РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2016 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при секретаре Хардиковой Е.А.,
с участием:
истца ФИО1 и представителя истца ФИО1 в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ ФИО2,
представителя ответчика АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1082/2016 по иску ФИО1 к акционерному обществу «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр», обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконными действий по предоставлению недостоверной информации о коммунальной услуге, обязании отразить достоверную информацию, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр», обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконными действий по предоставлению недостоверной информации о коммунальной услуге, обязании отразить достоверную информацию, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он (истец) является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчик выполняет функции агента управляющей компании ООО «УКС г.Тулы» по составлению платежного документа по оплате коммунальных услуг по п.69 Правил предоставления коммунальных услуг, обязывающему ответчика указывать объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими правилами; объем каждого вида коммунальных услуг, использованных исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению; наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количество) коммунальных ресурсов. Ссылаясь на ст. 4, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», указал, что исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору, исполнитель обязан предоставить потребителю достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Между тем, в платежном документе по оплате коммунальных платежей за январь 2016 года ответчик в услуге отопление указал в графе индивидуальное потребление норматив потребления равный 1, 1147, обозначив его цифрой 1, соответствующей сноске о том, что это есть норматив потребления соответствующей услуги. Приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 №66 установлены нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» в многовартирных домах и жилых домах на территории Тульской области, приложением которого установлено, что в отношении многоквартирных домов после 1999 года постройки, 9-этажных, норматив потребления коммунальной услуги «отопление» составляет 0,0143 Гкал/кв.м. общей площади в многоквартирном доме в месяц, а, учитывая, что общая площадь его квартиры составляет 73,3 кв.м, размер платы за кв.м. 1 940, 16 рублей. Проводит расчет подлежащей оплате коммунальной услуги по его квартире за ДД.ММ.ГГГГ: 73,3 кв.м х 0,0143 х 1 940, 16 рублей = 2 033, 48 рублей. Ответчиком начислено 2 162, 77 рублей. Разница: составляет 129, 29 рублей. В отношении с управляющей компанией ответчик занимает иную позицию и утверждает, что ведет расчет коммунальной услуги отопление, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, который определяет в 197, 072 Гкал, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ№, и не соответствует указанным им же самим показаниям двух приборов учета тепловой энергии в платежном документе: ОДПУ1-71,840 Гкал, ОДПУ2 - 249,748 Гкал. Таким образом, ответчик нарушает его права потребителя коммунальных услуг, воспроизводя в платежном документе произвольные данные, не позволяющие установить производство начисления коммунальной услуги по правилам ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, и нарушающие его право на получение достоверной информации об объеме коммунальной услуги, использованной исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению; размере тарифов на коммунальный ресурс, единицы измерения объемов (количество) коммунальных ресурсов. В случае установления вины в произошедшем ответчиком, отношения между ними регулируются норами Закона РФ «О защите прав потребителей».ите прав потребителей"вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количество) коммунальных ресурсо
Просил признать незаконными действия АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» по предоставлению недостоверной информации о коммунальной услуге отопление в ДД.ММ.ГГГГ; обязать АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» отразить достоверную информацию в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в отношении коммунальной услуги отопление, исходя из норматива потребления коммунального ресурса отопление, установленного приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№; взыскать с АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей; взыскать с АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» в его пользу штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Определением Пролетарского районного суда г.Тулы общество с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» привлечено к участию в деле в соответствии со ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика.
В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО1 в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ ФИО2 просили удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Полагали, что между истцом и надлежащим ответчиком - АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» имеются правоотношения, вытекающие из Закона «О защите прав потребителя».
Представитель ответчика АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, согласно пунктам 42 (1) и 43 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, определяется по формуле №3:. Указала, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой. Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. АО «ОЕИРЦ» исполнителем жилищно-коммунальных услуг не является. Между АО «ОЕИРЦ» и ООО «УКС г.Тулы» заключен агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ на ведение аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с собственниками, нанимателями жилых помещений, осуществлении расчетных функций, совершении действий по приему от плательщиков платежей за жилое помещение и коммунальные услуги. ООО «УКС <адрес>» ежемесячно передает в адрес АО «ОЕИРЦ» сведения о количестве расходованной тепловой энергии в местах общего пользования жителями, проживающими по адресу: <адрес>. АО «ОЕИРЦ» информирует абонентов о показаниях общедомовых приборов учета (количестве расходованной тепловой энергии) отдельно в разрезе каждого прибора учета. К АО «ОЕИРЦ» не могут быть применены нормы Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», на которые истец ссылается в обоснование предъявленных требований о возмещении морального вреда. В платежном документе в графе отопление – индивидуальное потребление 1,1147 имеется коэффцициент (1), в то время, как должен стоять коэффициен (2), что является технической ошибкой – сбоем в программе, которая никак не может повлять на круг прав и обязанностей истца. Данный коэффициент стоит не по вине АО «ОЕИРЦ». Считала, что права истца никаким образом не нарушаются, его материальное положение не ухудшилось, поскольку расчет правильный. Управляющая компания им (АО «ОЕИРЦ») представила показатели, а они, в свою очередь, произвели расчет. Расчет ими произведен, исходя из письма управляющей компании, и данные были правильные. Они вносят в квитанции только то, что предоставляет управляющая компания. Расчет является верным. Откуда берет исходные данные управляющая компания, она пояснить не может, управляющая компания им передает данные, и они указывают данные на первом обороте квитанции. Потребитель вправе обратиться в управляющую компанию, если не согласен с расчетом. Что управляющая компания просит указать в платежном документе, то они и указывают.
Указала, что законодателем установлен порядок расчета платы за потребленные коммунальные услуги – исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила письменные возражения на исковое заявления, в которых указала, что ООО «УКС г.Тулы» не признает исковые требования и полагает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ООО «УКС г.Тулы» не формирует платежные документы для потребителей и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Суд, исходя из положений ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца ФИО1, представителя истца по устному заявлению ФИО2, представителя ответчика АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» по доверенности ФИО3, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Организацией, осуществляющей управление и эксплуатацию многоквартирного дома, в котором проживает истец, является ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы», что усматривается из договора.
Между ЗАО «Тулатеплосеть» и ООО «УКС г.Тулы» заключен договор на поставку тепловой энергии.
Между ООО «УКС г.Тулы» (принципалом) и ОАО «ОЕИРЦ» (агентом) заключен агентский договор №ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного договора следует, что агент обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала указанные в п. 1.2 настоящего договора юридические и иные действия, а принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за исполнение поручения. Согласно п. 1.2. по настоящему договору агент обязуется совершить следующие действия: ведение аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с собственниками, нанимателями жилых помещений, заключающегося в составлении и хранении первичных и сводных учетных документов, осуществлении расчетных функций при составлении указанных документов; прием от плательщиков платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед принципалом по платежным документам для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, изготовленным агентом по форме, содержащейся в Приложении № к настоящему договору, а также обязательства по осуществлению последующих расчетов с принципалом.
Согласно акту приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ, произведен технический осмотр теплосчетчика ГС ТМК-43, смонтированного на объекте ООО «УКС г.Тулы» по адресу: <адрес>, и проверена комплектность необходимой технической документации, подтвердившие соответствие оборудованного узла учета теплоносителя «Правилам учета тепла и теплоносителя».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» усматривается, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Из приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов усматривается, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
,
где:
- объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Из пункта 2 указанных Правил усматривается, что "норматив потребления коммунальной услуги" это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ издан приказ «О внесении изменений и дополнений в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области при отсутствии приборов учета».
Согласно приказу от 07.10.2013 №83 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области при отсутствии приборов учета» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области на отопительный период (7 месяцев), определенные с применением расчетного метода, при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, подтвержденной актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, составленного по форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка его заполнения".
Как усматривается из представленных документов многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Приказ, на который ссылается истец, регламентирует нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области при отсутствии приборов учета.
Из ответа ООО «УКС г.Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках действующего агентского договора между ООО «УКС г.Тулы» и ОАО «ОЕИРЦ» № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УКС г.Тулы» направляет данные о показаниях общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за ДД.ММ.ГГГГ согласно Приложению № договора. Также направляет сведения согласно приложениям №, № указанного договора. Одновременно просило разместить в информационном поле единого платежного документа по адресу: <адрес> информацию следующего содержания: «Согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, объем потребленной тепловой энергии в ДД.ММ.ГГГГ составил: ОДПУ1-71,840 Гкал; ОДПУ2 – 249, 748 Гкал».
Таким образом, ООО «УКС <адрес>» предоставило ОАО «ОЕИРЦ» сведения о том, что многоквартирный жилой <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Оценив представленные доказательства, исходя из положений ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд при таких данных оснований для признания действий АО «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» по предоставлению недостоверной информации о коммунальной услуге отопление в январе 2016 года, связанной с начислением коммунальной услуги «отопление» по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ не по нормативам потребления коммунальной услуги, не находит.
Ссылка истца на то, что в платежном документе в графе индивиудальное потребление стоит коэффициент (1) – норматив потребления, поэтому необходимо расчет услуги отопление производить, исходя из установленных министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области при отсутствии приборов учета» нормативов потребления, является несостоятельной.
В платежном документе в графе отопление – индивидуальное потребление 1, 1147 имеется коэффцициент (1), в то время, как должен стоять коэффициен (2), что является технической ошибкой, которая никак не может повлять на круг прав и обязанностей истца. Ответчиком фактически произведен расчет по формуле № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов пункты 42 (1) и 43.
С учетом вышеизложенного, не имеется оснований и для удовлетворения требований истца об обязании ответчика акционерное общество «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» отразить достоверную информацию в платежном документе за январь 2016 года в соответствии с требованиями п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в отношении коммунальной услуги отопление, исходя из норматива потребления коммунального ресурса отопление, установленного приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 №66, о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, поскольку данные требования являются производными от первоначально заявленных (о признании незаконными действий, связанных с начислением коммунальной услуги «отопление»), в удовлетворении которых истцу оказано.
Кроме того, анализируя указанные нормы права и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования к ответчику акционерному обществу «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр» возникают из норм ГК РФ и не подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, также исходит из недоказанности факта нарушения ответчиком требований Закона РФ «О защите прав потребителей».
Истцом заявлены и поддержаны исковые требования именно к акционерному обществу «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр».
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр», обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконными действий по предоставлению недостоверной информации о коммунальной услуге, обязании отразить достоверную информацию, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Самозванцева