№ 2-1082/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.О.,
помощнике судьи Лисицыной Е.В.
рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 14 июля 2020 года гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Омской области к ФИО1 о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд к ФИО1 с требованиями о понуждении к продаже 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 204042 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 18.09.2014 за ФИО1 зарегистрирована 1/8 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 204042 кв.м, с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2062 м., по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. Иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. ФИО1 имеет статус иностранного гражданина, не имеющего гражданства Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 101-ФЗ в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Орган государственной власти субъекта РФ в течении месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). В соответствии с подпунктом 31 пункта 9.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора от 10.02.2004 № 26, Министерство имущественных отношений Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 162).
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росрееста Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 28.05.2020 земельный участок с кадастровым номером № площадью 204042 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение установлено <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО1, Р.С.В., Р.Ю.В. по 1/8 доли, Р.О.М. – 5/8 долей. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право общей долевой собственности зарегистрировано 18.09.2014. Земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 99-105).
В выписке из ЕГРН указано, что в качестве документа удостоверяющего личность ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты> указан иностранный паспорт №, выданный 28.06.2012, местожительства: <адрес>.
Право общей долевой собственности на земельную долю размером 13,2 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> было получено ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.07.2013 после смерти отца Р.В.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138).
Согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ-XXXVIII ОМО-20-01 №, выданному 04.06.1996 Р.В.Е. на праве коллективно-долевой собственности принадлежал земельный участок площадью 13,2 га, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации Омского района <адрес> от 30.11.1992 (л.д. 133-134).
Из материалов реестрового дела следует, что на основании соглашения от 15.08.2014 в счет долей ФИО1, Р.С.В., Р.Л.М., Р.О.В. в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером № были выделены земельные участки с кадастровым номером №, местоположение <адрес> и земельный участок с кадастровым номером №, местоположение <адрес> (л.д. 51-52).
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статье 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 часть 1, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов (далее - имущество). Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 9.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, Министерство, являясь специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений направляет в суд заявление о понуждении собственника земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, нарушающего требования статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к продаже такого земельного участка или доли на торгах (конкурсах, аукционах).
Обращаясь в суд с требованием о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, истцу необходимо доказать статус ответчика, как иностранного гражданина.
При этом статья 62 Конституции Российской Федерации декларирует, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, в настоящее время содержаться в Федеральном законе от 31.05.2012 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который также определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Статьёй 6 указанного закона установлено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Международный договор о двойном гражданстве, регулирующий отношения в данной сфере, между Россией и Германией отсутствует.
Между тем, этнические немцы не принимаются в гражданство Германии, а восстанавливают свою германскую принадлежность, а поскольку, как было указано выше, приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации, у таких граждан возникает двойное гражданство.
При этом и Германия, и Россия рассматривают гражданина, имеющего гражданства этих стран, только как своего гражданина. То есть гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство Германии, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.
На основании изложенного приведённые выше ограничения Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на граждан, одновременно имеющих гражданство как Германии, так и России, не распространяются.
Согласно статье 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного закона, являются гражданами Российской Федерации.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 01 июля 2002 года. С этого дня признан силу утратившим Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 13 поименованного Закона в его первоначальной редакции гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день его вступления в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу со дня его опубликования 06 февраля 1992 года.
Согласно разделу II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386, для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления признания российского гражданства не требовалась.
До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документом, подтверждающим российское гражданство, являлся паспорт гражданина СССР, выданный на территории Российской Федерации по месту постоянного проживания.
Из архивной справки, предоставленной Администрацией <данные изъяты> СП ОМР Омской области на основании похозйственных книг по адресу: <адрес> с 1983 года по 1999 год проживала семья Руф: Р.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.О.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (жена), Р.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), Р.Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь). 31.08.1999 все указанные лица выбыли в Германию.
Согласно справке о регистрации, <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родившийся в <данные изъяты> в период с 20.09.1999 по 01.08.2006 постоянно проживал по адресу: <адрес>, с 01.08.2006 постоянно проживает по адресу: <адрес> (л.д. 129-130)
Согласно статьям 22-24 Закона РФ 1 «О гражданстве Российской Федерации» в редакции Закона РФ от 17.06.1993 № 5206-1 гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приёме в гражданство; путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.
При этом по Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 (раздел II), для прекращения гражданства гражданин РФ должен подать уполномоченному лицу соответствующее заявление.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 06 февраля 1992 года ФИО1 постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, имел паспорт гражданина СССР.
Соответственно, его гражданство РСФСР (впоследствии – Российской Федерации) с принятием и вступлением в законную силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» было признано и специального оформления не требовало.
31.08.1999 ФИО1 выбыл из Омской области для постоянного проживания в Германию.
Из сообщения УМВД России по Омской области следует, что по учетам УВМ УМВД России по Омской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, снятым с регистрационного учета не значится (л.д. 6).
По сообщению Министерства иностранных дел РФ согласно сведениям в электронной базе данных по гражданству МИД России ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не значится в числе оформивших приобретение или выход из российского гражданства в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
Статьёй 4 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» было установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Тождественная норма права содержится в части 3 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в настоящее время.
При этом согласно части 4 этой же статьи гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» какой-либо специальный учёт граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство и постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, не производится.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 в установленном законом порядке до 07 февраля 1993 года заявил о своём нежелании состоять в гражданстве РФ либо о выходе из гражданства РФ позднее.
Таким образом, гражданство Российской Федерации им не утрачено, из материалов дела усматривается наличие у него двойного гражданства: России и Германии.
На основании изложенного исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области к ФИО1 о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области к ФИО1 о понуждении к продаже 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 204042 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
СУДЬЯ:
Решение в окончательной форме изготовлено: 21.07.2020.