ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10844/2013 от 13.12.2013 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

  Дело №2-10844/2013

 2-13891/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 13 декабря 2013 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания А.Р. Исламовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску прокурора ..., действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» о возложении обязанности заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан, зарегистрировать обременение на объект культурного наследия республиканского значения, установить информационную табличку на объект культурного наследия республиканского значения, по иску общества с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» к Министерству культуры Республики Татарстан об исключении здания из государственного реестра объектов культурного наследия,

 УСТАНОВИЛ:

 ..., действующего в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» о возложении обязанности заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан, зарегистрировать обременение на объект культурного наследия республиканского значения, установить информационную табличку на объект культурного наследия республиканского значения. В обоснование заявленных требований указано следующее.

 ... проведена проверка испол­нения законодательства об охране объектов культурного наследия ООО «Ин­вестпроект 53».

 Установлено, что здание, расположенное по адресу: ...­верситетская, ..., общая площадь 462, 9 кв. м., инв. № ..., лит. 6, 7 на основании Протокола внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества «Фарминвестпроект» от ... № 18, на основа­нии Акта приема-передачи от ... передано в собственность ООО «Инвестпроект 53». Земельный участок, расположенный по адресу: ..., общая площадь 511 кв.м. на основании Догово­ра купли-продажи земельного участка от ... передан в собственность ООО «Инвестпроект 53».

 В соответствии с постановлением Кабинета ФИО2 Республики Та­тарстан от ... ... «О включении в государственные охранные рее­стры памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументаль­ного искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Та­тарстан», объект, расположенный по адресу: ..., является дополнительно выявленным объектом культурного насле­дия, подлежащим охране как памятник республиканского значения. Наиме­нование указанного объекта культурного наследия - «Храмовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4». В по­становлении Кабинета ФИО2 Республики Татарстан от ... ... указано, что пользователям и собственникам недвижимых памятников истории и культуры в месячный срок необходимо оформить в Министерстве культуры Республики Татарстан охранную документацию.

 На основании свидетельства о государственной регистрации права от ... серия 16 - AM ... зарегистрировано право собственности ООО «Инвестпроект 53» на указанный объект культурного наследия без ка­кого-либо обременения.

 Проверка показала, что собственник объекта культурного наследия - ООО «Инвестпроект 53» использует объект культурного наследия - «Храмовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4» с нарушением законодательства об объектах культурного наследия. Так, ООО «Инвестпроект 53» в нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия до настоящего времени не заключено охранное обязательство на указанный объект культурного наследия, не заре­гистрировано обременение. Кроме того, отсутствует информационная таб­личка о том, что указанный объект является памятником истории культуры.

 Указанные факты являются недопустимыми, и способствуют наруше­нию законодательства об охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценно­стям и на сохранения и развития историко-культурной среды обитания.

 На основании изложенного прокурор ... просит суд обязать ООО «Инвестпроект 53» заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного на­следия республиканского значения - «Храмовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4», расположенный по ад­ресу: ..., Университетская, ... до 01.03.2014;

 Обязать ООО «Инвестпроект 53» зарегистрировать обременение на объект культурного наследия республиканского значения - «Храмовый ком­плекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО5­нов», расположенный по адресу: ..., Университетская, ... до 01.04.2014;

 Обязать ООО «Инвестпроект 53» установить информационную таб­личку на объекте культурного наследия республиканского значения - «Хра­мовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4», расположенный по адресу: ... до 01.04.2014.

 Представитель прокурора ... в судебном заседании заявленные требования поддержал.

 Представитель Министерства культуры Республики Татарстан в судебном заседании против удовлетворения требований не возражал.

 Представитель ответчика ООО «Инвестпроект 53» заявил самостоятельные требования относительно предмета спора. Указав в обоснование следующее.

 Истцу на праве собственности принадлежит здание с пристроем, общей площадью 462,9 кв.м, расположенное по адресу: .... Право собственности зарегистрировано ... без ограничений (обременении).

 В ходе проверки, проведенной прокуратурой ... в сентябре 2013 года истцу стало известно, что в соответствии с постановлением Кабинета ФИО2 Республики Татарстан от ... ... «О включении в государственные охранные реестры памятников истории градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передачи памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Татарстан», данный объект является дополнительно выявленным объектом культурного наследия, подлежащим охране как памятник республиканского значения - «Храмовый комплекс, 19 в. Никольская староверческая церковь, 1855 .... ФИО4».

 Истец считает ошибочным включение здания, расположенного по адресу: ... государственный охранный реестр в качестве памятника республиканского значения.

 В соответствии с принятым в 2002 году Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты относятся к выявленным объектам культурного наследия если представляют собой историко-культурную ценность и в отношении них вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия.

 При включении спорного объекта в государственные охранные реестры каких-либо специальных исследований на предмет сохранности объекта культурного наследия не производилось.

 Период наибольшей архитектурной завершенности ФИО1 комплекса относится к 1890-1910 г.г., зафиксированный иконографическим материалом, относящимся к данному периоду (фотографии 1910 года). После 1917 года храм (одноэтажный) был переделан под жилой двухэтажный дом, при этом барабан, купол и колокольня снесены, разрушена часовня, оттесаны каменные наличники, заложены кирпичом старые проемы и прорублены новые, внутреннее пространство разрушено полностью, отделка не  сохранилась. Данные факты специалистами в предусмотренном законодательством порядке не исследовались.

 Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (п.2 ст.23 Федерального закона N 73-ФЗ).

 Нахождение вышеозначенного объекта культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия нарушает права и законные интересы собственника, поскольку, поскольку возлагает на собственника дополнительные обязательства, предусмотренные законодательством применительно к объектам культурного наследия

 Руководствуясь изложенным ООО «Инвестпроект 53» просит суд  обязать Министерство культуры Республики Татарстан провести процедуру об исключении из Единого государственного реестра объекта культурного наследия здания, расположенного по адресу: ..., назначить по данному делу государственную историко-культурную экспертизу объекта.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, бе­речь памятники истории и культуры.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль­туры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного на­следия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объ­ектом культурного наследия.

 Объекты культурного наследия, согласно статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках ис­тории и культуры) народов Российской Федерации», п. 1 ст. 14 Закона Рес­публики Татарстан от 01.04.2005 № 60-ЗРТ «Об объектах культурного на­следия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соот­ветствии с действующим законодательством.

 В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия при­меняются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обя­зательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР ... от 16.09.1982.

 В соответствии со статьей 51 указанного Закона право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодек­сом Российской Федерации.

 В силу пункта 1 статьи 63 Закона № 73-ФЗ вплоть до вступления в силу утвержденного Правительством РФ нормативных актов, издание которых от­несено Законом № 73-ФЗ к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использо­вания памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры.

 Порядок и условия использования памятников истории и культуры ус­танавливаются государственными органами охраны памятников и определя­ются для каждого памятника находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций граждан, соответствующим охран­ным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством (абзац 1 пункта 59 данного Положения).

 В охранных документах, среди прочего, предусматриваются порядок и способ реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, сад парков, природных ландшафтов, организа­ция надлежащей охраны памятников и другие условия (абзац 2 пункта 59 Положения).

 Абзацем 3 пункта 59 того же Положения предусмотрено, что ответст­венность соблюдения установленных охранными документами порядка и ус­ловий использование памятников возлагается на руководителей предпри­ятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

 Абзацем 1 пункта 60 Положения установлено, что охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организация­ми, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях, и местными государ­ственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.

 В силу ст. 63 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п. 59 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», требования к со­хранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обре­менением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собст­венности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущест­ва, подлежат государственной регистрации.

 В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав пра­вами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателя или приобретающих указанные права лиц.

 Из материалов дела усматривается, что прокуратурой ... проведена проверка испол­нения законодательства об охране объектов культурного наследия ООО «Ин­вестпроект 53».

 Установлено, что здание, расположенное по адресу: ...­верситетская, ..., общая площадь 462, 9 кв. м., инв. № ..., лит. 6, 7 на основании Протокола внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества «Фарминвестпроект» от ... № 18, на основа­нии Акта приема-передачи от ... передано в собственность ООО «Инвестпроект 53». Земельный участок, расположенный по адресу: ..., общая площадь 511 кв.м. на основании Догово­ра купли-продажи земельного участка от ... передан в собственность ООО «Инвестпроект 53».

 В соответствии с постановлением Кабинета ФИО2 Республики Та­тарстан от ... ... «О включении в государственные охранные рее­стры памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументаль­ного искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Та­тарстан», объект, расположенный по адресу: ..., является дополнительно выявленным объектом культурного насле­дия, подлежащим охране как памятник республиканского значения. Наиме­нование указанного объекта культурного наследия - «Храмовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4». В по­становлении Кабинета ФИО2 Республики Татарстан от ... ... указано, что пользователям и собственникам недвижимых памятников истории и культуры в месячный срок необходимо оформить в Министерстве культуры Республики Татарстан охранную документацию.

 На основании свидетельства о государственной регистрации права от ... серия 16 - AM ... зарегистрировано право собственности ООО «Инвестпроект 53» на указанный объект культурного наследия без ка­кого-либо обременения.

 Проверка показала, что собственник объекта культурного наследия - ООО «Инвестпроект 53» использует объект культурного наследия - «Храмовый комплекс, 19 в.: Никольская единоверческая церковь, 1855 г., арх. ФИО4» с нарушением законодательства об объектах культурного наследия. Так, ООО «Инвестпроект 53» в нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия до настоящего времени не заключено охранное обязательство на указанный объект культурного наследия, не заре­гистрировано обременение. Кроме того, отсутствует информационная таб­личка о том, что указанный объект является памятником истории культуры.

 Указанные факты являются недопустимыми, и способствуют наруше­нию законодательства об охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценно­стям и на сохранения и развития историко-культурной среды обитания.

 Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) наро­дов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъ­емлемой частью всемирного культурного наследия.

 В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов куль­турного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Фе­дерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурно­го наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритет­ных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления.

 В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ... № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с дополнениями и изменениями) на объек­тах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее информационные надписи и обозначения). Надписи выпол­няются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик-субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч. 2 вышеназванного закона порядок установки информаци­онных надписей и обозначений на объекты культурного наследия региональ­ного значения или объекты культурного наследия местного (муниципально­го) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или му­ниципальным правовым актом.

 Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия согласно данному закону возлагается на собственников объектов.

 В соответствии со ст. 24 Закона РТ от ... № 60-ЗРТ « Об объектах культурного наследия в ...» (с изменениями и дополнениями) на объектах культурного наследия регионального (республи­канского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципаль­ного) значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие ин­формацию об этих объектах.

 Согласно ч. 3 вышеуказанного закона обязанность по установке ин­формационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

 Обязанность собственника по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия закреплена и в Приказе Фе­деральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от ... ... «Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения».

 При таком положении, суд считает заявленные исковые требования прокурора ... подлежат удовлетворению.

 Удовлетворение заявленных прокурором ... исковых требований исключает возможность удовлетворения иска ООО «Инвестпроект 53».

 В доход государства с ООО «Инвестпроект 53» подлежит взысканию сумма в размере 200 руб.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора ... удовлетворить.

 Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» обязанность по заключению охранного обязательства с Министерством культурны Республики Татарстан на объект культурного наследия республиканского значения «Храмовый комплекс, 19 века: Никольская единоверческая церковь, 1855 года, арх. ФИО4», расположенный по адресу: ... до ....

 Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» обязанность зарегистрировать обременение на объект культурного наследия республиканского значения «Храмовый комплекс, 19 века: Никольская единоверческая церковь, 1855 года, арх. ФИО4», расположенный по адресу: ... до ....

 Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» обязанность установить информационную табличку на объект культурного наследия республиканского значения «Храмовый комплекс, 19 века: Никольская единоверческая церковь, 1855 года, арх. ФИО4», расположенный по адресу: ... до ...

 В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» об исключении здания из государственного реестра объектов культурного наследия отказать.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестпроект 53» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 руб.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.

 Судья А.Р. Сафин