Дело № 2-57/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 25 января 2019 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи И.М. Новиковой,
при секретаре М.А. Кошелевой,
с участием истца А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.И. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
А.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Н.Г. решением Кувандыкского районного суда от 21.08.2008 г. лишена родительских прав. В настоящее время она включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью, соответствующей установленным нормам, за счет средств бюджета Оренбургской области.
Истец А.И. иск поддержал по изложенным в нем доводам, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявлений об отложении дела от них не поступало. От представителей ответчика, третьего лица поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает, что неявка представителей ответчика и третьего лица является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, и на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в письменном отзыве просил принять решение с учетом имеющихся в деле доказательств.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства социального развития Оренбургской области указал, что с исковыми требованиями А.И. Минсоцразвития Оренбургской области не согласно по следующим основаниям. А.И. состоит в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация ее права на получение жилья возможна только в порядке очередности. В данном случае не нарушено право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В случае предоставления истцу жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. А.И. принята на учет и внесена в Список детей-сирот, в качестве нуждающейся в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичные решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья. Кроме того, при вынесении решения об обязании орган местного самоуправления предоставить жилое помещение истцу за счет средств областного бюджета на бюджет ложатся дополнительные расходы, не предусмотренные законом о бюджете на текущий год. Процесс изыскания дополнительных денежных средств из бюджета на исполнение данного решения трудоемкий и не скорый. Органам исполнительной власти потребуется изыскать дополнительные средства, внести изменения в закон о бюджете на текущий год, пройти процедуру согласования законопроекта, что потребует дополнительное время для исполнения данного решения. Приобретение жилых помещений для детей-сирот процесс трудоемкий, требует исполнения норм ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приобретение жилого помещения займет не менее 60 дней, в случае строительства жилого помещения – 2 года минимальный срок.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет органами исполнительной власти муниципальных районов по месту жительства по договорам найма специализированного жилья, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что А.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Н.Г. решением Кувандыкского районного суда от 21.08.2008 года лишена родительских прав.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Оренбургской области по состоянию на 18.01.2019 года у А.И. права на имеющиеся объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют.
Из справки АМО Кувандыкский городской округ Новопокровский отдел по работе с сельским населением от 01.10.2018 г. № 429 следует, что А.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Из справки АМО Кувандыкский городской округ Новопокровский отдел по работе с сельским населением от 18.01.2019 г. № 17 следует, что А.И. на территории Новопокровского отдела Кувандыкского городского округа своего личного (приватизированного) жилья не имеет, по договору социального найма жилье не получала.
Истец А.И. 19.06.2018 года окончила обучение в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Медногорский индустриальный колледж» по специальности техник-теплотехник
А.И. до достижения ею возраста 23 лет поставлена на учет нуждающихся в жилье и впоследствии по решению Министерства образования Оренбургской области включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Из изложенного следует, что А.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности и закрепленного за ней жилого помещения, достигла возраста 18 лет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье и имеющих право на получение жилья по договору найма специализированного жилищного фонда, имеет место жительства на территории <адрес>, то есть, наступили обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления ей жилого помещения, однако до настоящего времени администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ, истец жилым помещением не обеспечен.
Каких-либо возражений против иска ответчиком – администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования А.И. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилья подлежат удовлетворению.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 №1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 кв. метра общей площади жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Следовательно, жилое помещение А.И. подлежит предоставлению за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
Руководствуясь ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление А.И. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области предоставить А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, площадью не менее 33 кв.м.
Жилое помещение подлежит предоставлению за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.М. Новикова