ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1083/2016 от 30.03.2016 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2- 1083\2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30.03.2016 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рыжовой О.А., при секретаре Забелиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ городского округа города Бор о признании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 с учетом дополнения обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ городского округа Бор о признании за им права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота, включении периодов работы в стаж.

В обосновании исковых требований истец пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в ГУ УПФ РФ городского округа с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с тем, что он работал на судах речного флота в периоды навигации судов.Он просил включить периоды его работы ему в стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г. по достижению необходимого возраста.

В назначении досрочной трудовой пенсии было отказано, так как недостаточно стажа для назначения пенсии.

Он считает, что ответчиком неправильно произведен расчет его специального стажа, ему должны быть зачтены в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды навигации, указанные в иске как за полный год работы.

Считал решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.ГУ-УПФР городского округа г.Бор незаконным.

Просил с учетом дополнения требований :

признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

зачесть в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота, периоды работы :

за полный год -ДД.ММ.ГГГГ год на т/х «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ год на т/х «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года на т/х «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ годы на т/х «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ год на т/х « <данные изъяты>».

Представитель УПФ РФ по Борскому району ФИО2 просила иск рассмотреть без нее, указала, что у истца не имеется специального стажа необходимого для назначения досрочной пенсии, поддержала отказ в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, данный ФИО1

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп. 9 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 « О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается досрочно-мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Данные периоды навигации были зачтены ответчиком в специальный стаж, однако по фактической продолжительности, с чем истец не согласен.

Ответчик зачел в специальный в стаж в плавсоставе ФИО3.<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, т.е. до установленного законом стажа <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев не хватает стажа.

Данные судна не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно - вспомогательным и разъездным судам, а также судам пригородного и внутригородского сообщения, что следует из предоставленных справок.

Должности штурман, помощник капитана, капитан относятся к плавсоставу судна.

ФИО1 осуществлял работу на суднах речного флота в периоды навигации судна.

Навигация — это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.

На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В связи с чем, ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек.

В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Аналогичное положение содержится и в ст. 12 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и содержалось в ст. 94 Закона « О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, только работа в навигации дает право на льготное исчисление стажа работы в плавсоставе, т.е. полностью отработанная навигация исчисляется за год работы.

Если навигационный период отработан не полностью, при подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке по его фактической продолжительности, т.е. учитывается вся работа на судне в должности плавсостава, включая очередные отпуска и периоды отгулов.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, (статья 293 в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), сезонными работами признаются работы, которые в силу климатических и иных природных явлений выполняются в течение определенного периода (сезона). Максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

17.06.2009 года Профсоюз работников водного транспорта РФ и Росморречфлот заключили Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009-2012 годы. Согласно п. 5.2. указанного соглашения, под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации».

Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, так же было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа в льготном порядке, полный навигационный период на водном транспорте засчитывался за год работы.

Ответчик произвел подсчет специального стажа за указанные периоды работы. За эти года ответчик зачел эти периоды в стаж по фактической продолжительности работы.

Согласно представленным и исследованным справкам из ОАО «Судоходная компания «<данные изъяты>»,ООО «<данные изъяты>»,ООО « <данные изъяты>» в отношении указанных видов работы истца следует:

Истец участвовал в навигации в следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Эти периоды истец считает должны быть зачтены не по фактической продолжительности, а как полный календарный год. Истец считал, что он полностью отработал навигации <данные изъяты> г. (89%), <данные изъяты> г. (84%), <данные изъяты> г. (94%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (100%), <данные изъяты> г. (82%).

Ответчик представил свой расчет, который судом обозрен в отношении данных периодов, исследован и суд с ним согласен в связи со следующим.

Что касается периодов работы истца за <данные изъяты> г.г., то в данные периоды ФИО1 участвовал в навигации более 80 %, отработал полные навигации, о чем свидетельствуют представленные суду уточняющие справки по стажу работы и эти периоды можно принять как за полный год.

В отношении периодов работы <данные изъяты> г.г., то указанные выше периоды нельзя принять как работу за полный год, так как не имеется надлежащих, достаточных доказательств, что истец участвовал в навигации более 80 %, отработал полные навигации, продолжительность работы истца в каждой из навигации короче той продолжительности, которая устанавливалась в централизованном порядке.

В отношении <данные изъяты>.,<данные изъяты>. ФИО1 не был трудоустроен с начала года(принят на работу был ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ)

Указанные проценты рабочего времени исчислены по представленным доказательствам, исходя из количества периода навигации, установленного в централизованном порядке в пароходстве и количества дней нахождения в навигации ФИО1

Согласно ст. 56 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, в случае невозможности их представить стороны заявляют об этом и суд оказывает содействии в их сборе.

Судом истцу предлагалось пояснить свой расчет, на основании которого указаны данные проценты, которые по размеру не совпадают с расчетом ответчика, представить дополнительные доказательства, однако конкретные арифметические действия истец не произвел в обосновании полученных процентов по периодам работы, не представил дополнительных доказательств.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, (статья 293 в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), сезонными работами признаются работы, которые в силу климатических и иных природных явлений выполняются в течение определенного периода (сезона). Максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

ДД.ММ.ГГГГ Профсоюз работников водного транспорта РФ и Росморречфлот заключили Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009-2012 годы. Согласно п. 5.2. указанного соглашения, под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации». Только фактическая работа по продолжительности может быть зачтена в специальный стаж. При разрешении спора по существу, судом не установлено, что в спорные периоды-<данные изъяты>, г.г., работа истца соответствовала особому характеру труда в течение полного рабочего дня, что он отработал полные навигации,что было бы подтверждено доказательствами, представленными в материалы дела на основании ст. 56 ГПК РФ.

Наоборот, исходя из представленных справок, не имеется доказательств работы истца полные навигации, а именно с этим законодательство связывает возникновение права на назначении пенсии досрочно. Ранее по законодательству не было норм отработки для назначения пенсии, однако и не назначалась пенсия по указанным выше видам и характеру работ и только после введения указанного выше законодательства плавсостав приобрел право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом решение ответчика об отказе в назначении пенсии истцу обоснованно. С учетом включенных судом периодов работы и зачтенных ответчиком в досудебном порядке, у истца не имеется специального стажа работы более 12 лет 6 месяцев, дающий право на назначение пенсии по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при страховом стаже не менее 25 лет ни на момент обращения к ответчику за назначением пенсии, ни на момент наступления необходимого возраста.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично в части включения указанных выше периодов работы как работу за полный год по указанным выше периодам работы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Включить ФИО1 периоды работы за <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> г.г. как за полный год работы, в удовлетворении остальных заявленных, но не удовлетворенных судом требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд в течении 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Рыжова О.А.