ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1083/2022 от 03.10.2022 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-1083/2022

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 26 сентября 2022 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Александровой И.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить защитное сооружение в реестр федерального имущества,

третьи лица:

- администрация муниципального образования Кандалакшский район,

- Министерство имущественных отношений Мурманской области,

- Главное управление МЧС России по Мурманской области,

- Общество с ограниченной ответственностью «Жилищный контроль»,

- МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и ЧС»,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества) о возложении обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество. Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и защите населения от ЧС» на территории Кандалакшского района имеется защитное сооружение <номер>-МЧС - ПРУ, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое является встроенным защитным сооружением, введенным в эксплуатацию в <данные изъяты> году, с классом (группа противорадиационного укрытия) П-2. В соответствии со сведениями, отраженными в выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, указанное защитное сооружение балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный. По сведениям МТУ Росимущества защитное сооружение гражданской обороны <номер>-МЧС в реестре федерального имущества не учитывается и не учитывалось.

Отсутствие собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

На основании изложенного, прокурор просит возложить на МТУ Росимущества обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение <номер>-МЧС - убежище, расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Ермолова Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика - МТУ Росимущества в судебном заседании участия не принимали, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении иска отказать.

Представители Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором указали, что поддерживают правовую позицию прокурора г. Кандалакши, изложенную в иске.

Представители администрации муниципального образования Кандалакшский район о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в свое отсутствие, указали, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представители Главного управления МЧС России по Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд отзыв на иск, полагают исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представители ООО «Жилищный контроль» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, мнение по иску не представили.

Представители МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и ЧС» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили отзыв, в котором указали, что защитное сооружение числится в реестре МЧС России под <номер>-МЧС и зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО МБУ «Кандалакшское управление по делам Го и ЧС», используется для нужд жильцов многоквартирного дома, не готово к приему укрываемых.

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав старшего помощника прокурора Ермолову Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании п. 1 ст. 4 Закона о гражданской обороне организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Согласно статье 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации в числе полномочий в области гражданской обороны определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок), пунктами 2, 4, 8 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты гражданской обороны.

Убежищем является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Противорадиационным укрытием является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу п. 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно положениям раздела 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от <дата><номер>, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.

Учет защитных средств гражданской обороны (далее - ЗС ГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, ЗС ГО снимаются с учета.

В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия.

В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает его готовность к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны.

К акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются, в частности, паспорт защитного сооружения, выписка из реестра федерального имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что по адресу: <адрес>, находится защитное учреждение гражданской обороны, имеющее инвентарный номер <номер>, номер ЗС ГО в реестре ГУ МЧС России <номер>, тип ЗС ГО – ПРУ (противорадиационное укрытие), год ввода в эксплуатацию <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно паспорту убежища <номер> от <дата> данное ЗС ГО имеет вместимость 390 человек, общую площадь <данные изъяты> кв.м., расположение – встроенное в здание, класс убежища (группа противорадиационного укрытия) - П-2.

Из технического паспорта здания, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что помещение убежища расположено в помещениях подвала указанного дома.

Как следует из сообщения Росимущества по Мурманской области, ЗС ГО <номер>-МЧС в реестре федерального имущества не учитывалось и не учитывается.

Из сообщения Министерства имущественных отношений Мурманской области следует, что ЗС ГО <номер>-МЧС в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается.

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО*(ПРУ) инв. <номер> данное защитное сооружение гражданской обороны входит в состав многоквартирного жилого дома, является общедолевой собственностью его жильцов.

Главным управлением МЧС России по Мурманской области представлена выписка из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, согласно которой защитное сооружение под инвентарным номером <номер> расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вместимостью <данные изъяты> человек, <данные изъяты> года ведения в эксплуатацию, готовность к приему укрываемых – НГ.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата><номер>, сведения о защитном сооружении <номер>-МЧС, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., (подвал, радиационное укрытие) отсутствуют.

В соответствии с актом осмотра от <дата>, составленного представителями прокуратуры г. Кандалакша, ОНД и ПР по Кандалакшскому и Терскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по мурманской области, МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и ЧС», ООО «УК «Жилищный контроль», установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны <номер>-МЧС, расположено в подвале многоквартирного жилого дома, при этом свободный доступ в подвал отсутствует, сооружение не используется, инженерно-техническое оборудование в нерабочем состоянии. Согласно экспликации к поэтажному плану здания помещения ЗС и ГО занимают помещения подвала <номер>, в помещении <номер> находится тепловой пункт. Из представленных к акту фотографий следует, что в помещении имеется система вентиляции, помещения санузлов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект гражданской обороны, имеющий паспорт защитного сооружения, состоящий в реестре ГУ МЧС России по Мурманской области под <номер>, инвентарный номер <номер>, не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется. При этом с учета как объект гражданской обороны не снят, доказательств тому, что он утратил защитные свойства, в материалах дела не имеется.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Противорадиационное укрытие относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

На территории Мурманской области указанные функции возложены на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

В соответствии с п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (ред. от 25.12.2021)"О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества" (далее - Положение) учет федерального имущества – получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Согласно п. 3 Положения объектом учета федерального имущества (далее - объект учета) является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество; а) недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам); б) движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество); в) иное имущество (в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам).

В силу пункта 6 Положения об учете и о контроле использования федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы осуществляют учет федерального имущества и ведение реестра.

Согласно п. 10 указанного Положения ведение реестра осуществляется путем внесения в соответствующие подразделы реестра карт сведений об объектах учета, расположенных на территории Российской Федерации и за рубежом, и о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них (далее - карты сведений об объекте учета), и уточнения изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации, а также путем исключения из реестра соответствующих карт сведений об объекте учета при прекращении права собственности Российской Федерации на него и (или) деятельности либо существования правообладателя.

Соответственно в силу вышеприведенных правовых норм, указанное защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>, в силу закона является федеральной собственностью, в связи с чем должно быть внесено в реестр федерального имущества.

Поскольку до настоящего времени противорадиационное укрытие не включено в реестр федерального имущества, что может негативно отразиться на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан при ведении военных действий либо террористических угрозах, на ответчика, как на уполномоченный орган надлежит возложить обязанность по обеспечению учета указанного защитного сооружения гражданской обороны как объекта федеральной собственности, включению его в реестр федерального имущества, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по внесению спорного объекта в реестр федерального имущества в связи с отсутствием у него для этого необходимых документов (данных) суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не освобождает уполномоченный орган от возложенной законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества, при этом суд учитывает, что для реализации возложенных на него полномочий ответчик не лишен права самостоятельного получения необходимых для ведения реестра данных.

Также суд признает несостоятельными доводы ответчика о том, что право на спорное защитное сооружение как бесхозяйное должно быть установлено в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, являются федеральной собственностью до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, и, тем самым, не могут быть отнесены к бесхозяйной вещи.

Доводы ответчика о необходимости рассмотрения иска прокурора в порядке административного судопроизводства, суд отклоняет, поскольку в соответствии с положениями статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Рассматриваемый гражданский иск заявлен прокурором в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации о включении противорадиационного укрытия как защитного сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, при этом требования об оспаривании действий (бездействия) МТУ Росимущества прокурором не заявлены, в связи с чем спор не относится к административному судопроизводству. При этом прокурор, вопреки доводам ответчика, в иске указал, что обращение в суд с иском имеет цель защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы. Досудебный характер по данной категории дел не предусмотрен, в связи с чем довод ответчика о том, что ему не поступали требования прокурора о включении объекта в реестр федерального имущества также необоснованно.

Суд учитывает доводы ответчика о том, что нормативными правовыми актами полномочиями по созданию, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, однако, учитывая, что в силу закона спорный объект относится к федеральной собственности, он также должен быть включен уполномоченным органом, которым является МТУ Росимущества, в реестр федеральной собственности.

Оценивая доводы МТУ Росимущества в части того, что спорный объект по своим характеристикам не является противорадиационным укрытием, необоснованно поставлен на учет и подлежит исключению из всех учетных документов в качестве защитного сооружения гражданской обороны, длительное время никем не обслуживался, не может использоваться по своему назначению, рекомендован к снятию с учета, о чем свидетельствуют результаты его инвентаризации от <дата>, письмо главного Управления МЧС России по Мурманской области от <дата><номер>, приказ МЧС России от <дата><номер> суд приходит к выводу, что они не могут служить основаниями для отказа в иске, поскольку на дату рассмотрения дела спорный объект состоит в реестре ЗС и ГО МЧС России под <номер>, инвентарный <номер>, в МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и ЧС» ведется паспорт защитного сооружения, на котором имеется заверенная печатью и подписью руководителя отметка «эксплуатируется в качестве укрытия» (основание – письмо ГУ МЧС России по МО от <дата><номер>), с учета в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным и введенным в действие приказом МЧС России от <дата><номер>, защитное сооружение не снято. При этом, в силу п. 2.9 Правил <номер>, к акту о снятии с учета защитного сооружения прилагается выписка из реестра федерального имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил обязать ответчика совершить определенные действия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что суд полагает разумным, обоснованным и достаточным для проведения ответчиком необходимых мероприятий.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - МТУ Росимущества, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (ИНН <данные изъяты>) обязанность включить в реестр федерального имущества объект - защитное учреждение гражданской обороны противорадиационное укрытие, инвентарный номер <номер>, номер в реестре ГУ МЧС России <номер>, год ввода в эксплуатацию <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова