ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1081/2022 от 14.10.2022 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

№2-1081/2022

24RS0012-01-2022-001016-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2022 года г. Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Поцепневой Н.В.,

с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Федоровой Т.А.,

при секретаре - Злобиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А.Гагарина» о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации г. Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А.Гагарина» (далее - МБОУ «СОШ №2»), третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора - отделу образования администрации г. Дивногорска, КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки, мотивируя тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья детей, по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства помещения медицинского блока МБОУ «СОШ №2» оснащены не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.).

Кроме того, прокуратурой города в ходе ранее проведенных проверок соблюдения МБОУ «СОШ №2» рассматриваемого законодательства, выявлялось отсутствие части указанного оборудования, по результатам которых внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени нарушения не устранены. В связи с изложенным, прокурор г. Дивногорска просит возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №2» вышеуказанным оборудованием в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБОУ «СОШ №2» возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня финансирования выполнить мероприятия по оснащению медицинского блока.

Прокурор Федорова Т.А. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г. Дивногорска, также надлежащим образом был извещен о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным. Кроме того, из представленной письменной позиции следует, что администрация г. Дивногорска не согласна с заявленными к ней требованиями, поскольку предъявляемые к администрации требования о финансировании сводятся к необоснованному понуждению к включению в проект бюджета города определенных расходов, вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Кроме того, в случае удовлетворения требований к администрации г. Дивногорска, представитель ответчика просит установить разумный срок для исполнения судебного решения.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №2», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - отдела образования администрации г. Дивногорска и КГБУЗ «Дивногорская МБ», также надлежащим образом уведомлены о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что суд считает возможным.

Выслушав помощника прокурора г. Дивногорска Федорову Т.А., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» утверждены цели государственной политики в интересах детей, среди которых - защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. За нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда должностные, юридические лица и граждане несут ответственность.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий осуществляют органы местного самоуправления.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно статье 3 ФЗ № 273, является приоритет жизни и здоровья человека.

В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.

Так, согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 131 к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу статьи ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с положениями ст. 41 ФЗ № 273 охрана здоровья обучающихся в образовательных организациях включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 52 в организациях для несовершеннолетних независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).

Пунктами 3, 4 названного порядка установлено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Согласно п. 9 Порядка помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В силу п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

Как следует из материалов дела, в рамках проверки исполнения федерального законодательства об охране здоровья детей прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка муниципальных бюджетных образовательных учреждений, в том числе - МБОУ СОШ №2. В ходе проверки установлены нарушения законодательства об охране здоровья детей, в связи с необеспечением безопасных и благоприятных условий во время их пребывания на территории образовательного учреждения, а именно: в помещение медицинского блока МБОУ «СОШ №2» оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.).

Отсутствие части указанных элементов оснащения подтверждается сведениями отдела образования аАдминистрации г. Дивногорска от 05.09.2022 г., актом приемки медицинского кабинета от 09.08.2022 г.

В связи с установленными нарушениями, прокуратурой города внесены представления от 16.02.2021 года и 17.06.2022 года.

Из ответов директора МБОУ СОШ №2 от 15.03.2021 года и от 20.06.2022 г. следует, что для корректировки бюджетных средств на приобретение медицинского оборудования, отделом образования администрации г. Дивногорска запрошены соответствующие сведения, подана заявка на финансирование.

Судом установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г. Дивногорска меры по финансированию полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №2» не предприняты.

В соответствии с положениями Устава города Дивногорска к вопросам местного значения города относится формирование, утверждение, исполнение бюджета района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с требованиями статьи 17 ФЗ № 131 в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

На основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

При этом администрация г. Дивногорска является непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности муниципальных образовательных организаций.

Кроме того, в силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).

В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, суд находит несостоятельными доводы ответчика, изложенными в письменных возражениях. Обязанность по созданию безопасных условий обучения в дошкольном образовательном учреждении и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом городского округа, возлагается на администрацию города Дивногорска. При этом, отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к отказу в финансировании оснащения медицинского блока в образовательном учреждении, так как в случае отсутствия указанного финансирования не может быть проведено оснащение медицинского блока, что в последующем может за собой повлечь угрозу жизни и здоровью обучающихся в учреждении лиц.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Дивногорска МБОУ «СОШ №2» обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В связи с отсутствием у ответчика МБОУ «СОШ №2» денежных средств на приобретение оснащения для медицинского блока, суд полагает необходимым на основании приведенных положений закона, возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность по финансированию полного оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №2», а именно: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.), а на МБОУ «СОШ №2» возложить обязанность обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам: администрации г. Дивногорска, срок для исполнения данного решения суда 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, МБОУ «СОШ №2» срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня финансирования администрацией г. Дивногорска. Указанный срок по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А.Гагарина»,а именно финансирование закупки: вакуумного матраса, косынки, фиксатора ключицы, воротника Шанца (2 размера) (2), гелиевого охлаждающе-согревающего пакета, шины пневматической (1 шт.), принтера (1 шт.) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А.Гагарина» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Поцепнева

СОГЛАСОВАНО: Судья ____________________ Н.В.Поцепнева