ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1083/20 от 20.08.2020 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1083/2020 (УИД74RS0017-01-2020-004891-86)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Куминой Ю.С.

при секретаре Мельниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3

гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о признании действий незаконными и необоснованными, взыскании судебной неустойки,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее по тексту - ФКУ ИК-25), в котором с учетом уточнений просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в не включении инженера центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-25 ФИО1 в отчетность лиц, за которых необходимо начислять и уплачивать дополнительный тариф страховых взносов, признать необоснованными действия главного бухгалтера ФКУ ИК-25 ФИО4, выразившиеся в не включении инженера центра трудовой адаптации осужденных ФИО1 в отчетность лиц, за которых необходимо начислять и уплачивать дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения, в случае неисполнения судебного акта в течение 3 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ФКУ ИК-25 в должности инженера центра трудовой адаптации осужденных. При рассмотрении гражданского дела , она была ознакомлена с объяснениями главного бухгалтера ФКУ ИК-25 ФИО4, полученными во время проведения служебной проверки, из которых истцу стало известно, что при исчислении дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с ДД.ММ.ГГГГ, она (ФИО4) руководствовалась Постановлением Правительства № 85 от 03.02.1994 года и п.2 ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2019 года. Вместе с тем, несмотря на то, что должность инженера, которую занимает истец, поименована в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, работодатель подавал сведения на нее, как на застрахованное лицо, на общих основаниях без указания кода особых условий труда, не уплачивал дополнительный страховой тариф. Считает такие действия ответчика необоснованными, нарушающими ее права на досрочное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что специальная оценка труда была проведена в ИК-25 в ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, до проведения СОУТ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен был начисляться, т.к. она занимала должность, поименованную в Списке .

Представитель истца ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – ФКУ ИК-25 ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67), с исковыми требованиями ФИО1 не согласна, поскольку занятость истца на работах с осужденными носит разовый и кратковременный характер, права истца не нарушены. Ссылки ФИО1 на иных работников, за которых начислялся и уплачивался дополнительный тариф страховых взносов, являются несостоятельными.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Будучи допрошенной ранее в судебном заседании пояснила, что постоянная занятость ФИО1 непосредственно на работах с осужденными не установлена. Согласно аттестации рабочего месте истца, вредность отсутствует.

Суд, заслушав пояснения истца и ее представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ФКУ ИК-25 ГУФСИН России в должности инженера технической группы центра трудовой адаптации осужденных (л.д.5-6).

Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании необоснованными действий по неначислению и уплате дополнительного тарифа страховых взносов, истец ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность, предусмотренную Списком , специальная оценка труда была проведена в учреждении только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем работодатель должен был предоставлять в отношении нее в УПФР сведения с указанием кода особых условий труда.

Суд полагает, что выводы истца основаны на неверном толковании норм права.

Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с ДД.ММ.ГГГГ - в пункте 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).

При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.

Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающим указанную пенсию.

При этом страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту Постановление N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с подп. "к" п. 1, п. 3 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее по тексту Список N 85 от 03.02.1994).

Согласно п. 2 Списка N 85 от 03.02.1994 правом на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе, инженеры.

Таким образом, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях (определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1580-О-О).

Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС), предприятий, входящих в УИС, относятся к работникам УИС и являются персоналом учреждений, исполняющих наказания, соответственно, указанные работники пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, что должно подтверждаться документами, выданными этими предприятиями.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно ч. 6 ст. 30 этого же Закона периоды соответствующей работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а после проведения СОУТ в соответствии с Федеральным законом 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» - при условии соответствия класса условий труда на соответствующих рабочих местах вредному или опасному.

В случае если на рабочих местах лиц, занятых на работах, предусмотренных п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, по результатам СОУТ установлены допустимый или оптимальный классы условий труда, с даты утверждения отчета о проведении СОУТ указанные лица не формируют пенсионные права, т.е. периоды работы в таких условиях не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

ДД.ММ.ГГГГ была проведена оценка условий труда работников колонии, в том числе условий труда инженера, должности, занимаемой ФИО1 Для инженера (должность истца) установлен 2 класс (допустимый) (л.д. 69-70).

Как следует из объяснений представителя ИК-25, для выполнения должностных обязанностей ФИО1 выходила в производственную зону на рабочие места осужденных в сопровождении аттестованного сотрудника, при этом выходы носили разовый, непостоянный характер.

Начальником ИК-25 представителю истца направлялись письменные разъяснения, согласно которым, ФИО1 не была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, ее работа с осужденными носила разовый и кратковременный характер. Рабочее место ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ находилось в административном здании, находящемся в административной зоне учреждения, куда доступ осужденным был ограничен и осуществлялся в сопровождении аттестованных сотрудников мужчин по служебной необходимости (л.д.74-75,77-82).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком представлены доказательства, что занятость ФИО1 на работах с осужденными составляла менее 80% рабочего времени, следовательно, ИК-25 обоснованно в сведениях о работе истца не указан код особых условий труда.

Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-16), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и, имеющим преюдициальное значение, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на ИК-25 обязанности предоставить в УПФР документы на истца с указанием кода особых условий труда за весь период ее работы, начислить и перечислить в УПФР дополнительный тариф страховых взносов и предоставить в УПФР сведения об особом характере работы ФИО1 в должности инженера центра трудовой адаптации осужденных ИК-25, включенной в Список от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт занятости ФИО1, как инженера, на работах с осужденными не менее 80% рабочего времени, ею не представлено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании действий незаконными и необоснованными.

Требование о взыскании судебной неустойки является производным от основного требования и также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 68, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о признании незаконными и необоснованными действий, выразившихся в невключении инженера центра трудовой адаптации осужденных в отчетность лиц, за которых необходимо начислять и уплачивать дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскании судебной неустойки.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий Ю.С. Кумина