 года, 1 658,27 рублей за май 2016 года, 1 658,27 рублей за июнь 2016 года, 1 658,27 рублей за июль 2016 года, 1 658,27 рублей за август 2016 года, 1 614,28 рублей за сентябрь 2016 года, 1 614,28 рублей за октябрь 2016 года, 1 614,28 рублей за ноябрь 2016 года, 1703,06 рублей за декабрь 2016 года, 1703,06 рублей за январь 2017 года, 1703,06 рублей за февраль 2017 года, на общую сумму 19 901,64 рубля.
При обращении с заявлениями о присвоении статуса малоимущей семьи и назначении ежемесячного пособия на ребенка Лабертова К.А. подписывалась о том, что предупреждена в случае сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, излишне выплаченные суммы пособий взыскиваются в установленном законом порядке.
На основании заявления от 19.09.2016 года Лабертовой К.А. была назначена и выплачена материальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 4 484,00 рублей, в связи с нахождением в сложной ситуации на приобретение одежды, обуви, детям, из малоимущих семей, обучающимся в образовательных организациях или посещающих дошкольные образовательные организации.
Кроме того, на основании заявления от 4 августа 2015 года Лабертовой К.А. назначалась и выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии, которая перечислялась Лабертовой К.А. на счет, открытый ею в ПАО «...».
Лабертовой К.А. была выплачена РСДП в сумме 28 863,88 рублей, в т.ч. 312,23 рубля за октябрь 2015 года, 483,95 рублей за ноябрь 2015 года, 390,28 рублей за декабрь 2015 года, 564,92 рубля за январь 2016 года, 288,95 рублей за февраль 2016 года, 450,52 рубля за март 2016 года, 346,48 рублей за апрель 2016 года, 1 676,53 рубля за май 2016 года, 2 598,62 рубля за июнь 2016 года, 2 598,62 рубля за июль 2016 года, 2 598,62 рубля за август 2016 года, 2 598,62 рубля за сентябрь 2016 года, 586,79 рублей за октябрь 2016 года, 2 078,90 рублей за ноябрь 2016 года, 2 598,62 рубля за декабрь 2016 года, 550,18 рублей за январь 2017 года, 2 738,98 рублей за февраль 2017 года, 2 738,98 рублей за март 2017 года, 2 663,09 рублей за апрель 2017 года.
В мае 2017 года истцом выявлен факт наличия трудовой деятельности Лабертовой К.А. в период получения указанных пособий.
Согласно информации ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре, Лабертова К.А. осуществляла трудовую деятельность в период с 20.10.2015 по 30.04.2017, т.е. в период получения РСДП.
О данном факте Лабертова К.А. в органы социальной защиты в установленный срок не сообщила.
Указанное обстоятельство является основанием, влекущим утрату права на получение Лабертовой К.А. РСДП в указанный период.
Исходящим от 12.05.2017 года № 01-34/7879-08 Лабертовой К.А. было направлено письмо, с просьбой в добровольном порядку вернуть излишне выплаченную суммы в размере 53 249,52 рубля.
Данное письмо получено Лабертовой К.А. лично 27.05.2017, однако добровольно не исполнено.
Из данных налогового органа, полученных судом в ходе рассмотрения настоящего дела, следует, что Лабертова К.А. получила доход в ООО «Центр клиентского обслуживания» в 2015 году, в размере 16532,16 руб., в 2016 году в ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника» - 28342,34 руб. и в ООО «Центр клиентского обслуживания» - 42354,56 руб.
На основании полученных данных истец произвел расчет доходов Лабертовой К.А., в результате которого выявлено, что статус малоимущей семьи Лабертовой К.А. в спорный период времени, с учетом этих доходов, был бы присвоен. Однако ГБУ ЦСЗН г. Сыктывкара полагает, что представление недостоверных сведений о доходах влечет возврат в бюджет полученных Лабертовой К.А. сумм пособий.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными в части взыскания выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии. Оснований для возврата иных пособий и взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст. 10 названного Федерального закона, заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 56-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей», государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 56-РЗ (в редакции от 27 апреля 2015 года, действующей в период получения пособия), социальное пособие выплачивается в размере разницы между гарантированным душевым денежным доходом и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина.
Как предусмотрено Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 28.03.2016 N 153, социальное пособие назначается и выплачивается центром в размере разницы между размером гарантированного душевого денежного дохода и среднедушевым доходом малоимущей семьи или доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина. (пункт 20)
Решение о назначении и выплате социального пособия принимается центром одновременно с принятием решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, указанного в пункте 11 настоящих Порядка и условий. (п.22).
Социальное пособие назначается на срок шесть месяцев с месяца признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и выплачивается ежемесячно, начиная с месяца признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими. (п. 23).
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» установлена также государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде материальной помощи в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей, обучающимся в общеобразовательных организациях или посещающим государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации, - 4 731 рубль;
Заявитель обязан извещать центр об изменениях в составе семьи по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о доходах, получаемых гражданином и (или) членами его семьи, в течение двух недель со дня возникновения указанных изменений. (п. 15).
В соответствии с пунктом 16, в случае выявления центром факта недостоверности представленных гражданином сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений, влекущих утрату права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и лишении права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими на период, в течение которого семья или одиноко проживающий гражданин признавались малоимущими незаконно.
Решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и лишении права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими принимается центром в течение 5 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящих Порядка и условий. (пункт 17). Статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили (выявлены) обстоятельства, указанные в пункте 16 настоящих Порядка и условий. (пункт 18).
Согласно пункту 26, выплата социального пособия прекращается при наступлении следующих обстоятельств, влекущих утрату права на назначение и выплату социального пособия:
1) прекращение статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. При этом выплата социального пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили (выявлены) соответствующие обстоятельства;
2) превышение среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина над размером гарантированного душевого денежного дохода, установленного в Республике Коми на соответствующий квартал. При этом выплата социального пособия прекращается с первого числа месяца, в котором наступили (выявлены) соответствующие обстоятельства.
Пунктом 27 предусмотрено, что сумма социального пособия, излишне выплаченная заявителю вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал социальное пособие.
В случае отказа гражданином от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с законодательством.
Таким образом, при предоставлении недостоверных сведений возврату в бюджет подлежат те суммы пособия, которые не были бы выплачены заявителю, если бы были предоставлены достоверные сведения о доходах.
Если бы Лабертова К.А. сообщила ГБУ «ЦСЗН в г. Сыктывкаре» о полученных ей доходах, то статус малоимущей семьи ей был бы присвоен, что не оспаривается истцом, в связи с чем суммы пособия по уходу за ребенком и материальная помощь не подлежат возврату в бюджет.
В части взыскания региональной социальной доплаты к пенсии в размере 28863 руб. 88 коп. требования подлежат удовлетворению в связи с признанием иска в этой части. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно п. 38 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).
Требования ГБУ «ЦСЗН по г. Сыктывкару» в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат, поскольку к рассматриваемым отношениям положения ст. 395 ГК РФ не применимы, так как проценты за пользование чужими денежными средствами взыскиваются в случае, если денежные средства выступают средством платежа по гражданско-правовым обязательствам.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с Лабертовой К.А. в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию госпошлина 1065 руб. 91 коп.
Руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лабертовой К.А. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» 28863 руб. 78 коп.
В иске Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Лабертовой К.А. о взыскании пособия по уходу за ребенком, государственной социальной помощи, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Взыскать с Лабертовой К.А. госпошлину в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в размере 1065 руб. 91 коп.
.
Судья- Н.Е. Колосова